"Роль художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста".
Автор: Моргунова Оксана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад "Морозко" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район,пос. Приозёрный Наименование материала: Статья Тема: "Роль художественной литературы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
Статья «Роль художественной литературы в развитии речи детей старшего
дошкольного возраста».
Общеизвестно
воздействие
художественной
литературы
на
умственное
и
эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На
важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи
указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.
Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А.
Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление
и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как,
расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность
малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная
литература
сопровождает
человека
с
первых
лет
его
жизни.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и
художественной
формы.
Восприятие
литературного
произведения
будет
полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого
необходимо
обратить
внимание
детей не
только
на
содержание,
но
и
на
выразительные
средства
языка
сказки,
рассказа,
стихотворения
и
других
произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается
изобретательное
отношение
к
литературным
произведениям,
формируется
художественный вкус.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дошкольники
способны
понимать
идею,
содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов
и
словосочетаний.
Все
последующее
знакомство
с
огромным
литературным
наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном
детстве.
Основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к
книге.
Проблема
восприятия
литературных
произведений
разных
жанров
детьми
дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь
от
наивного
участия
в
изображаемых
событиях
до
более
сложных
форм
эстетического
восприятия.
Исследователи
обратили
внимание
на
характерные
особенности
понимания
дошкольниками
содержания
и
художественной
формы
литературных произведений.
Это
прежде
всего
конкретность
мышления,
небольшой
жизненный
опыт,
непосредственное отношение к действительности.
Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в
результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического
восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
На
основе
анализа
литературного
произведения
в
единстве
его
содержания
и
художественной формы, а также в активном освоении средств художественной
выразительности
дети
овладевают
способностью
передавать
в
образном
слове
определенное содержание.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение
говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в
себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче
мыслей
и
чувств
в
процессе
общения.
Правильность
и
коммуникативная
целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным
языком.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как
работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической,
грамматической),
восприятием
разнообразных
жанров
литературных
и
фольклорных
произведений
и
как
формирование
языкового
оформления
самостоятельного
связного
высказывания.
Произведения
художественной
литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные
формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются
важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Показателем
богатства
речи
является
не
только
достаточный
объем
активного
словаря,
но
и
разнообразие
используемых
словосочетаний,
синтаксических
конструкций,
а
также
звуковое
(выразительное)
оформление
связного
высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с
развитием образности речи.
Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова,
помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность
употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение
приобретают владение запасом грамматических средств.
Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и
интонационное
оформление
высказывания,
а
от
сюда
–
и
эмоциональное
воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и
такие
характеристики
звуковой
культуры
речи,
как
сила
голоса
(громкость
и
правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Важнейшими
источниками
развития
выразительности
детской
речи
являются
произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том
числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки,
считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так
как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение
тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная
система
русского
фольклора
своеобразна.
Чрезвычайно
разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни,
предания,
а
также
малые
формы
–
частушки,
потешки,
загадки,
пословицы,
поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других
качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных
особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной
лексики
и
понимание
целесообразности
ее
использования
в
соответственных
сочинениях.
В
старшей
группе детей
учат
при
восприятии
содержания
литературных
произведений замечать выразительные средства.
Дети
старшего
возраста
способны
более
глубоко
осмысливать
содержание
литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной
формы,
выражающей
содержание.
Они
могут
различать
жанры
литературных
произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее
глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго
запомнились и полюбились поэтические образы.
При
ознакомлении
дошкольников
со
стихотворными
произведениями
нужно
помочь
ребенку
почувствовать
красоту
и
напевность
стихотворения,
глубже
осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, нужно раскрывать перед детьми общественную
значимость
описываемого
явления,
взаимоотношения
героев,
обращать
их
внимание
на
то,
какими
словами
автор
характеризует
и
самих
героев,
и
их
поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком
основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое
богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим
богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В
старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться
художественным
словом,
закладывается
основа
для
формирования
любви
к
родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
Ознакомление
с
художественной
литературой
включает
целостный
анализ
произведения,
а
также
выполнение
творческих
заданий,
что
оказывает
благоприятное
влияние
на
развитие
поэтического
слуха,
чувства
языка
и
словесного творчества детей.
Список используемой литературы:
1.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. – М.: Просвещение, 1991.
2.
Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
3.
Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение,
1993.
4.
Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.