Автор: Андреева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: " Возрастные особенности детей 2 -3 лет"
Раздел: дошкольное образование
"Возрастные особенности детей 2-3 лет"
В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом,
имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые
сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно
развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают
почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего
окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до
200-300, а к трём - до 1500 слов.
В
развитии
психических
функций
детей
2-3
лет
доминирует
восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией,
всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может
управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей
частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции
непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального
состояния на другое.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста
интеллектуально
развиваются
при
условии
наглядности
предметной
деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы
действий с разнообразными предметами.
У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память,
мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые
развиты за счёт предметной деятельности.
Примерно
к
2
годам
у
детей
начинается
первичная
форма
самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в
зеркале.
Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам
появляется местоимение «Я».
Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение
для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и
социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют
многообразные
виды
обращения
людей
с
предметами
в
различных
социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы
общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр
подготавливаются к участию в общественной жизни.
Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом,
чтобы
поощрять
стремление
ребенка
к
самовыражению,
игровой
деятельности.
С этой целью необходимы различные материалы для игр:
–
строительные
блоки,
кубики,
мозаики,
вкладыши
и
другое
оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного
видения.
Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое
средство,
стимулирующее:
развитие
речи;
обострение
тактильных
возможностей
ребенка;
–
тренировку
мускульной
памяти,
внимания,
координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих
способностей, эмоционального мира;
Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек,
необходимы:
– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные
игрушки, конструкторы;
– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь,
транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и
кассы);
– книги и дидактические материалы.
В этом возрасте Вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает
и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить
мелкие
движения
пальчиков
через
игры
с
мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей
напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и
в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У
ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем
количество произносимых слов всегда меньше, чем количество
понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно
развиваться важные психические функции: восприятие, воображение,
мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир,
познает законы взаимодействия.
Продолжать
выстраивать
отношения
со
взрослыми.
Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на
них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности.
Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и
совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи.
Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса,
дети «играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него
что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может
реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться,
бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.
Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте
отсутствует
соподчинение
мотивов
и
ребенку
трудно
принять
решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально
реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не
способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают
неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро
подарят.
Вам как его родителям важно:
• Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно,
хотя временами утомительно. Поэтому Вам нужно быть готовыми к этому и
по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш
мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.
Будет прекрасно, если именно Вы хотя бы иногда будете его партнером по
игре. • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:
пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и
другими
различными
по
ощущениям
предметами.
Обязательно
под
присмотром взрослого!
•
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки,
обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны
периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку
ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала
с полуслова.
• Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с
предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы
один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные
этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего
нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему
нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
• Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности
понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку
в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и
заявить.
•
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно
лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша
родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит,
через постоянное исследование нового.
• Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие
времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки
апеллировать
даже
к
ближайшему
будущему
им
совершенно
не
воспринимаются.
• Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у
ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.
Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного
расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один
из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр
старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение
позиции
ребенка
–
новая
позиция «Я
–
САМ»,
возрастание
его самостоятельности
и активности,
требуют
от близких
взрослых
своевременной
перестройки.
Если же
новые
отношения
с ребенком
не складываются,
его инициатива
не поощряется,
самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные
явления,
проявляющиеся
в отношениях
со взрослыми (и
никогда
–
со сверстниками).