Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Самостоятельная работа обучающихся в ДЮСШ.
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Подготовил:
Инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района
Домнина Е.В.
Самостоятельная работа обучающихся в ДЮСШ.
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом от
29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее
№273-ФЗ),
п.16
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утверждённого приказом Министерства образования и науки
РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, п.38, 39, 45 Приказа Минспорта РФ от 12
сентября 2013 года №730 «Об утверждении федеральных государственных
требований к минимуму содержания,
структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по
этим программам» (далее – ФГТ)
Одна из основных моделей организации образовательного процесса
является Самостоятельная работа
обучающихся
- это работа, которая
выполняется без непосредственного участия тренера-преподавателя, но по
его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом
обучающиеся сознательно должны стремиться достигнуть поставленной
цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат
умственных или физических действий.
Выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня
самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности,
доставляя
при
этом
обучающимся
удовлетворение
как
от
процесса
самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное
время и включать задания тренера-преподавателя или проводиться по
самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану.
Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы,
самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует обучающихся.
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
в
части
регламентации
самостоятельной
(внеаудиторной)
работы
обучающихся:
- всех обучающихся;
в части регламентации обучения по индивидуальному учебному плану:
- проявивших особые успехи в спортивной подготовке в демонстрации
знаний,
умений,
навыков
и
компетенций
по
предметным
областям
дополнительной общеобразовательной (предпрофессиональной) программы,
достаточные для перевода на сокращённые сроки освоения дополнительных
общеобразовательных (предпрофессиональных) программ по избранному
виду спорта, в т.ч. начиная с тренировочного этапа спортивной подготовки;
- обучающихся, переведённых на этап совершенствования спортивного
мастерства;
- обучающихся до 18 лет, мотивированных на освоение в дальнейшем
профильных образовательных профессиональных программ и программ
высшего образования и имеющих право на увеличение продолжительности
освоения дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных
программ по избранному виду спорта на один год;
- зачисленных в порядке перевода из другой образовательной организации
дополнительного
образования,
реализующей
дополнительные
общеобразовательные
(предпрофессиональные)
программы
в
области
физической
культуры
и
спорта,
имеющих
право
на
учёт
освоения
совпадающих
предметных
областей,
их
разделов,
тем
при
условии
предоставления соответствующей справки об обучении;
- обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в
период
спортивных
соревнований,
творческих
конкурсов,
особых
обстоятельств жизни в семье;
-обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую
задолженность с момента ее образования.
Используются следующие понятия:
-
индивидуальный
учебный
план
(далее
-
ИУП)
-
учебный
план,
обеспечивающий
освоение
образовательной
программы
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 №273-ФЗ)
- самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся (далее - СВР) - это
деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая
по заданию тренера- преподавателя, под его руководством и контролем, но
без его непосредственного участия.
- ускоренное (удлинённое) обучение - это обучение по индивидуальному
учебному плану (в индивидуальном режиме) в пределах осваиваемой
дополнительной общеобразовательной программы.
Цели
организации
самостоятельной
(внеаудиторной)
работы
обучающихся и обучения по индивидуальному учебному плану:
- способствовать реализации требований ФГТ в части, относящейся к
знаниям, умениям, совершенствованию навыков в спортивной подготовке;
- обеспечить реализацию дополнительных общеобразовательных программ в
течение всего календарного года, включая каникулярное время;
- создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей
наиболее мотивированных обучающихся, построения содержания обучения с
учётом их индивидуального развития, а также национальных и культурных
традиций.
Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся и
обучения по индивидуальному учебному плану.
Содержание индивидуального учебного плана.
а) данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные об
обучающихся);
б) целевые установки (главные цели периода, на который составляется план;
промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к
различным видам подготовки);
в) содержание спортивной подготовки по предметным областям и разделам
учебного плана;
г)
показатели,
поддающиеся
количественному
измерению
и
характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние
обучающихся: количество дней и тренировочных занятий (в день, неделю,
месяц); общее количество времени работы (в день, неделю, месяц);
количество
соревнований;
количество
соревновательных
схваток;
количественные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок
(километраж, тоннаж, количество повторений и т. п.);
г) организационные и воспитательно-методические указания;
д) сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских
обследований, самообследования.
Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы
в период занятий на базе спортивной школы:
а) Организация совместных мероприятий с другими образовательными и
физкультурно-спортивными
организациями
(зрелищных,
массовых
мероприятий)
б) организации посещений обучающимися официальных соревнований, в том
числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на
территории муниципального образования;
в) инструкторская и судейская практика и другие формы;
С целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса организуется
индивидуальная самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся на
период активного летнего отдыха.
Содержание индивидуальной самостоятельной (внеаудиторной) работы
обучающихся на период активного летнего отдыха
- выполнение индивидуального задания;
-
совершенствование
общей
и
специальной
физической
(технико-
тактической) подготовки.
Формами реализации самостоятельной (внеаудиторной) работы являются
план самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы, дневник
самоконтроля обучающегося
Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период занятий на
базе спортивной школы:
- участие и/или посещение физкультурно - массовых мероприятий;
-
проведение
под
руководством
тренера-преподавателя
отдельных
структурных элементов тренировочного занятия;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов спортивной
подготовки;
-
аналитическая
обработка
текста
(рецензирование,
реферирование,
конспект-анализ, составление плана текста, опорного конспекта по заданным
условиям) при освоении предметной области «теория и методика физической
культуры и спорта»;
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными
документами (включая информационные образовательные ресурсы);
- подготовка сообщений, докладов, презентаций;
Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период активного
летнего отдыха:
- выполнение уже освоенных (т.е. тех, по которым обучающийся имеет
достаточный уровень подготовки по итогам текущего контроля) упражнений
по заданным условиям;
- совершенствование полученных гигиенических знаний, умений и навыков
по
соблюдению
режима
дня,
здорового
образа
жизни,
закаливанию
организма;
- освоенные упражнения спортивно-оздоровительного характера;
- самоконтроль спортивной подготовки, в т.ч. на базе электронных
обучающих и аттестующих тестов;
Место
самостоятельной
(внеаудиторной)
работы
обучающихся
и
обучения
по
индивидуальному
учебному
плану
в
организации
образовательного процесса.
1. Работа по ИУП в обязательном порядке осуществляется на этапе
совершенствования спортивного мастерства, на остальных этапах работа по
ИУП осуществляется по решению педагогического совета (на основании
представления тренерского совета), в отношении
наиболее мотивированных, проявивших особые способности обучающихся;
2. Самостоятельная (внеаудиторная) работа организуется:
- для учебной группы в течение учебного года в пределах часов, указанных в
учебном плане;
- в рамках годового календарного графика за пределами учебного плана на 10
недель активного летнего отдыха обучающихся; объём учебного времени на
СВР в этот период формируется тренером- преподавателем в соответствии с
периодом обучения, целями и задачами, а также психовозрастными
особенностями обучающихся с учётом соблюдения техники безопасности.
3. С целью оптимизации количества рабочей документации в план
самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы включается
воспитательная работа по направлениям:
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям
охраны труда и антидопингового поведения;
-
профилактика
и
запрещение
курения,
употребления
алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных
веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
воспитание на примере выдающихся спортсменов, выпускников Школы,
района,
области,
повышение
уровня
информированности
об
истории
развития избранного вида спорта;
- патриотическое воспитание, участие в социально значимых акциях, в т.ч. с
привлечением родителей;
- поддержание и развитие традиций школы (праздник чести школы. День
выпускника, день открытых дверей и т.д.);