Автор: Власов Олег Владимирович
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУСОМО"Луховицкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г.Луховицы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Содержание
работы
учителя-дефектолога
исходит
из
цели
деятельности,
которая
заключается
в
обеспечении
своевременной
специализированной помощи детям социально-реабилитационного центра,
нуждающимся в коррекции.
Содержание
работы
педагога
подчинено
следующим
задачам
коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:
Прогнозирование
возникновения
трудностей
при
обучении,
определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
Составление индивидуальных комплексных программ;
Изучение
уровня
умственного
развития
детей
и
результатов
коррекционного воздействия;
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития,
обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями
ребенка.
Основными
направлениями
коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога являются:
-Диагностическое.
-Коррекционное.
-Аналитическое.
-Консультативно-просветительское.
-Организационно-методическое.
Основной задачей диагностического направления можно считать
выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий
их преодоления. Для этого проводится диагностика, изучение уровня
интеллектуального
развития
ребенка,
наблюдение
за
деятельностью
учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Первичная
диагностика направлена на
определение
уровня
актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов
трудностей
в
обучении,
выявление
детей,
нуждающихся
в
специализированной помощи.
По результатам исследования происходит:
распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению,
выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания
динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее
двух раз в году.
Этапная диагностика.
Данный вид диагностики необходим для
констатации
результативности
и
определения
эффективности
коррекционного
воздействия
на
развитие
учебно-познавательной
деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.
Текущая
диагностика направлена
на
обследование
возможностей воспитанников
запросу
родителей,
педагогов
и
других
специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного
года, по мере необходимости.
Обследование детей проводится по следующим диагностическим
методикам
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет
собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную
деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных отношений;
умственное
развитие
(формирование
соответствующих
возрасту
общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм
мышления);
нормализация ведущей деятельности возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала
умений и навыков.
Коррекционно-развивающие
занятия
проводятся
преимущественно
индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в
развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2-3 занятия в
неделю. В
подгруппы
зачисляются
дети
с
однородной
структурой
нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются
различные
методы, учитываются принципы
коррекционно-
развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка.
Большое
внимание
уделяется
предметно-развивающей
среде.
В
кабинете много настольного и печатного материала, телевизор, проектор,
фланелеграф, магнитные доски.
В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются
различные программы и учебно-методические комплекты.
Аналитическое направление.
Данное направление обеспечивает
междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать
эффективность
коррекционного
воздействия
и
корригировать программы коррекционных
занятий
в
соответствии
с
достижениями ребенка.
Консультативно-просветительское направление предполагает оказание
помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Информирование, индивидуальное консультирование.
Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают
информацию
о
нарушениях
у
ребенка. Основываясь на
результатах
диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и
четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на
протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист
может помочь членам семьи составить план действий, направленных на
получение необходимой помощи.
Проведение открытых занятий, мастер-классов.
Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с
ребенком, специальным формам и методам работы с ним.
Информационно-просветительская деятельность.
Подразумевает создание просветительских уголков, информационных
стендов и буклетов.
Из
опыта работ,
можно
сказать,
что
взаимодействие учителя-
дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического
воздействия
на
детей,
позволяет
преодолеть
многие
трудности
и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется
отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом,
выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.
Организационно-методическое направление
деятельности
учителя-
дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических
объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также
оформление документации.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается
во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать,
что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами
физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за
помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-
волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном
подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями
здоровья.