Напоминание

" Возрастные особенности детей 2 -3 лет"


Автор: Андреева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: " Возрастные особенности детей 2 -3 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Возрастные особенности детей 2-3 лет"

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом,

имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые

сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно

развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают

почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего

окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до

200-300, а к трём - до 1500 слов.

В

развитии

психических

функций

детей

2-3

лет

доминирует

восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией,

всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может

управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей

частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции

непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального

состояния на другое.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста

интеллектуально

развиваются

при

условии

наглядности

предметной

деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы

действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память,

мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые

развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно

к

2

годам

у

детей

начинается

первичная

форма

самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в

зеркале.

Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам

появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение

для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и

социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют

многообразные

виды

обращения

людей

с

предметами

в

различных

социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы

общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр

подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом,

чтобы

поощрять

стремление

ребенка

к

самовыражению,

игровой

деятельности.

С этой целью необходимы различные материалы для игр:

строительные

блоки,

кубики,

мозаики,

вкладыши

и

другое

оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного

видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое

средство,

стимулирующее:

развитие

речи;

обострение

тактильных

возможностей

ребенка;

тренировку

мускульной

памяти,

внимания,

координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих

способностей, эмоционального мира;

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек,

необходимы:

– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные

игрушки, конструкторы;

– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь,

транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и

кассы);

– книги и дидактические материалы.

В этом возрасте Вашему ребенку важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает

и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить

мелкие

движения

пальчиков

через

игры

с

мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей

напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и

в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У

ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем

количество произносимых слов всегда меньше, чем количество

понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно

развиваться важные психические функции: восприятие, воображение,

мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир,

познает законы взаимодействия.

Продолжать

выстраивать

отношения

со

взрослыми.

Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на

них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности.

Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и

совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.

Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса,

дети «играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него

что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может

реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться,

бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.

Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте

отсутствует

соподчинение

мотивов

и

ребенку

трудно

принять

решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально

реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не

способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают

неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро

подарят.

Вам как его родителям важно:

• Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно,

хотя временами утомительно. Поэтому Вам нужно быть готовыми к этому и

по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш

мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.

Будет прекрасно, если именно Вы хотя бы иногда будете его партнером по

игре. • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:

пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и

другими

различными

по

ощущениям

предметами.

Обязательно

под

присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки,

обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны

периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку

ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала

с полуслова.

• Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с

предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы

один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные

этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего

нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему

нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

• Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности

понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку

в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и

заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно

лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша

родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего

ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит,

через постоянное исследование нового.

• Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие

времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки

апеллировать

даже

к

ближайшему

будущему

им

совершенно

не

воспринимаются.

• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам

ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у

ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.

Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного

расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один

из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр

старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,

пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение

позиции

ребенка

новая

позиция «Я

САМ»,

возрастание

его самостоятельности

и активности,

требуют

от близких

взрослых

своевременной

перестройки.

Если же

новые

отношения

с ребенком

не складываются,

его инициатива

не поощряется,

самостоятельность

постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные

явления,

проявляющиеся

в отношениях

со взрослыми (и

никогда

со сверстниками).



В раздел образования