Напоминание

Проектная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в ДУ


Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Колосок"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в ДУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зимова Мария Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №28 «Колосок»

г. Ессентуки

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДУ

Дошкольное учреждение, являясь одним из компонентов системы

образования, не может быть вне процессов обновления. В связи с введением

ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят

инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы

образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить

всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов - родителей – детей

- является метод проектирования.

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования

определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а

также возможностью; интегрирования в целостный образовательный процесс, в

ходе которого наряду с овладением воспитанниками системными базовыми

знаниями и ключевыми компетенциями происходит и многостороннее развитие

растущей личности.

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они

отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них

используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

1.

По доминирующему принципу.

2.

По характеру содержания и информативности.

3.

По роли ребенка в проекте.

4.

По особенностям проводимых контактов.

5.

По количеству участвующих в проекте людей.

6.

По сроку действия.

Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке,

по тематике, по срокам реализации.

Рассмотрим виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения,

классифицирующиеся по целевой установке.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

виды проектов:

исследовательско — творческие: полностью подчинены логике

исследования и имеют структуру, приближенную или полностью

совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети

экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет,

драматизации, детского дизайна;

ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации

о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников

проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно

ориентирован на социальные интересы самих участников);

творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в

виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная

с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты,

например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,

«Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,

«Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;

групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука»;

исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и

здоровье».

По продолжительности (срокам реализации) они бывают краткосрочными

(одно или несколько занятий), средней продолжительности (неделя, месяц),

долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте

деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-

содержательной области различаются монопроекты, содержание которых

ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные

проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей

программы.

Применительно к образовательной области «Здоровье» возможны

следующие примерные монопроекты, позволяющие детям «открывать»

элементарные основы здорового образа жизни: «Как быть здоровым?», «Кто

помогает нам быть здоровым?», «Азбука здоровья», «Разнообразные движения»,

«Во что поиграть зимой».

Примеры моно-проектов по образовательной области «Коммуникация»: «Как

рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть

вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном

общении); «Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-

коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи,

доверять, поддерживать партнера по деятельности)

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны

проекты (Е.С.Полат):

• Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

• Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют,

экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде

дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по

результатам экспериментов)

• Информационно-практические (в нем дети осваивают новую

информацию и используют ее в создании различных предметов,

которые могут быть использованы в реальной жизни (выращенный на

подоконнике лук) или используются, например, в оформлении группы

( поделки к новому году) в подготовке к сюжетно-ролевой игре

(атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более

младших групп ( книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с

правилами умывания, детские диафильмы и т. д.)

• Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского

праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

При проектировании работы воспитатель может ориентироваться на

конкретный вид проекта, а возможно интегрировать разные виды детской

деятельности в один проект.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные,

групповые, коллективные, массовые. Для дошкольных учреждений

рационально использование коллективных и групповых проектов. В

коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая,

поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект

«Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого

может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-

участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки»

предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и

современные игрушки». Для данного проекта объединяется подгруппа детей, в

семьях которых хранятся старинные игрушки. Они узнают от представителей

старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о

причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от

современных подобных игрушек.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и

родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и

семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает

семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в

котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы,

поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные (мини-

проекты), средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные

проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего 2-3

образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо–

надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду,

рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А.Барто.

Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном

уголке и ее обыгрывание. Для детей старших групп типичными будут проекты

средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по

продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-

проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с

родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность

становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться,

приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности

детей.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и

осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное

предназначение метода проектов – предоставление детям возможности

самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или

проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей:

• Коммуникативно-личностное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Первый этап – Выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми

выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной

деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели

«трёх вопросов»: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует

не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных

интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в

свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого

аппарата.

Второй этап – Реализация проекта. Реализация проектов происходит через

различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для

осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том,

что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических

функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на

данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает

обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и

сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации

опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был

положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.

В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников,

находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача

воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать

о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты

своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок

приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными

средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать,

синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к

изменившейся ситуации школьного обучения.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и

самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные

поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают

проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для

достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность

участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят

проблемы. В проектной деятельности старшего дошкольника происходит

формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность,

реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на

современном этапе.

Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить

информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти

знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности

метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко

мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей старшего

возраста.



В раздел образования