Автор: Трубина Полина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пежемская СШ № 14"
Населённый пункт: Вельский район, с. Пежма
Наименование материала: "С литературой вокруг света"
Тема: "Применение ИТК в системе работы учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пежемская средняя школа №14»
Методическая разработка по литературе и финансовой грамотности
Деловая игра: «Битва умов. Миллионер»
6 класс
Составитель: Трубина Полина Юрьевна учитель русского языка и литературы.
2020 год
0
Деловая игра по литературе и финансовой грамотности.
Тип: Закрепление изученного материала.
Класс: 6
Цель: Закрепить пройденный материал по предметам.
Задачи урока:
Образовательная:
формирование представлений об окружающем мире в финансовой сфере;
умение находить характерные особенности научно-познавательной игры;
развитие художественно-творческих способностей.
Развивающая:
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Воспитательная:
эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
-Умения оценивать свои действия;
-Умение самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.
1
Регулятивные:
-Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
-Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.
-Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные:
-Самостоятельное формулирование познавательной цели.
-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Коммуникативные:
-Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
-Развивать умение слушать и понимать других.
-Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
-Находить в тексте информацию.
-Умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли, владение диалогической речью.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
момент
-Здравствуйте, ребята. Я рада Вас видеть. Улыбнитесь мне, а теперь
вашему соседу по парте. Надеюсь настроение на урок у всех
отличное,все готовы к плодотворной работе
-Как вы понимаете фразу немецкого писателя Бертольд Авербах:
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Бертольд Авербах (немецкий писатель)
Приветствие учителя
Ответы обучающихся
Актуализация
знаний
Скажите, чему посвящена эта неделя в нашей школе?
Действительно, так как в вашем классе ведется этот предмет, хочу у
Неделя финансовой грамотности.
2
вас узнать, знаете ли вы некоторые термины, связанные с финансами.
Я вас называю слово, а вы мне определения.
1. Акция- это
2. Банк- это
3. Деньги-это
4. Доходы и расходы-это
5. Бюджет-это
-Отлично! Вспомнили главные термины.
-Как вы считаете, финансы играют большую роль с жизни человека?
-Почему?
Дают определения финансовым
терминам.
1.
бессрочная эмиссионная ценная
бумаг, свидетельствующая о
вкладе инвестора в уставный
фонд акционерного общества.
2.
государственное, акционерное,
кооперативное или другое
учреждение, привлекающее
денежные средства и
размещающее их в форме
кредита, а также
осуществляющее иные операции
в соответствии с
законодательством
3.
Деньги играют роль посредника в
процессе обмена товарами и
услугами. Это средство платежа,
а также накопления и
сбережения.
4.
денежные средства и
материальные блага, полученные
(доходы) и потраченные
(расходы) за определенный
период времени.
5.
план доходов и расходов
частного лица, организации или
государства в целом,
составленный на определенный
период.
В зависимости от того, кем и для
3
кого составляется бюджет, он
может быть государственным;
бюджетом организации;
бюджетом домохозяйства
Отвечают на поставленные вопросы.
Целеполагание
-Ребята, предположите, какая тема урока.
- Какую цель мы поставим перед собой на урок?
-Какие задачи?
Цель урока: закрепить пройденный
материал.
Задачи: -вспомнить материалы, темы
прошлых уроков;
-назвать денежные единицы стран;
-дать определение финансовым терминам.
И другое.
Формирование
новых умений и
знаний
-Сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. Мы проведём
деловую игру, которая называется: «Битва умов. Миллионер».
(слд.1)
В данной игре встретятся вопросы из школьных предметов
литературы и финансовой грамотности. А также про какие финансы
идёт речь в литературных произведениях.
-Попрошу класс, разделиться на 2 равные команды, выбрать
капитана, придумать название
Вы уже обратили внимание, что на уроке гости, вы уже догадались,
кто это.
Поэтому сегодня Вас будут оценивать и подсчитывать результаты
почётное жюри:
Зам.и директора по УВР – Резанова Н.С.
Учитель по предмету финансовая грамотность- Щекина О.Д.
Обучающийся из совета старшеклассников Лапин Кирилл - 11
класс.
Деление на команды, выбор капитанов,
название.
4
Посмотрите, пожалуйста, на слайд (2).
Наша игра будет состоять из 6 раундов:
1 раунд – «Разминка мозга»
2 раунд – «А как вы думаете?»
3 раунд – «Литературные задачи»
4 раунд - «Финансовый эрудит»
5 раунд – «Вокруг света»
6раунд – «Экономические ребусы.»
Объясняю правила игры:
Приступая к первому раунду: «Разминка мозга»
(нажимаем на название).
-Появляются денежные суммы, от 100р - 400р. Каждая команда, по
очереди, выбирает нужную им сумму, чем выше сумма, тем
сложнее вопрос.
После выбора суммы, появляется вопрос и 4 варианта ответа.
Команде дается время подумать (1-2минуты), после чего,
называется ответ. Чтобы узнать, правильно ли вы ответили, на
поставленный вопрос, нажимаем на слайд, верный ответ обведётся.
Соответственно, если команда правильно ответила, она
зарабатывает сумму, которую выбрала, если нет, то сумма не
прибавляется.
(Все переходы по слайдам осуществляются по гиперссылке)
Желаем всем удачи!
Мы начинаем игру!
1-ый раунд: «Разминка мозга»
1. 100 руб. - Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не
стоит: деньгу выжить можно.
2. 200 руб. -Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не
стоит: деньгу выжить можно.
Слушают объяснение учителя.
1-ый раунд: «Разминка мозга»
Правильные ответы:
1.
Свистеть.
2.
Лавка
3.
Евро
5
3. 300 руб. - Какую валюту возят в автомобилях марки "Шевроле"?
4. 400 руб. -Какое животное всегда при деньгах?
Молодцы!!! У Вас здорово получается. Жюри подсчитывает суммы,
которые заработала команда. А мы переходим ко 2-ому раунду!
4.
Свинья (Пяточек)
Первичное
закреплений
2 раунд: «А как вы думаете?»
Задания в этом раунде подобны первому.
1. 100 руб. - Расчёт зарплаты — знать пора - Проводят в срок …
2. 200 руб. - На рубль — копейки, на доллары — центы, Бегут-
набегают в банке…
3. 300 руб. - На каком базаре самый большой шум?
4. 400 руб. - Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?
Вот мы уже прошли треть нашей игры. Далее задача усложняется.
3 раунд: «Литературные задачи»
3-ий раунд усложнился тем, что здесь нет вариантов ответа. Поэтому
обучающимся нужно назвать его самим. (правильный ответ появится
в нижнем блоке)
1. 100 руб. - Героине, какой сказки удалось за нетрудовую
денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему
юбилею?
2. 200 руб. - Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых
монет на Поле Чудес в Стране дураков?
3. 300 руб. - На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на
Луне?
2 раунд: «А как вы думаете?»
Правильные ответы:
1.
Бухгалтера
2.
Проценты
3.
На птичьем
4.
Вежливость
3 раунд: «Литературные задачи»
Правильные ответы:
1.
Муха- Цокотуха
2.
Заклинание
«Крекс – фекс – пекс»
3.
Соль
4.
За 4 сальдо
6
4. 400 руб. - За сколько сальдо продал Буратино свой букварь?
Отлично! Просим жюри огласить результаты первых 3-х раундов.
Вторичное
закрепление
материала
4 раунд: «Финансовый эрудит»
В данном раунде участвуют только капитаны команд. Капитаны
выбирают сумму, на которую будут играть. Важно то, что вопросы в
данном раунде связаны, как с литературой, так и с финансовой
грамотностью. За правильные ответы, команде насчитываются баллы
в виде денег. Если капитан одной из команд не знает ответ, право
выбора переходит к другому капитану.
1-ый капитан.
1. 100рубл. - Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал
высекать огонь с помощью огнива?
2. 200рубл. - Что было знаком высшего отличия испанской утки из
сказки «Гадкий утенок»?
3. 300рубл. - Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста?
4. 400р- Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
5. Кто такой паяц?
2-ой капитан.
1. 100рубл. - В кого не приходилось превращаться князю Гвидону из
«Сказки о царе Салтане»?
2. 200рубл. - Чем питается крот?
3. 300рубл. - С кем Незнайка летал на Луну?
4 раунд: «Финансовый эрудит»
1-ый капитан:
Правильные ответы:
1.
Три собаки
2.
Красный лоскуток
3.
Ветер
4.
Дарёнка
5.
Клоун
2-ой капитан:
Правильные ответы:
1.
Божья коровка
2.
Насекомыми
3.
С Пончиком
4.
Озверин
5.
Пироженки
7
4. 400р- Как называется средство, прописанное врачом коту
Леопольду?
5. Что домовой Кузька называл «олелюшечками»?
Поддержим аплодисментами капитанов, они молодцы, принести
значительные сумму в копилочки команд. А мы идём дальше!
5 раунд: «Вокруг света»
В данном раунде будут вопросы, связанные с разными странами.
1. 100 руб. - Какая денежная единица принадлежит Украине?
2. 200 руб. - В какой стране появились самые первые бумажные
деньги?
3. 300 руб. - Как называется новая валюта Старого света?
4. 400 руб. - Достопримечательности какого города изображены на
российской купюре 500 рублей?
Поднимите руку, кто все ответы знал.
А есть те, кто что-то узнал новое про денежные купюры?
Отлично! Спасибо за ответы.
А у нас наступает последний раунд.
6 раунд: «Экономические ребусы»
В этом раунде, на картинках, зашифрованы слова, в виде ребусов.
Сумма будет выбираться по порядку. Ваша задача разгадать все
ребусы. Кто первый отгадает, поднимает руку, называет ответ, если
он правильный, то команде, в копилку, прибавится сумма.
5 раунд: «Вокруг света»
Правильные ответы:
1.
Гривны
2.
В Китае
3.
Евро
4.
Город Архангельск
Ответы обучающихся на вопросы.
6 раунд: «Экономические ребусы»
Правильные ответы:
1.
Товар
2.
Банкрот
3.
Кредит
4.
Экономика
8
Изображение ребусов-на слайде.
Подведение
итогов
Наша игра подошла к концу! Вы все большие молодцы! Пока члены
жюри подводят итоги, попрошу Вас ответить на несколько вопросов.
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
-Поднимите, пожалуйста, большой палец вверх, те, у кого всё
получалось, не было трудностей в игре.
- Поставьте, пожалуйста, палец в бок, те, кто немножко недопонял
материал, игра показалось сложной.
-Опустите большой палец вниз те, для кого урок был скучным,
задания были трудными для выполнения.
-Вспомните задачи на урок.
-Справились с поставленными задачами?
- Достигли ли мы цель урока?
-Оценивают свою работу на уроке.
-Отвечают на вопросы учителя.
Рефлексия
Просим жюри объявить итоги конкурса. Вручить грамоты командам.
Аннотация
9
10
Название технологии для
организации урока (мероприятия с
воспитанниками) с позиции
системно-деятельностного подхода
Используемые
Методы
Приемы
Игровая деятельность.
Деловая игра — форма воссоздания
предметного и социального
содержания профессиональной
деятельности, моделирования систем
отношений, характерных для данного
вида практики.
Деловая игра. Игровое проектирование.
Активное обучение.
Игровой метод является традиционной формой
выработки и закрепления социальных и культурных
норм поведения, прежде всего в плане регламентации и
построения межличностных отношений.
Прием активного
слушания.
«Мозговой штурм»
«Мозговая атака»
Ситуация успеха.
Совместная деятельность.