Напоминание

"Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста"


Автор: Власов Олег Владимирович
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУСОМО"Луховицкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г.Луховицы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание

работы

учителя-дефектолога

исходит

из

цели

деятельности,

которая

заключается

в

обеспечении

своевременной

специализированной помощи детям социально-реабилитационного центра,

нуждающимся в коррекции.

Содержание

работы

педагога

подчинено

следующим

задачам

коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:

Прогнозирование

возникновения

трудностей

при

обучении,

определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

Составление индивидуальных комплексных программ;

Изучение

уровня

умственного

развития

детей

и

результатов

коррекционного воздействия;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития,

обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями

ребенка.

Основными

направлениями

коррекционно-развивающей работы

учителя-дефектолога являются:

-Диагностическое.

-Коррекционное.

-Аналитическое.

-Консультативно-просветительское.

-Организационно-методическое.

Основной задачей диагностического направления можно считать

выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий

их преодоления. Для этого проводится диагностика, изучение уровня

интеллектуального

развития

ребенка,

наблюдение

за

деятельностью

учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Первичная

диагностика направлена на

определение

уровня

актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов

трудностей

в

обучении,

выявление

детей,

нуждающихся

в

специализированной помощи.

По результатам исследования происходит:

распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению,

выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания

динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее

двух раз в году.

Этапная диагностика.

Данный вид диагностики необходим для

констатации

результативности

и

определения

эффективности

коррекционного

воздействия

на

развитие

учебно-познавательной

деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

Текущая

диагностика направлена

на

обследование

возможностей воспитанников

запросу

родителей,

педагогов

и

других

специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного

года, по мере необходимости.

Обследование детей проводится по следующим диагностическим

методикам

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет

собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную

деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

умственное

развитие

(формирование

соответствующих

возрасту

общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм

мышления);

нормализация ведущей деятельности возраста;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях

окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

формирование необходимых для усвоения программного материала

умений и навыков.

Коррекционно-развивающие

занятия

проводятся

преимущественно

индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в

развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2-3 занятия в

неделю. В

подгруппы

зачисляются

дети

с

однородной

структурой

нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются

различные

методы, учитываются принципы

коррекционно-

развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка.

Большое

внимание

уделяется

предметно-развивающей

среде.

В

кабинете много настольного и печатного материала, телевизор, проектор,

фланелеграф, магнитные доски.

В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются

различные программы и учебно-методические комплекты.

Аналитическое направление.

Данное направление обеспечивает

междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать

эффективность

коррекционного

воздействия

и

корригировать программы коррекционных

занятий

в

соответствии

с

достижениями ребенка.

Консультативно-просветительское направление предполагает оказание

помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Информирование, индивидуальное консультирование.

Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают

информацию

о

нарушениях

у

ребенка. Основываясь на

результатах

диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и

четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на

протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист

может помочь членам семьи составить план действий, направленных на

получение необходимой помощи.

Проведение открытых занятий, мастер-классов.

Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с

ребенком, специальным формам и методам работы с ним.

Информационно-просветительская деятельность.

Подразумевает создание просветительских уголков, информационных

стендов и буклетов.

Из

опыта работ,

можно

сказать,

что

взаимодействие учителя-

дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического

воздействия

на

детей,

позволяет

преодолеть

многие

трудности

и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется

отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом,

выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью.

Организационно-методическое направление

деятельности

учителя-

дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических

объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также

оформление документации.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается

во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать,

что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами

физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за

помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-

волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном

подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями

здоровья.



В раздел образования