Автор: Семенова Ксения Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: г.Чебоксары,Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ДЕТЬМИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Аннотация. В статье раскрывается суть творческих способностей у
детей подготовительной группы.
Ключевые
слова:
творческая
способность,
ассоциативность,
диалектичность, системность, дети подготовительной группы.
Творчество сейчас очень популярно. Все большую популярность
приобретают специальности, связанные с творчеством. Парикмахеры и
телевизионные
дизайнеры,
организаторы
вечеринок
и
фотографы,
дизайнеры одежды и веб-сайтов, флористы и даже специалисты по
диагностике автомобилей - все они нуждаются в определенном таланте и
творчестве. Однако мало кто из педагогов дошкольных учреждений
уделяет должное внимание развитию ребенка в этом направлении.
Предпочтение отдается речи, памяти и мысли. Конечно, многое зависит и
от природных задатков: кто-то с малых лет проявляет творческие
способности, а кто-то совершенно равнодушен к искусству и музыке.
Творчество заключается в:
- способности – возможности придумывать, изобретать что-то
совершенно новое;
- позиции – способности принимать изменения и новшества,
стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости
мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
- процессе, результатом которого является создание совершенно
новых образов.
Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств
дошкольника, среди которых: замечать то, чего не видят другие (например,
сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали); за малое
количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных
идей; без труда ассоциировать отдаленные понятия; стремление познавать;
применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к
решению абсолютно другой. Основой всех перечисленных качеств
являются воображение и креативное мышление.
Проблема формирования креативного мышления и организации
творчества актуальна постоянно. К изучению этого вопроса были
привлечены многие педагоги и психологи, такие как Н. Дружинин, И. Я.
Лернер, А.М. Матюшкин, Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, Г. Селевко, О.
Тихомиров.
Особенности
развития
творческих
способностей
дошкольников раскрываются в исследованиях зарубежных педагогов и
психологов, таких как, Дж. Гилфорд, С. Я. Рубинштейн, Р. Стернберг, Е. П.
Торренс, и др.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития любых
навыков, в том числе творческих. Творческий потенциал дошкольника,
который становится взрослым, будет зависеть от того, насколько активно
используются возможности и развиваются творческие способности в
детстве.
У
дошкольника
есть
много
способов
развить
творческие
способности. Жизненный опыт дошкольника должен быть обогащен:
читать ему сказки и стихи, смотреть фотографии в книгах и журналах, не
упускать возможности посетить с ребенком театр или музей, отправиться с
ним на экскурсии. Если ребенок не все делает, вам нужно обсудить с ним
план и помочь подробно изложить его. Воображение возникает в
результате творческой обработки пережитых моментов: оно может научить
ребенка рисовать увиденное и пересказывать интересные события. Письмо
способствует творческому развитию ребенка. Игра - это основное занятие
для дошкольника, развивающее их во всех направлениях. Пусть ребята
играют как можно больше. Собирание детских конструкторов отлично
развивает
воображение.
Чем
разнообразнее
предложенные
ребенку
конструкторы, тем лучше. Педагоги должны использовать для развития
воображения специальные творческие задания для детей.
Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста на
этапе подготовки к обучению в школе предполагает формирование таких
качеств мышления, как: ассоциативность; диалектичность; системность.
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие
черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно
сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится
эластичным и нестандартным.
Диалектичность – это умение замечать в разнообразных системах
противоречия,
которые
мешают
их
развитию,
и
способность
ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления
рождаются открытия (например, изобретение самолета, который летает
невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха).
Для
развития
диалектичности
мышления
у
дошкольников
необходимо проработать: умение выявить расхождения в любом событии
или объекте; способность точно сформулировать найденное расхождение;
возможность устранить расхождение.
Системность – это способность воспринимать объект целостно, со
всем многообразием связей. Это качество мышления дает возможность
увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне
отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с
другими системами. Благодаря системности можно проследить изменения
объекта
на
отрезке
времени
«прошлое-настоящее»
и
применить
полученный опыт к будущему.
У дошкольников для развития системного мышления необходимо
тренировать:
умение
видеть
в
любом
предмете
систему,
которая
развивается во времени; возможность выделить функции предметов с
учетом их многофункциональности.
В заключение хотелось бы отметить, что под понятием «творчество»
в научном сообществе понимается активное самовыражение, которое
может происходить в любой форме. Это может быть подходящее слово
или выражение мысли в стихах, создание мелодии, скульптуры или
оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками
(химические исследования, бухгалтерия), для хорошего и эффективного
результата желательно использовать творческий подход.
У
ребенка
дошкольного
возраста
творческими
способностями
называют
индивидуальные
качества
личности,
обуславливающие
успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.
Творческие способности дошкольника состоят из большого количества
компонентов,
среди
которых
присутствуют
и
такие
умения,
как:
распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети;
продуцирование большого количества идей за маленький промежуток
времени; стремление к постоянному познанию; организация условий, в
которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою
скрытую
сущность;
легкость
ассоциации
понятий,
значительно
отдалённых друг от друга; самостоятельное создание альтернатив для
решения тех или иных задач.
Наличие
всех
вышеперечисленных
качеств
у
дошкольника
обусловлено прекрасным творческим мышлением и фантазией. Развитие
творческих способностей детей основано именно на совершенствовании
имеющихся задатков и навыков.
Педагоги дошкольных учреждений должны быть заинтересованы в
развитии творческих способностей детей на этапе подготовки к обучению
в школе и обладать достаточными знаниями о сущности и структуре
творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атаева, А. В. Творчество-основа педагогической деятельности / А.
В. Атаева. – Москва : «Академия», 2012. – 19 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский. – Москва : лабиринт, 2011. – 119 с.