Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №28 "Колосок"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в ДУ
Раздел: дошкольное образование
Зимова Мария Николаевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №28 «Колосок»
г. Ессентуки
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДУ
Дошкольное учреждение, являясь одним из компонентов системы
образования, не может быть вне процессов обновления. В связи с введением
ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят
инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы
образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить
всех участников образовательного процесса в ДОУ: педагогов - родителей – детей
- является метод проектирования.
Актуальность технологии проектного обучения для современного образования
определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а
также возможностью; интегрирования в целостный образовательный процесс, в
ходе которого наряду с овладением воспитанниками системными базовыми
знаниями и ключевыми компетенциями происходит и многостороннее развитие
растущей личности.
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они
отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них
используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
1.
По доминирующему принципу.
2.
По характеру содержания и информативности.
3.
По роли ребенка в проекте.
4.
По особенностям проводимых контактов.
5.
По количеству участвующих в проекте людей.
6.
По сроку действия.
Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке,
по тематике, по срокам реализации.
Рассмотрим виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения,
классифицирующиеся по целевой установке.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
виды проектов:
исследовательско — творческие: полностью подчинены логике
исследования и имеют структуру, приближенную или полностью
совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети
экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет,
драматизации, детского дизайна;
ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации
о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников
проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников);
творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в
виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная
с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты,
например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,
«Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,
«Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука»;
исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и
здоровье».
По продолжительности (срокам реализации) они бывают краткосрочными
(одно или несколько занятий), средней продолжительности (неделя, месяц),
долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).
Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:
по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте
деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-
содержательной области различаются монопроекты, содержание которых
ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные
проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей
программы.
Применительно к образовательной области «Здоровье» возможны
следующие примерные монопроекты, позволяющие детям «открывать»
элементарные основы здорового образа жизни: «Как быть здоровым?», «Кто
помогает нам быть здоровым?», «Азбука здоровья», «Разнообразные движения»,
«Во что поиграть зимой».
Примеры моно-проектов по образовательной области «Коммуникация»: «Как
рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть
вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном
общении); «Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-
коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи,
доверять, поддерживать партнера по деятельности)
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны
проекты (Е.С.Полат):
• Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
• Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют,
экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде
дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по
результатам экспериментов)
• Информационно-практические (в нем дети осваивают новую
информацию и используют ее в создании различных предметов,
которые могут быть использованы в реальной жизни (выращенный на
подоконнике лук) или используются, например, в оформлении группы
( поделки к новому году) в подготовке к сюжетно-ролевой игре
(атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более
младших групп ( книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с
правилами умывания, детские диафильмы и т. д.)
• Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского
праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
При проектировании работы воспитатель может ориентироваться на
конкретный вид проекта, а возможно интегрировать разные виды детской
деятельности в один проект.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные,
групповые, коллективные, массовые. Для дошкольных учреждений
рационально использование коллективных и групповых проектов. В
коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая,
поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект
«Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого
может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.
Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-
участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки»
предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и
современные игрушки». Для данного проекта объединяется подгруппа детей, в
семьях которых хранятся старинные игрушки. Они узнают от представителей
старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о
причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от
современных подобных игрушек.
Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и
родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и
семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает
семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в
котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы,
поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные (мини-
проекты), средней продолжительности и долгосрочные. Краткосрочные
проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего 2-3
образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо–
надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду,
рассматривание картины «Купание куклы» и чтение стихотворения А.Барто.
Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном
уголке и ее обыгрывание. Для детей старших групп типичными будут проекты
средней продолжительности, реализация которых составляет 1-2 недели.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по
продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-
проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с
родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность
становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться,
приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности
детей.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и
осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное
предназначение метода проектов – предоставление детям возможности
самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или
проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей:
• Коммуникативно-личностное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Первый этап – Выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми
выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной
деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели
«трёх вопросов»: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует
не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных
интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в
свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого
аппарата.
Второй этап – Реализация проекта. Реализация проектов происходит через
различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для
осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том,
что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических
функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на
данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает
обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и
сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации
опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был
положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников,
находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача
воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать
о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты
своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок
приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными
средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и
самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные
поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают
проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для
достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность
участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят
проблемы. В проектной деятельности старшего дошкольника происходит
формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на
современном этапе.
Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить
информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности
метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко
мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей старшего
возраста.