Напоминание

"Пленные...Скорбь и боль" по произведениям о войне


Автор: Цуцканова Екатерина Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ " Школа №65"
Населённый пункт: г.Рязань, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Пленные...Скорбь и боль" по произведениям о войне
Раздел: среднее образование





Назад




Урок -размышление

по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!"

"Пленные… Предатели или герои?"

Цели урока:

познакомить учащихся с творчеством К.Д. Воробьева, раскрыть своеобразие его таланта,

определить место и роль писателя в литературе о Великой Отечественной войне;

проанализировать произведение Воробьева К.Д. и попытаться понять, кем были пленные

для своей страны; проследить все тяготы военного времени;

воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре и истории своего народа.

Тип урока: анализ художественного текста.

Ход урока

1. Актуализация темы

(Слово учителя)

9 Мая 2020 года многие страны Европы и Азии отметили 75-летие Победы советского народа в

Великой Отечественной войне. Все меньше остается среди нас людей, которые могут, как

очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Мы

Ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Поэтому так и важна для нас исповедальная

литература.

? Поясните мне термин « исповедальная».

Учитель: произведения К.Воробьёва рисуют такие события Великой Отечественной

войны, которые не до конца известны нам взрослым, и почти не знакомы вам. У него свой

лик войны - плен.

Нельзя сказать, что люди совсем не знали о жизни узников тюрем и каторжан. К теме,

каждый в своё время, обращались классики мировой литературы: Виктор Гюго в

"Отверженных", Ф. Достоевский в "Записках из Мёртвого дома", Л. Толстой в

"Воскресении", А. Чехов в "Острове Сахалин".

Но ведь это всё-таки художественные произведения, для которых помимо достоверных

фактов характерна и доля вымысла.

Учитель:

– Сегодня на занятии мы будем вспоминать события Великой Отечественной войны, и в этом

нам поможет произведение Константина Дмитриевича Воробьева “Это мы, Господи!”.

(Слайд )

? Что в вашем понимании значит слово “плен”?

Обратимся к словарю Ожегова. Состояние порабощенности того, кто захвачен на войне

противником и лишен свободы.

Составьте синквейн на тему « Плен, пленный».

1сущ.-2 прил.-3 глаг.-фраза-сущ ( с 1).

Комментарий…

- Об этих страданиях, невыносимых, нечеловеческих и написал К. Воробьёв в своей повести "Это мы,

господи". Написал так, как никто ещё не писал. Почему?

( Слайд о жизни К Воробьева.)

Биография (слайды)

Русский писатель Константин Д. Воробьёв родился в селе Нижний Реутец Курской области.

Здесь он окончил школу затем учился в Москве. Будучи кремлёвским курсантом Воробьёв

осенью 1941 г. попадает на фронт, защищает Москву, осенью 1941 г. попадает в плен.

Саласпилсский и Шяуляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на

свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи

продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьёву, когда, вынужденный с другими

товарищами уйти в подполье, он стал писать о том, что ещё совсем недавно пришлось пережить.

Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Под повестью “Это мы, Господи!” Должны стоять три даты: 1943-1946-1986 г. (на доску цифры) В

сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный экземпляр был

предложен случайно журналу “Наш современник” женой Воробьёва и опубликован только

1986году.

Отношение к пленным всегда волновало писателя Воробьёва. “Сыромуков, герой К. Воробьёва

70-х говорит, что за мучения плена надо было давать орден, а его оппонент, Яночкин, с яростью

отвечает: “Да, орден – “Блудный сын”– получай и носи без права снятия”.

– И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

Пленные – герои или предатели Родины?

– О чём повесть Воробьёва? Кратко перескажите.

Это произведение не оставляет равнодушным, волнует любого читателя.

– Зачитайте эпизоды из произведения, которые заставили вас переживать, произвели сильное

впечатление. Объясните, почему?

Работа над повестью.

1. Чтение из повести описаний, рисующих ужасы плена

а) Гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на

Волоколамск.

б) Описание Смоленского лагеря.

- Как вы относитесь к услышанному?

- Одинаково ли люди переживали ужасы, тяготы плена?

- Вспомните и перескажите некоторые сцены, показывающие разное поведение пленных?

(Проверка домашнего задания).

Сцена казни пленных из-за украденной муки.

Неудачный побег Сергея и Ванюши.

Сцена самоубийства.

Побег Сергея и Ванюши из вагона.

- Как относиться к людям не пытавшимся бежать; к тем, кто, не выдержав пыток, кончал

жизнь самоубийством; к тем, которые на какое-то время растерялись? Можем ли мы их

презирать?

Меня больше всего поразил вот этот эпизод с матерью. (Читает учитель)

А сейчас предлагаю прослушать отрывок из повести. (Отрывок с убитой лошадью в лагере)

Пауза

– Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы думаете, почему этот эпизод

описывает автор так подробно?

– Слушать, представлять страшно. А каково пережить? Автор К.Д Воробьёв знал, о чём писал.

– Не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, нечеловеческих ещё никто так не

писал. Он хотел, чтобы о них все узнали. В плену были разные люди. Одни находили силы

бороться, устраивали побеги, другие покорились и ждали своей участи.

– Что скрыто в названии повести? Какую мысль несёт заглавие?

– Когда человек обращается к Богу? (в минуты наивысшей радости, и в моменты безмерного

горя. В названии звучит мысль о безмерном страдании, о том, что в обличье полуживых существ

трудно узнать самих себя, мы прошли все трудности, но не потеряли в себе человеческое).

– А какому Богу поклонялись немцы? (Слайд)

– Какие слова использует автор для изображения немецких солдат? (Глава 6, глава 7)

(Жестокие, нарисованы как серая масса, нет индивидуальности.)

– Но, даже находясь в таких нечеловеческих условиях, русские люди не теряли веру в победу,

человечность.

Таким мы видим и главного героя повести Сергея Кострова.

Вспомните, какие мысли были у главного героя Сергея в тот момент, когда он попал в плен.

Зачитайте (глава 1)

Благодаря чему смог выстоять. Каким словом автор назвал это качество. (Глава 6)

– Какие люди окружали Сергея? Кого автор выделяет особенно? Почему?

– НИКИФОРОВИЧ

– НИКОЛАЕВ

– ВАНЮША

– Какие качества присущи этим людям? Найдите слова, которые наиболее точно характеризуют

героев, которые помогают нам представить, понять их.

– Скажите, что этих людей притягивает к Сергею.

– Кого люди видели в нём? (люди видят в нём опору, он находит единомышленников).

Вывод Несмотря на то, что люди в лагерях разного возраста, разные по внутренней прочности,

но у всех одна цель– выжить в нечеловеческих условиях, не сломаться духовно.

– Какие чувства испытывает человек, когда понимает, что уже ничего нельзя сделать?

(отчаяние, тоска, безразличие) Сергею эти чувства присущи? Почему? (Нет, так у него всегда

есть надежда!

– Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия

Люди, находящие в плену – ГЕРОИ ИЛИ ПРЕДАТЕЛИ?

Какую оценку своим героям дает автор? (Нет ни одного слова, где мы могли бы услышать

осуждение, только сочувствие, сострадание, понимание)

– Какое ещё очень яркое событие, описанное в повести, подчеркивает отношения литовских

рабочих к военнопленным?

ЧИТАЮ ОТРЫВОК (Шел март…)

– Можем ли мы забыть, какой ценой досталось победа. Что будет, если не останется этих слов

“Никто не забыт, ничто не забыто”.

– Чистый лист, значит… всё может повториться опять.

Учитель: Нашему старшему поколению и нам внушали настороженное, недоверчивое отношение к бывшим

узникам. К счастью, это время прошло. Перемены в нашей жизни, трагические события в Афганистане, Чечне

- всё это освободило нас от стереотипного взгляда, разделяющего пленных на хороших и плохих, пробудило

милосердное отношение к людям, перенёсшим немыслимые страдания.

- Нужно ли читать такие произведения? Даёт ли чтение таких произведений "пищу для ума"?

Учитель: Всё, казалось бы, закончилось. Пришла долгожданная победа. Повесть эта осталась незаконченной;

но то, что мы с вами её читаем, доказывает нам, что Сергей Костров выжил и вернулся на Родину. Родина

встречала своих героев.

А с запада на восток шли и шли эшелоны. Чудом спасшиеся из фашистских концлагерей попадали

в

советские лагеря

. За что? Чем они провинились перед "своим народом"? От кого теперь бежать и куда?

Вот в чём безысходность!

Их считали дезертирами и предателями. Приказ Сталина ( историческая

справка)

И только немногие оставшиеся в живых могли сказать, как на самом деле дышалось им за колючей

проволокой лагерей.

Промежуточный итог

Известно огромное количество случаев, когда после гитлеровских лагерей пленные попадали в

советские лагеря, где. Почему?

Работа с документальной литературой.

Советские военнопленные массово умирали в немецких

лагерях военнопленных, особенно в сборных лагерях. Так, например, только на территории

Польши, по данным польских органов власти, захоронено 883 тыс. 485 чел. советских

военнопленных, погибших в многочисленных нацистских лагерях

Воспоминания о Н.М. Ференца "Вернулся солдат из плена" (газета ДВК от 30 октября 1997 г.)

Учитель: О чём рассказали легенды - мы знаем. Теперь мы должны рассказать – о чём они умолчали.

3. Подведение итогов

Ребята, предлагаю вам в течение 2 минут записать, а потом озвучить продолжение фразы:

“Повесть Воробьёва “Это мы, господи! – это повесть о …

(о силе и слабости человеческого характера, о желании жить и бороться, о внутренней силе

человека,о сострадании,об уважении к прошлому)

Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: (слайд)

“Повесть Воробьева – это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны,

которую мы все пишем и пишем и не можем дописать”…

Домашнее задание :

придумайте обложку к книге К.Воробьева « Это мы, Господи».

Объясните, почему именно такой вы представляете себе ее.

Заключительное слово

.

Ребята, литература о войне - литература о сострадании, ненависти, гордости, любви, ПАМЯТИ…

Мы обязаны помнить все, что происходило, все, что пришлось пережить нашим отцам, дедам,

прадедам. Пока мы будем помнить те страшные события, будут ЖИТЬ в нашей памяти более 27

миллионов погибших в той страшной войне.

И звучат как наказ нам, потомкам, слова маленького героя из повести Альберта Лиханова

“Последние холода:

ДА, ВОЙНЫ КОНЧАЮТСЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО.

НО СЛЁЗЫ ДОЛГО НЕ ВЫСЫХАЮТ.

МЫ-ТО ЭТО ПОМНИМ.

НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.

НЕ ЗАБУДЬТЕ! ТАК МНЕ ВЕЛЕЛА УЧИТЕЛЬНИЦА

АННА НИКОЛАЕВНА

ЭТО ВСЕ ПРАВДА. ВСЁ ЭТО БЫЛО. ПОМНИТЕ…



В раздел образования