Напоминание

"Использования элементов хатхи-йоги в коррекционно- развивающей работе с детьми ОДА"


Автор: Соловьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №69 "Веточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использования элементов хатхи-йоги в коррекционно- развивающей работе с детьми ОДА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Использования элементов хатхи-йоги

в коррекционно- развивающей работе с детьми ОДА»

Соловьева Ирина Владимировна

Воспитатели МАОУ детского сада №69 «Веточка»

г.о. Тольятти

Наш детский сад несколько лет специализируется по направлению коррекционно-

оздоровительной

и

развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

легкие

ортопедические

патологии.

Практика

нашей

работы

показала,

что

ортопедический

диагноз

зачастую

сопровождается

неврологическими

нарушениями,

логопедическими

диагнозами,

а

так

же

повышенной

заболеваемостью

лор-органов

и

дыхательных

путей.

Т.е.

дети

легко

простужаются, длительно болеют – и как следствие нуждаются в дополнительной

оздоровительной работе по направлению.

Система педагогического сопровождения детей с ортопедическими нарушениями

включает не только деятельность определенного круга специалистов, она

ориентирована

на

всех

воспитателей,

работающих

с

детьми.

Именно

воспитателю, который находится с ребенком большую часть времени в детском

саду,

отводится

значительная

роль.

Все

режимные

моменты

в

наших

коррекционных группах насыщены двигательной активностью, коррекционными

упражнениями.

Часть

из

них

является

достаточно

традиционными

и

в

дошкольном учреждении любого типа они активно используются. Это и

физминутки, и динамические паузы, и гимнастика после сна, и др. В нашей

модели двигательной активности существуют компоненты, которые насыщены

авторскими

технологиями,

передовыми

инновационными

педагогическими

подходами. Один из них – это элементы хатки-йоги в физминутках между

занятий, комплекс упражнений после сна, йога-сказка.

Что же такое йога?

Существует множество различных видов йоги, одна из них – хатха - йога; нижняя,

но самая важная, базовая для других ступень, включающая в себя статические

упражнения

с

дыхательными

практиками.

Возможность

и

безопасность

использования упражнений хатха-йоги в детском саду изучена и доказана в

многочисленных исследованиях советскими и российскими (Латохина, Осипова,

Сергеева и др.) и зарубежными учеными

Буквальный перевод слова ХАТХА – мощь, усилие. Также символизирует: ха-

солнце, тха-луна.

Упражнения хатхи-йоги :

Развивают

гибкость

позвоночника,

подвижность

суставов,

эластичность связок, исправляет сутулость;

Укрепляет

мышечный корсет, что является профилактикой нарушений

опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;

Улучшается

координация движений, тренируется вестибулярный

аппарат;

Активизируют

работу внутренних органов, укрепляют

нервную

систему,

способствуют

концентрации

внимания,

развивают

воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет

независимо то внешних условий задавать организму необходимый

объём физической нагрузки. (

Что такое детская йога? Детская йога соединяет в себе элементы древней

практики йоги и традиционные физические упражнения. Детская йога – это

комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для

гармоничного и грамотного роста и развития детей.

Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело,

превращаясь в животных растения или предметов. Даже самая большая

человеческая мудрость начинается с детской игры.

В веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети могут направить

свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья – статические

позы животных, отображение природных явлений, комплексы упражнений с

интересными историями, динамические позы - направлены на концентрацию,

гибкость и растяжку, осознание возможностей своего тела. Для ребенка познание

мира — всего лишь игра.

Малыши в возрасте от 4 до 7 лет не могут четко выполнять упражнения

(согласовывая их с дыханием), невозможно заставить их выпрямиться

там, где надо, или долго держать асану, поэтому занятия с ними, в

основном, для для удовольствия малышей, игры и гибкости тела. С ними

нужно заниматься с особой осторожностью, для них главное – играть,

заставлять их что либо делать с особой четкостью(если нет опасности

травм) нельзя. Пользу для здоровья, естественно, они получают.

Примечание: Детская йога не подразумевает какой либо религиозной

направленности, поэтому родители являющиеся Христианами могут

приобщать своего ребенка к самому древнему и эффективному искусству

оздоровления тела - ЙОГЕ.

О предостережениях для занятий йогой.

Необходимо убедиться, что имеющиеся у ребенка заболевания не находятся в

фазе обострения. Начинать занятия нужно с самых простых асан. По мере их

освоения переходить к более сложным.

В своей работе с детьми

мы руководствуемся

практической методикой

С. Сергеевой «Йога для детей».

С этой методикой мы работаем уже давно.

Кроме того, мы имеем собственный практический опыт хатха-йоги. Самое первое

правило, которое вводится в работе с детьми, это правило безопасности и

добровольности, им мы следуем безукоснительно.

Детская йога для облегчения вхождения в образ рекомендует придумывать

игровые ситуации, мини-рассказы,сказки, упражнения, имитирующие движения

поведения героев сказок, животных. Какому ребенку не захочется научиться

потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны

(позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.

"Бабочка", "Улитка", "Змея»,"Черепаха", "Лягушка","Дерево" – это те позы,

которые принимает ребенок, но они по сути – это определенное напряжение

определенных

групп

мышц,

в

условиях

которой

с

разной

степенью

интенсивности ребенок управляет дыханием, регулирует воздушную струю. Как

уже упоминалось, работа с использованием упражнений детской йоги должна

идти системно, начинаться с освоения классических поз, с формирования

навыком самоконтроля и контроля дыхания в позе. И только потом можно

выводить детей в ситуацию сюжета, т.е. смены поз-асан для дыхания.

И еще один раздел в йоги, который мы применяем в своей работе -это

пальчиковая гимнастика или мудры .

Дети порой воспринимают руки совсем не так, как взрослые, поэтому с

удовольствием исследуют свои ладошки, придумывают забавные игры, с

помощью пальчиков пытаясь показать мамам и папам все что угодно: от игрушек

и зверюшек до чисел и букв.

И здесь на помощь вновь приходят мудры - простое, полезное, такое надежное и

проверенное веками средство.

Для того чтобы у детей все получилось, требуется спокойная обстановка и ваше

живое участие. Ребенку нужно только несколько раз помочь сложить пальчики, а

потом он научится делать это сам. Или даже начнет соединять ручки по

собственному замыслу, изображая, например, героев мультфильма или любимую

игрушку. А еще так интересно складывать из пальцев фигуры и смотреть, как

тени рук оживают на стене.

Жесты, которые описываются в старинных текстах, всегда несут определенную

символику. И если вы сами будете вкладывать смысловую окраску в каждое

движение, не просто механически повторять все «мудросплетения», а всякий раз

что-нибудь рассказывать о каждой мудре, это обязательно привлечет внимание

ребенка, заинтересует его и вызовет желание продолжать увлекательные занятия

снова и снова.

Мудра в переводе с санскрита означает «печать» или «замок». Есть и другая

версия происхождения названия: «муд» переводится как «радость», а «ра» —

«начинать» или «дарить». Изначально мудр было девять, они соответствовали

разным этапам медитации. Сейчас их насчитывается около 180.

Бессмысленно

пытаться

освоить

много

мудр

одновременно.

Лучше

сконцентрироваться на одной, максимум — на трех, которые помогут решить

вашу проблему. Эти мудры нужно повторять ежедневно в течение 21 дня. Затем

можно начать осваивать следующие упражнения. Считается, что уже через

несколько дней вы должны заметить действие йоги пальцев на организм.

Мудры рекомендуется практиковать три раза в день — утром, в полдень и

вечером — между 15 и 17 часами. Можно выполнять упражнения сидя, лежа или

даже на ходу. Перед тем как приступить, нужно снять с рук украшения и

максимально расслабиться. Каждую комбинацию удерживают от 2 до 5 минут.

Затем нужно сделать минутную паузу.

Желаю вам здоровья и творческих успехов !!!!!

Литература:

1. Л.И.Латохина «Хатха-йога для детей», М.Просвещение.1990 г

1.

В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду»

ж/Обруч №3 1997г.

2.

С.Сергеева «Йога для детей»



В раздел образования