Напоминание

"Я поведу тебя в музей"


Автор: Кунц Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская область город Белово пгт. Бачатский
Наименование материала: Социальный проект "Я поведу тебя в музей"
Тема: "Я поведу тебя в музей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Я поведу тебя в музей»

социальный проект

2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 «Рябинка» комбинированного вида города Белово»

(МБДОУ детский сад №59 города Белово)

«Я поведу тебя в музей»

социальный проект

Беловский городской округ

2019г.

3

Автор – составитель:

Воспитатель МБДОУ детский сад № 59 города Белово Кунц Марина

Александровна

Аннотация

Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к

взрослой жизни через разнообразные виды детской деятельности с помощью

музейных

средств.

Детям

предоставляется

уникальная

возможность

приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в

процессе интересной деятельности.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей

возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее;

научатся понимать и различать такие понятия как галерея, архив, экспонат,

экспозиция, запасник, экскурсовод и др.; овладеют навыками поисково-

собирательской,

оформительской,

экскурсионной

деятельности.

Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно со

взрослыми создать мини-музеи в групповых помещениях ДОУ.

Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности,

помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить

подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся

не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного

процесса.

4

Содержание:

I.

Паспорт проекта

II.

Пояснительная записка

III.

Цели и задачи проекта

IV.

Методологическая основа

V.

Формы и методы организации методической работы в проектной

сети

VI.

Ресурсное обеспечение проекта

VII.

Механизмы обеспечения реализации проекта

VIII.

Сроки и этапы выполнения проекта

IX.

Объемы финансирования проекта

X.

Ожидаемые результаты

XI.

План реализации проекта

XII.

Литература

5

I.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

проекта

«Я поведу тебя в музей»

Основание

для

разработки проекта

Для развития будущего нашей страны и города необходимо

молодое

поколение

творческих,

духовно-развитых

людей,

способных

чувствовать,

понимать

и

ценить

культурные,

национальные

исторические

традиции,

стремящихся

к

созидательной деятельности на пользу своей Родины. Новизна

проекта

Изучив новые требования к образованию дошкольников,

образовательные стандарты, целевые ориентиры дошкольного

образования, было принято решение обратить внимание на

музейную педагогику.

Нормативно-правовая

база

Федеральный

Закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г.;

Федеральный

Закон

о

музейном

фонде

Российской

Федерации и музеях Российской Федерации от 26 мая 1996 года

№ 54 ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 г. No 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных организаций (Постановление

главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от

15 мая 2013г. № 26):

Положение о музее образовательного учреждения

Положение

о

смотре-конкурсе

«Лучший

мини

музей

дошкольного учреждения»

Заказчик

Основные

разработчики проекта

Масливцева Надежда Лукасовна, заведующий МБДОУ

детский сад № 59 города Белово;

Буркатская Елена Анатольевна, старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 59 города Белово

Исполнители

основных мероприятий

Педагоги и специалисты МБДОУ детский сад № 59 города

Белово, воспитанники, родители воспитанников

Социальные

партнеры

Лицей № 22, МБОУ СОШ № 24, КЦ «Бачатский»

Цель проекта

Цель: использование музейной педагогики для расширения

кругозора

дошкольников

и

повышения

профессиональной

компетенции педагогов.

Основные

задачи

проекта

Задачи:

1.

создать условия для развития кругозора и познавательного

интереса детей;

2.

создать

условия

для

повышения

профессиональной

компетентности

и

мастерства,

проявление

творческих

способностей педагогов, формировать позитивное отношение и

готовность к инновационной деятельности;

3.

формировать партнерские отношения педагогов с детьми,

родителями

(законными

представителями)

и

социальными

институтами, формировать навыки совместной деятельности;

6

4.

создать библиотеку полезных материалов для участников

образовательного

процесса

в

виде

статей,

рекомендаций,

конспектов занятий по использованию в образовательном

процессе «музейной педагогики»;

5.

повысить имидж дошкольного учреждения среди населения

городского округа, области.

Механизмы

управления проектом

Для

реализации

проекта

были

задействованы

законодательные, организационные и ресурсные механизмы. В

полном объеме учитывались основные положения Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования.

Сроки

и

этапы

выполнения

Долгосрочный (2015-2017гг.)

1 этап – сентябрь – декабрь 2015г.

2 этап – январь – ноябрь 2016г.

3 этап – декабрь 2016г. – ноябрь 2017г.

Источники и объемы

финансирования

Общий

объем

необходимых

финансовых

средств

для

реализации проекта в период с 2015 по 2017 год – 116 000 руб.

Объем

финансирования

Проекта

может

ежегодно

корректироваться в соответствии с возможностями бюджета г.

Белово на соответствующий финансовый год и привлечения

внебюджетных средств.

Ожидаемые

результаты

За

период

реализации

проекта

с

2015г.

по

2017г.

ожидается:

реализация всех запланированных проектов, мероприятий

по организации мини музеев в дошкольном учреждении;

созданы условия для развития познавательного интереса,

кругозора дошкольников;

обобщение педагогического опыта на уровне города,

Методического объединения пгт Бачатский;

создание методических продуктов участниками проекта,

создание библиотеки полезных материалов по теме проекта, ее

регулярное пополнение;

налажено

тесное

сотрудничество

педагогов,

родителей

(законных представителей) и детей;

участие

педагогов

в

конкурсах

профессионального

мастерства.

7

II.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейная педагогика – достаточно известное направление современной

педагогики.

Она

имеет

длительную

историю,

хотя

в

дошкольном

образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия.

Это

инновационная

технология

в

системе

формирования

культуры

дошкольников, создающая условия погружения личности в специально

организованную

предметно-пространственную

среду.

Богатейшими

материалами музеев могут воспользоваться лишь дошкольные учреждения,

находящиеся близко к центрам культуры. Пусть и небольшая, но все же

отдаленность поселка городского типа Бачатского от города Белово,

Кемерово, лишает нас возможности совершать экскурсии столь часто, как

этого хотелось бы. Родители, загруженные работой, свои выходные дни

используют для решения бытовых проблем. Лишь немногие из них могут

позволить себе поездку с ребенком по городу или в музей. Во время бесед с

детьми мы выяснили, что высокий уровень представлений воспитанников о

музее и музейной культуре, его назначении, правилах поведения в музее

имеют

40% воспитанников;

интересуется прошлым, традициями и т.п.

(развитие познавательного интереса) – 50% детей; заинтересованность детей

тематикой игр в «Музей»- 30%.

представления о музее

интерес к прошлому

организация игр

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

0,4

0,5

0,3

0,35

0,35

0,25

0,25

0,15

0,45

высокий

средний

низкий

8

Но есть дети, которые ни разу не посещали музей. Причины самые

разные. Во-первых, наше дошкольная организация находится в поселке

удаленном от центра города Белово, где имеются музей и выставочный зал.

Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать

такие места. И, втретьих, многим папам и мамам просто не приходит в

голову идея такой экскурсии.

Исходя из этого, создание мини-музеев в дошкольном учреждении —

одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории,

культуры, искусства. Однако в условиях детского сада невозможно создать

экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие

выставки были названы «минимузеями». Часть слова «мини» в данном

случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры

экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность

этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в

обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп

проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В

настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее

ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и

дедушка.

Каждый

мини-музей

результат

общения,

совместной

работы

педагога, воспитанников и их семей.

Музейная технология – это один из методов проектной деятельности,

которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных

программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до

школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в

9

состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее

элементы,

такие

как,

продуктивная

деятельность,

исследовательская

деятельность, презентация результатов, включены в программные задачи и

для детей младшего возраста.

Таким образом, музейная педагогика в ДОУ - это форма творческой

деятельности

всего

педагогического

коллектива,

который

знакомит

дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе

общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства

и развивает художественный вкус.

Актуальность

музейной

педагогики

обусловлена

соответствием

основных

характеристик

музейной

педагогики,

как

современной

образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО:

1. имеет

богатый

содержательный

(разнообразие

тем)

и

методологический (методы и формы сотрудничества с детьми) аспект, для

познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-

эстетического и физического развития дошкольников;

2. несет потенциал развития личности, мотивации и способности

дошкольника в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной,

трудовой, познавательно-исследовательской музыкальной, художественной,

восприятии художественной литературы и фольклора);

3. представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в

предметно-развивающем

пространстве

ДОУ

(познавательное

развитие,

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-

эстетическое и физическое развитие);

4. отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого

и партнерской формой организации (возможность свободного замещения,

перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Каждый созданный в ДОУ мини-музей -результат общения, партнерской

деятельности воспитателя, детей и их родителей.

10

5. мини-музеи дошкольного учреждения соответствуют содержанию

образовательной

программы

дошкольного

образования

и

помогают

реализовать ее общие задачи, задачи отдельных разделов программы и

способствуют реализации регионального компонента;

6. способствует единению детско-родительского и педагогического

коллектива.

Обоснование значимости предлагаемого проекта

Для развития будущего нашей страны и города необходимо молодое

поколение творческих, духовно-развитых людей, способных чувствовать,

понимать и ценить культурные, национальные исторические традиции,

стремящихся к созидательной деятельности на пользу своей Родины.

Новизна проекта

Изучив

новые

требования

к

образованию

дошкольников,

образовательные стандарты, целевые ориентиры дошкольного образования,

было принято решение обратить внимание на музейную педагогику. Это и

определило выбор темы нашего проекта: «Я поведу тебя в музей».

III.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Для

осуществления

плодотворной

работы

сформулировали

цель:использование

музейной

педагогики

для

расширения

кругозора

дошкольников и повышения профессиональной компетенции педагогов.

Для реализации цели были определены задачи:

1. Создать условия для развития кругозора и познавательного интереса

детей.

2. Создать условия для повышения профессиональной компетентности и

мастерства, проявление творческих способностей педагогов, формировать

позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности.

3. Формировать партнерские отношения педагогов с детьми, родителями

(законными представителями) и социальными институтами, формировать

навыки совместной деятельности.

11

4. Создать

библиотеку

полезных

материалов

для

участников

образовательного процесса в виде статей, рекомендаций, конспектов занятий

по использованию в образовательном процессе «музейной педагогики».

5. Повысить

имидж

дошкольного

учреждения

среди

населения

городского округа, области.

IV.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

В

методологическую

основу

нашего

музея

вошли

следующие

направления работы:

1. Поисково-собирательское

важным

этапом

в

процессе

комплектования мини музеев возрастных групп является подготовка к

поисково-собирательской

работе.

Это

направление

дает

возможность

участникам проекта проявить себя в исследовательской работе.

2.

Экспозиционное (оформительское)

-

в процессе художественного

проектирования разрабатывались эскизы и макеты будущих мини музеев

групп, которые должны дать достаточно точное и образное представление о

будущей экспозиции. После создания макетов и эскизов, их рассмотрения,

выявления «плюсов» и «минусов» можно приступать к монтажу экспозиции.

3. Экскурсионное

– форма культурно-образовательной деятельности,

основанная на коллективном осмотре музея под руководством с

взрослого.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и

рассказа

.

В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный

метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка

(рисунок, лепка, моделирование).

4.

Культурно-массовое

- одним из основных критериев в оценке

работы мини музеев является разнообразие форм массовой и учебно-

воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции, проведение

организованной

образовательной

деятельности

с

использованием

экспозиций, встреч с интересными людьми, работа с местным населением.

12

Мини

музей

должен

органично

вписываться

в

план

работы

всего

дошкольного учреждения.

При организации мини музеев дошкольного учреждения учитывались

следующие принципы:

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

В

деятельности

мини

музеев

дошкольного

учреждения

можно

проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием

музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы

новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные

проекты, новые формы учебного взаимодействия в дошкольном учреждении.

Наиболее

эффективными

формами

работы

в

рамках

музейной

педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относятся:

экскурсии,

Принципы организации мини музеев в ДОУ:

Принцип

интеграции

Принцип деятельности и

интерактивности

Принцип

научности

Принцип динамичности

и вариативности

Принцип

непрерывности и

разнообразия

Принцип

партнерства

Принцип

экологичности и

безопасности

Принцип

индивидуализации

13

викторины;

встречи с участниками и свидетелями исторических событий;

краеведческие игры.

Групповыми формами работы:

издание журналов, альбомом, лепбуков, коллекций, проектов и др.;

составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и

индивидуально-образовательных маршрутов по карте города.

Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются

при

непосредственном

участии

родителей

(законных

представителей

воспитанников).

Такие

видеофильмы

в

дальнейшем

использовалисьв

образовательной работе.

Индивидуальная работа:

наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа,

выполнение познавательных заданий,

разработку

индивидуально-образовательных

маршрутов

с

экспонатами мини музеев дошкольного учреждения.

К

нетрадиционным

формам

проведения

образовательной

деятельности, которые могут применяться и в музейной педагогике,

относятся:

интегрированные занятия;

игровая деятельность в форме соревнований, викторин, конкурсов

эрудитов;

занятия на основе нетрадиционной организации и представления

учебного материала: занятия мудрости, занятие – сказка, занятие – сюрприз.

Дидактическими формами и способами методической работы станут:

теоретические

и

научно-практические

семинары

и

педагогические

конференции, открытые уроки и взаимопосещения, консультации, мастер-

классы, наставничество, дискуссии, мастерские и др.

14

VI.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

При реализации проекта мы использовали следующие ресурсы:

Кадровые

создание творческой группы педагогов;

Научно-методические

подбор печатных, теоретических материалов

по

музейной

педагогике

и

познавательно-

исследовательской деятельности;

методическое

сопровождение

проектной

деятельности;

разработка

системы

планирования,

методических материалов (конспекты, сценарии,

картотека исследований и опытов, и т. п.);

разработка Положения о смотре-конкурсе

мини-музеев;

определение

критериев

эффективности

реализации

проекта,

повышения

профессионализма

педагогов

в

организации

познавательно-исследовательской деятельности.

самообразование педагогов.

Организационные

организация работы творческой группы по

реализации этапов проекта;

создание мини-музеев педагогами совместно

с детьми и родителями;

Информационные

использование возможностей Интернета в

поиске информации, адресов опыта;

консультации

и

семинары

по

педагогическому проектированию;

знакомство родителей с проблемой на общем

собрании;

создание банка методических материалов.

Мотивационные

организация смотра-конкурса мини-музеев;

накопление и обобщение педагогического

опыта;

Материально-

технические

размещение

информации и

методических

материалов

на

сайте

ДОУ;участие

в

педагогических

мероприятиях

и

конкурсах

педагогического

мастерства,

в

том

числе

дистанционных онлайн-форумах по данной теме;

публикации методических статей на сайтах

педагогических

сообществ

и

в

методических

журналах;

оформление

фотоколлажа,

презентаций,

буклетов по результатам реализации проекта.

15

VII. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для

реализации

проекта

были

задействованы

законодательные,

организационные и ресурсные механизмы. В полном объеме учитывались

основные положения Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования.

Нормативно-правовые

документы

использовались

как

инструмент

регламентирования

реализации

проекта;

определения

рациональности

объемов работ, информации; обеспечение общекультурных отношений и

распределения обязанностей между участниками проекта.

Организационные механизмы предполагают использование проектно-

целевого подхода.

VIII.

СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Участники

проектной

деятельности:

педагоги,

дети,

родители

(законные представители).

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2015-2017.).

Этапы работы над проектом:

В настоящее время у нас сложился определенный опыт по организации

работы в рамках музейной педагогики. Представим материал о деятельности

групп по мини музеев в группах дошкольного учреждения. Рассмотрим

этапы и их содержание.

1 этап. Организационно-мотивационный (подготовительный).

Срок реализации 1 этапа: сентябрь-декабрь 2015г.

На подготовительном этапе педагоги занимались изучением вопроса

музейной педагогики в образовательном процессе. Для реализации работы

над проектом была создана творческая группа педагогов, разработаны

положение о мини музеях, положение конкурса «Лучший мини музей

дошкольного

образовательного

учреждения»,

проведен

мониторинг

профессиональной компетентности педагогов.

16

Педагоги изучили нормативно-правовые документы, теоретическую и

методическую

литературу

по

теме

проекта.

Определили

основные

направления

работы,

систематизировали

материал,

информировали

родителей о работе над проектом. В начале работы коллектив каждой группы

(дети, воспитатели, родители) определяли тему и название мини-музея,

разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Обсудили, что

такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди и т. п.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа с детьми:

беседа «Что такое музей?»

рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Бумажные куклы

наших мам», «Куклы обереги», «Третьяковская галерея», «Необычные

экспонаты музеев» и др.

созданы коллекции предметов по интересам детей: коллекция значков,

камней, разновидности бумаги.

В процессе создания музейного комплекса педагогам детского сада

пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли

музееведов, историков.

2 этап. Практический.

Сроки реализации 2 этапа: январь 2016 – ноябрь 2016г.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

подбор методического

материала;

подбор экспонатов;

оформление мини музея;

оформление

фотовыставки;

разработка конспектов

образовательной

деятельности в музеях и

интеграции музейной

культуры в другие

образовательные области.

Информационный

лекторий по темам мини

музеев групп;

проведение "Недели

включение работы

музеев в образовательную

деятельность, прогулки,

беседы, игры, праздники и

развлечения в соответствии

с планированием для

каждой возрастной группы;

участие в конкурсе

«Лучший мини музей

дошкольного учреждения»;

рассматривание

иллюстраций, плакатов,

книг, наглядных пособий;

коллекционирование вместе

с детьми;

мероприятия недели

совместные с родителями

мероприятия;

индивидуальные

консультации

выставка семейных

работ;

оформление

информационных стендов в

каждой группе;

памятки для родителей;

привлечение к сбору

экспонатов;

привлечение к созданию

альбомов: «Родной

поселок», «Кузбасс моя

Родина», «История

17

музея";

организация поисково-

познавательной

деятельности в мини-

музеях;

работа по направлениям

деятельности музеев:

поисково-собирательское,

экспозиционное

(оформительское),

экскурсионное, культурно-

массовые мероприятия.

музеев;

игры музейного

содержания;

игры-развлечения,

викторины:«В гости к

деревянным игрушкам»,

«История часов», «Мой

край», «Путешествие с

матрешкой» и др.

выставка «Из

бабушкиного сундука»;

мониторинг и оценка

промежуточных результатов

проекта.

возникновения часов»,

«Такие разные часы»,

«История деревянной

игрушки», «Матрешка

символ России» и др.

На данном этапе воспитатели разрабатывали содержание экскурсий

по

своему

музею,

оснащали

музеи

наглядными

материалами

и

дидактическими играми.

Каждый музей начинается с создания коллекции. Экспонаты, т.е.

различные коллекции - основа любого мини-музея. Большую роль в этом

процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в

оформлении.

Многие экспонаты в музеях изготовлены руками детей совместно с

педагогами и родителями.

Мы расположили мини-музеи в групповых помещениях.

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал

музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель

может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по

желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать

вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских

игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные

исследования.

Для каждого мини-музея воспитатели составили проект и паспорт

музея, в которых содержались цели и задачи создания, краткое описание

экспозиции, разделы мини-музея, каталоги экспонатов мини музея,

18

разработаны

примерные

конспекты

занятий-экскурсий,

подобран

дидактический материал.

В результате целенаправленной совместной работы педагогов,

родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении были

созданы 5 мини-музеев:

первая группа раннего возраста «Мини музей деревянной

игрушки»;

вторая группа раннего возраста – «Мини музей матрешки»;

младшая группа – «Мини музей куклы»

средняя группа – мини музей «Мой край»

подготовительная группа – «Мини музей часов».

3 этап. Заключительный.

Сроки реализации 3 этапа: декабрь 2016г. – ноябрь 2017г.

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

организация выставок

детского творчества по

темам музеев;

оформление фотоотчётов

о проделанной работе;

организация экскурсий по

мини музеям для детей

других групп;

презентация мини музеев

для педагогов и родителей;

участие в конкурсе

«Лучший мини музей

дошкольной

образовательной

организации»;

сравнительный

мониторинг

профессиональной

компетентности педагогов;

обобщение и

распространение и

презентация опыта работы.

развлечения с

использованием экспонатов

мини музеев;

экскурсии по мини

музею своей группы и мини

музеям других групп;

сравнительный

мониторинг развития

кругозора дошкольников

посещение родителями

мини музеев всех

возрастных групп;

участие в городском

семинаре;

фотовыставки;

выставки детского

творчества.

19

На заключительном этапе проекта мы провели для родителей день

открытых дверей «Посетите наш музей», экскурсии для детей других групп, а

также бывших выпускников подготовительных групп нашего детского сада.

В

марте

2017

года

на

городском

семинаре

«Преемственность

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования и начального общего образования» был обобщен и презентован

опыт работы по созданию мини музеев возрастных групп. В семинаре

приняли участие около 40 человек, среди гостей семинара были коллеги из

дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов лицея

№ 22 и МБОУ СОШ № 24 пгт Бачатский, а также родители воспитанников.

В сентябре 2017г. опыт создания мини музея кукол был представлен на

городском конкурсе «Перспектива» Управления молодежной политики,

физической культуры и спорта Администрации Беловского городского

округа как социально - значимый проект. По результатам конкурса данный

проект занял призовое место, а коллектив педагогов и родителей получил

денежный гран на развитие мини музея.

В

2017году

педагоги

дошкольного

образовательного

учреждения

приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Творчество

без границ» по результатам которого:

Алямкина И.В. представила опыт создания мини музея деревянной

игрушки и награждена дипломом третьей степени;

Мамонтова О.Н. и Пащенко Е.Ю. представили опыт создания мини

музея часов и награждены дипломом второй степени. Кроме того, данный

материал

был

опубликован

в

международном

электронном

журнале

«Педагог», что подтверждает сертификат о публикации;

Елисова Н.В. и Субботина Л.А. представили опыт создания мини

музея «Мой край» и награждены дипломом первой степени;

Семенова О.В., Кунц М.А. представили опыт создания мини музея

кукол и награждены дипломом первой степени.

20

IX.

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

Мероприятия

Затраченные средства

Бюджет

Внебюджет

1

Программно-методическое обеспечение

3000руб.

3000 руб.

2

Приобретение экспонатов для организации

мини музеев

16000 руб.

5000 руб.

3

Обеспечение компьютерной,

информационной и оргтехникой

(проекторы, принтеры, экран, ноутбуки,

фотоаппарат)

80000 руб.

5000 руб.

4

Обеспечение презентационной работы на

конкурсах

--

4000 руб.

5

99000 руб.

17.000 руб.

X. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Мониторинг работы по музейной педагогике проводился 2 раза в год: в

начале и в конце учебного года.Цель мониторингового исследования:

выявление уровня усвоения детьми материала по музейной педагогике,

форсированности кругозора, познавательного интереса

к сокровищам

истории, культуре и искусства.

Мониторинг проводили с использованием метода наблюдения и

интервью с воспитанниками.

Мониторинг осуществлялся по следующим параметрам:

представлений воспитанников о музее и музейной культуре, его

назначении, правилах поведения в музее;

интересуется прошлым, традициями и т.п. (развитие

познавательного интереса).

заинтересованность детей тематикой игр в «Музей».

По каждому параметру выделяли уровни:

высокий

средний

низкий

21

Проведённая работа над проектом позволила нам получить следующие

результаты:

представления о музее

интерес к прошлому

организация игр

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

0,55

0,6

0,45

0,35

0,35

0,4

0,1

0,05

0,15

высокий

средний

низкий

У детей расширился кругозор, развивается познавательныйинтерес,

логика, мышление, желание работать в команде.

Дети экспериментируют в

создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании

разнообразных изобразительных материалов и инструментов.

Экспонаты

музея

используются

для

развития

речи,

воображения,

интеллекта,

эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники активно выступают в музее в

роли экскурсоводов.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем

потом

дошкольники

с

удовольствием

рассказывают

друг

другу

и

воспитателям.

Педагоги повысили свою профессиональную компетентность: обобщили

опыт работы по созданию мини музеев в группах детского сада на городском

семинаре, разработали программно-методическое обеспечение и проекты по

созданию мини музеев, опубликовали свой опыт работы в международном

журнале «Педагог», заняли призовые места в конкурсном движении.

22

XI.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Ожидаемый результат

Создать

условия

для

развития

кругозора

и

познавательного интереса

детей

Подготовка

мониторингового

материала

для

анализа

работы с детьми.

Исследование проблемы и

мониторинг

результатов

работы.

Старший

воспитатель,

творческая группа

2015г.

Анализ мониторингового

исследования.

Определение

уровня

знаний детей по данному

направлению.

Разработка

перспективного

планирования с детьми.

Педагоги

дошкольного

учреждения

2015г.

Перспективное

планирование

Выбор

места,

темы

и

создание мини музея в

группах

дошкольного

учреждения

Педагоги

и

родители

(законные представители)

2015г.

Организация

взаимовыгодного

сотрудничества педагогов

и родителей.

Включение работы музеев

в

образовательную

деятельность, проведение

бесед, игр, занятий

Педагоги

дошкольного

учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Конспекты бесед, занятий,

игр

Рассматривание наглядно-

иллюстративного

материала

Педагоги

дошкольного

учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Повышение

у

детей

интереса

к

музейной

культуре,

развитие

кругозора,

познавательного интереса

Проведение

игр

музейного содержания

Педагоги, дети и родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Проведение

интеллектуальных,

творческих

игр,

игр

путешествий,

викторин,

развлечений

Педагоги, дети и родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

23

Исследовательская

деятельность,

подборка

экспонатов,

создание

альбомов, коллекций

Педагоги, дети и родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Повышение

у

детей

интереса

к

музейной

культуре,

развитие

кругозора,

познавательного интереса

Творческая деятельность:

«Наряд

для

куклы»,

«Деревянная

ложка»,

«Косынка для матрешки»,

«Природа

моего

края»,

«Часы глазами детей» и

др.

Педагоги, дети и родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Опытно-

экспериментальная

деятельность:

«Уголь

драгоценность Кузбасса»,

«Тонет

не

тонет»,

«Солнечные

часы»,

«Огненные

часы»,

«Водяные часы», «Какое

платье прочнее» и др.

Педагоги, дети и родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Создать

условия

для

повышения

профессиональной

компетентности

и

мастерства,

проявление

творческих способностей

педагогов,

формировать

позитивное отношение и

готовность

к

инновационной

деятельности

Подготовка

мониторингового

материала для работы с

педагогами и родителями

(законными

представителями)

Заведующий,

старший

воспитатель

2015г.

Анализ мониторингового

исследования.

Определение

уровня

профессиональной

компетентности педагогов

по

данной

теме,

готовности

к

инновационной

деятельности; готовность

родителей

(законных

представителей)

к

активному

24

сотрудничеству

с

дошкольным

учреждением

Создание

творческой

группы

Заведующий,

старший

воспитатель

2015г.

План

деятельности

творческой группы

Разработка положений:

Положение о мини музеях

в

дошкольном

образовательном

учреждении;

Положение о смотре –

конкурсе «Лучший мини

музей

дошкольного

образовательного

учреждения»

Заведующий,

старший

воспитатель,

члены

творческой группы

2015г.

Положения

.

Разработка

тем,

создаваемых мини музеев,

вовлечение в обсуждение

детей,

родителей

(законных

представителей),

педагогов

дошкольного

учреждения

Заведующий,

старший

воспитатель,

члены

творческой группы

2015г.

Перечень,

создаваемых

мини музеев

Организация

круглого

стола

для

педагогов

«Музейная педагогика в

свете

современных

требований к организации

воспитательно-

образовательного

процесса»

Заведующий,

старший

воспитатель,

члены

творческой группы

2015г.

Методические

рекомендации

по

теме

круглого стола

25

Консультации,

индивидуальные

беседы,

методическая помощь в

организации мини музеев

в группах

Заведующий,

старший

воспитатель

В течение всего периода

реализации проекта

Консультации

Практическая работа по

созданию мини музеев в

группах, сбор экспонатов

Заведующий,

старший

воспитатель, педагоги и

специалисты

дошкольного учреждения,

родители

(законные

представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Мини музеи групп

Разработка

планов,

конспектов занятий, игр,

развлечений,

опытно-

экспериментальной

деятельности

Старший

воспитатель,

педагоги и специалисты

дошкольного учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Конспекты занятий, игр,

экспериментальной

деятельности

Подбор,

накопление

и

систематизация

материалов деятельности

в

рамках

деятельности

музейной

педагогики.

Разработка проектов

Старший

воспитатель,

педагоги и специалисты

дошкольного учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Проекты

мини

музеев

каждой

возрастной

группы

Описание

экспонатов

мини музеев возрастных

групп

Старший

воспитатель,

педагоги и специалисты

дошкольного учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Паспорт мини музеев всех

возрастных групп

Самообразование

педагогов

с

целью

приобретения

необходимых

знаний

и

навыков

Старший

воспитатель,

педагоги и специалисты

дошкольного учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Планы

самообразований

педагогов

26

Формировать

партнерские

отношения

педагогов

с

детьми,

родителями

(законными

представителями)

и

социальными

институтами,

формировать

навыки

совместной деятельности

Разработка

плана

преемственности

между

дошкольным

образовательным

учреждением

и

образовательными

учреждениями

пгт

Бачатский

Заведующий,

старший

воспитатель,

представители школ

2015г.

План преемственности

Посещение

музея

КЦ

«Бачатский»

Педагоги, дети, родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Фотоотчеты

Проведение дня

открытых дверей для

родителей «Посетите наш

музей», привлечение

родителей к созданию

альбомов «Родной

поселок», «Кузбасс моя

Родина», «История

возникновения часов»,

«Такие разные часы»,

«История деревянной

игрушки», «Матрешка

символ России» и др.

Педагоги, дети, родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Альбомы

Привлечение родителей

к сбору экспонатов для

мини музеев, выставок,

коллекций

Педагоги, дети, родители

(законные представители)

В течение всего периода

реализации проекта

Мини музеи групп

Участие родителей в

семинаре

«Преемственность

федерального

Педагоги,

родители

(законные представители)

2017г.

Протокол

семинара,

журнал

регистрации

участников

27

государственного

образовательного

стандарта дошкольного

образования и начального

общего образования»

Создать

библиотеку

полезных материалов для

участников

образовательного

процесса в виде статей,

рекомендаций,

конспектов

занятий

по

использованию

в

образовательном процессе

«музейной педагогики»

Создание

библиотеки

полезных материалов по

теме

проектной

деятельности

Старший

воспитатель,

педагоги

дошкольного

учреждения

В течение всего периода

реализации проекта

Конспекты, консультации,

проекты,

памятки,

рекомендации,

Разработка,

пополнение

мониторингового

инструментария

Заведующий,

старший

воспитатель,

члены

творческой группы

В течение всего периода

реализации проекта

Инструментарий

мониторинга

Повысить

имидж

дошкольного учреждения

среди

населения

городского

округа,

области.

Проведение

городского

семинара

«Преемственность

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования и начального

общего образования»

Заведующий,

старший

воспитатель,

коллектив

дошкольного учреждения

2017г.

Материалы семинара

Участие

в

конкурсе

социально-значимых

проектов «Перспектива»

Заведующий,

старший

воспитатель,

коллектив

дошкольного учреждения

2017г.

Материалы конкурса

Участие

во

Всероссийских

дистанционных конкурсах

профессионального

мастерства

Заведующий,

старший

воспитатель,

коллектив

дошкольного учреждения

2017г.

Материалы конкурса

28

Обобщение опыта работы

по

организации

мини

музеев группах

Заведующий,

старший

воспитатель,

коллектив

дошкольного учреждения

2017г.

Обобщенный

опыт

работы

Публикация опыта работы

по

организации

мини

музеев

Заведующий,

старший

воспитатель,

коллектив

дошкольного учреждения

2017г.

Публикации

29

XII.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред.

Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.

4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском

саду. Линка-Пресс, 2008.

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. - М.: Линка-Пресс,

2003.

6. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации

исследовательской

работы

младших

школьников

/Н.М.

Белянкова

//Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

7. Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших

дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-

№3.-С.73-77

8. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова

//Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-

(вкладыш)

9. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова

//Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-

№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)

10. Молодчая,

Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные

экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-

С.4-9

11. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К.

Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

12. Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе

подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.-

2010.-№3.-С.104-107

13. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т.

Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

14. Долгих,

Е.

Проект

«Музейная

педагогика»

пространство

гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

30

15. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М.

Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. -

С. 3-5

16. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова //

Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

17. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования

духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. -

№ 9. - С. 29-31

18. Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского

творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С.

6-10

19. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной

культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31



В раздел образования