Автор: Соловьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №69 "Веточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использования элементов хатхи-йоги в коррекционно- развивающей работе с детьми ОДА"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Использования элементов хатхи-йоги
в коррекционно- развивающей работе с детьми ОДА»
Соловьева Ирина Владимировна
Воспитатели МАОУ детского сада №69 «Веточка»
г.о. Тольятти
Наш детский сад несколько лет специализируется по направлению коррекционно-
оздоровительной
и
развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
легкие
ортопедические
патологии.
Практика
нашей
работы
показала,
что
ортопедический
диагноз
зачастую
сопровождается
неврологическими
нарушениями,
логопедическими
диагнозами,
а
так
же
повышенной
заболеваемостью
лор-органов
и
дыхательных
путей.
Т.е.
дети
легко
простужаются, длительно болеют – и как следствие нуждаются в дополнительной
оздоровительной работе по направлению.
Система педагогического сопровождения детей с ортопедическими нарушениями
включает не только деятельность определенного круга специалистов, она
ориентирована
на
всех
воспитателей,
работающих
с
детьми.
Именно
воспитателю, который находится с ребенком большую часть времени в детском
саду,
отводится
значительная
роль.
Все
режимные
моменты
в
наших
коррекционных группах насыщены двигательной активностью, коррекционными
упражнениями.
Часть
из
них
является
достаточно
традиционными
и
в
дошкольном учреждении любого типа они активно используются. Это и
физминутки, и динамические паузы, и гимнастика после сна, и др. В нашей
модели двигательной активности существуют компоненты, которые насыщены
авторскими
технологиями,
передовыми
инновационными
педагогическими
подходами. Один из них – это элементы хатки-йоги в физминутках между
занятий, комплекс упражнений после сна, йога-сказка.
Что же такое йога?
Существует множество различных видов йоги, одна из них – хатха - йога; нижняя,
но самая важная, базовая для других ступень, включающая в себя статические
упражнения
с
дыхательными
практиками.
Возможность
и
безопасность
использования упражнений хатха-йоги в детском саду изучена и доказана в
многочисленных исследованиях советскими и российскими (Латохина, Осипова,
Сергеева и др.) и зарубежными учеными
Буквальный перевод слова ХАТХА – мощь, усилие. Также символизирует: ха-
солнце, тха-луна.
Упражнения хатхи-йоги :
Развивают
гибкость
позвоночника,
подвижность
суставов,
эластичность связок, исправляет сутулость;
Укрепляет
мышечный корсет, что является профилактикой нарушений
опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
Улучшается
координация движений, тренируется вестибулярный
аппарат;
Активизируют
работу внутренних органов, укрепляют
нервную
систему,
способствуют
концентрации
внимания,
развивают
воображение, сенсорный аппарат.
Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет
независимо то внешних условий задавать организму необходимый
объём физической нагрузки. (
Что такое детская йога? Детская йога соединяет в себе элементы древней
практики йоги и традиционные физические упражнения. Детская йога – это
комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для
гармоничного и грамотного роста и развития детей.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело,
превращаясь в животных растения или предметов. Даже самая большая
человеческая мудрость начинается с детской игры.
В веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети могут направить
свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья – статические
позы животных, отображение природных явлений, комплексы упражнений с
интересными историями, динамические позы - направлены на концентрацию,
гибкость и растяжку, осознание возможностей своего тела. Для ребенка познание
мира — всего лишь игра.
Малыши в возрасте от 4 до 7 лет не могут четко выполнять упражнения
(согласовывая их с дыханием), невозможно заставить их выпрямиться
там, где надо, или долго держать асану, поэтому занятия с ними, в
основном, для для удовольствия малышей, игры и гибкости тела. С ними
нужно заниматься с особой осторожностью, для них главное – играть,
заставлять их что либо делать с особой четкостью(если нет опасности
травм) нельзя. Пользу для здоровья, естественно, они получают.
Примечание: Детская йога не подразумевает какой либо религиозной
направленности, поэтому родители являющиеся Христианами могут
приобщать своего ребенка к самому древнему и эффективному искусству
оздоровления тела - ЙОГЕ.
О предостережениях для занятий йогой.
Необходимо убедиться, что имеющиеся у ребенка заболевания не находятся в
фазе обострения. Начинать занятия нужно с самых простых асан. По мере их
освоения переходить к более сложным.
В своей работе с детьми
мы руководствуемся
практической методикой
С. Сергеевой «Йога для детей».
С этой методикой мы работаем уже давно.
Кроме того, мы имеем собственный практический опыт хатха-йоги. Самое первое
правило, которое вводится в работе с детьми, это правило безопасности и
добровольности, им мы следуем безукоснительно.
Детская йога для облегчения вхождения в образ рекомендует придумывать
игровые ситуации, мини-рассказы,сказки, упражнения, имитирующие движения
поведения героев сказок, животных. Какому ребенку не захочется научиться
потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны
(позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память.
"Бабочка", "Улитка", "Змея»,"Черепаха", "Лягушка","Дерево" – это те позы,
которые принимает ребенок, но они по сути – это определенное напряжение
определенных
групп
мышц,
в
условиях
которой
с
разной
степенью
интенсивности ребенок управляет дыханием, регулирует воздушную струю. Как
уже упоминалось, работа с использованием упражнений детской йоги должна
идти системно, начинаться с освоения классических поз, с формирования
навыком самоконтроля и контроля дыхания в позе. И только потом можно
выводить детей в ситуацию сюжета, т.е. смены поз-асан для дыхания.
И еще один раздел в йоги, который мы применяем в своей работе -это
пальчиковая гимнастика или мудры .
Дети порой воспринимают руки совсем не так, как взрослые, поэтому с
удовольствием исследуют свои ладошки, придумывают забавные игры, с
помощью пальчиков пытаясь показать мамам и папам все что угодно: от игрушек
и зверюшек до чисел и букв.
И здесь на помощь вновь приходят мудры - простое, полезное, такое надежное и
проверенное веками средство.
Для того чтобы у детей все получилось, требуется спокойная обстановка и ваше
живое участие. Ребенку нужно только несколько раз помочь сложить пальчики, а
потом он научится делать это сам. Или даже начнет соединять ручки по
собственному замыслу, изображая, например, героев мультфильма или любимую
игрушку. А еще так интересно складывать из пальцев фигуры и смотреть, как
тени рук оживают на стене.
Жесты, которые описываются в старинных текстах, всегда несут определенную
символику. И если вы сами будете вкладывать смысловую окраску в каждое
движение, не просто механически повторять все «мудросплетения», а всякий раз
что-нибудь рассказывать о каждой мудре, это обязательно привлечет внимание
ребенка, заинтересует его и вызовет желание продолжать увлекательные занятия
снова и снова.
Мудра в переводе с санскрита означает «печать» или «замок». Есть и другая
версия происхождения названия: «муд» переводится как «радость», а «ра» —
«начинать» или «дарить». Изначально мудр было девять, они соответствовали
разным этапам медитации. Сейчас их насчитывается около 180.
Бессмысленно
пытаться
освоить
много
мудр
одновременно.
Лучше
сконцентрироваться на одной, максимум — на трех, которые помогут решить
вашу проблему. Эти мудры нужно повторять ежедневно в течение 21 дня. Затем
можно начать осваивать следующие упражнения. Считается, что уже через
несколько дней вы должны заметить действие йоги пальцев на организм.
Мудры рекомендуется практиковать три раза в день — утром, в полдень и
вечером — между 15 и 17 часами. Можно выполнять упражнения сидя, лежа или
даже на ходу. Перед тем как приступить, нужно снять с рук украшения и
максимально расслабиться. Каждую комбинацию удерживают от 2 до 5 минут.
Затем нужно сделать минутную паузу.
Желаю вам здоровья и творческих успехов !!!!!
Литература:
1. Л.И.Латохина «Хатха-йога для детей», М.Просвещение.1990 г
1.
В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду»
ж/Обруч №3 1997г.
2.
С.Сергеева «Йога для детей»