"Создание условий для формирования у обучающихся положительного отношения к учебному труду на уроках истории и обществознания
Автор: Бондарева Светлана Васильевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ Куйбышевская ООШ Населённый пункт: Индычий, Воронежской области Наименование материала: статья Тема: "Создание условий для формирования у обучающихся положительного отношения к учебному труду на уроках истории и обществознания Раздел: среднее образование
Тема: «Создание условий для формирования у обучающихся положительного
отношения к учебному труду на уроках истории и обществознания»
Автор: Бондарева Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания
МКОУ Куйбышевская ООШ, IКК.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ
ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ
УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Сегодняшним социальным заказом общества является выпускник, готовый к
включению в дальнейшую жизнедеятельность, конкурентоспособный, готовый
к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию, умеющий решать сложные профессиональные и жизненные
вопросы.
Но
серьезной
проблемой
нашего
времени
является
падение
у
школьников
интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного
труда. Дети отвлекаются, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают
достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой
ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять
полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем,
связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка
стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками,
дети переживают, но и это не всегда помогает.
И вот, чтобы выполнить социальный заказ общества современному учителю в
основу своих методов работы надо положить такие педагогические приёмы как:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на
чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных
мероприятиях
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,
интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с
элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки,
экскурсии заочные по городам России.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока
разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание
детей овладевать знаниями, поэтому необходимо:
• Дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых
знаний;
•Пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои
достижения.
Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма,
который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих
положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с
удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, если помочь
ребёнку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно
мотивировать его на будущую деятельность.
Задача учителя - создать максимально комфортные условия для раскрытия
способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или
иной сфере деятельности.
Каждый учащийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный
успех и собственные достижения.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается.
В своей работе стараюсь использовать комплекс оптимальных приёмов, который
способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на
уровне его потенциальных возможностей и развиваю эти возможности,
воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности
школьника.
Остановлюсь на некоторых приёмах, которые в наибольшей степени позволяют
раскрыть ученика, сформировать желание учиться.
Во-первых, стремлюсь искать пути эмоционального контакта с детьми.
Важную роль в повышении учебно - познавательной деятельности учащихся
играет усвоение коммуникативной стороны процесса учения, т.е. использование
диалоговых форм в организации урока. Коммуникация в обучении предполагает
при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только
содержание учебного материала, но и модели взаимодействия при его усвоении:
«учитель - ученики» (при изучении нового материала), «ученик - ученик»
(парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая
работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного
характера), «ученик- учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с
учебником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность
включения в них учащихся открывает детей к контакту, преодолевает их страхи
и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать
догадку.
Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий
им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести
взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных
качеств в социальном становлении личности.
Развитию коммуникативных навыков способствует работа в паре. Работа в паре
- это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени
осуществляют совместную работу над учебным материалом. Они обучаются
разным способом получения и обработки информации; дети в общении между
собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения;
процесс обучения приближается к реальной жизни, в которой приходится
быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; предоставляется
возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим,
переосмысливать свои знания, рефлексировать; смотреть на объясняемое с
новых, не ученических позиций.
Проблемные задания позволяют повторить ранее усвоенные вопросы,
подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с
решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо
находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия,
проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что
позволяет
на
уроках
реализовать
принципы
доступности,
наглядности.
С
помощью
мультимедийных
презентаций
легко
акцентировать
внимание
обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных
заданий,
тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах
урока:
при
изучении
и
закреплении
учебного
материала,
для
проверки
правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на
уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную
образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию
взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют
задания, придуманные одноклассниками. Задания, вопросы, полученные от
соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью
домашнего задания. Этот прием позволяет учителю достичь сразу нескольких
целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности, во-
вторых, они включаются в творческую деятельность, в третьих проверяется
задание, интерес к которому резко повышается.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к
процессу познания, помогают им усвоить учебный материал.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая
помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно
нужно связывать с практическими потребностями ученика.
Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное
выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств»,
преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими
словами сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет
главным двигателем развития личности. Его материальная основа - потребность.
Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной
направленности деятельности, помыслов, эмоций.
С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации
успеха лежит творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение
индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить
своё отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие
основные моменты:
• творчество как процесс развлечения, игры;
• творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
• творчество как особая форма коммуникации.
Творческие задания помогают учащимся на уроке раскрепоститься,
активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. Одним
из важнейших условий в организации творческих заданий является создание
атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося
потребность в творческом самовыражении.
На мой взгляд, одним из наиболее эффектных методов активизации
познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектов.
Именно при создании и защите творческих проектов легче всего смоделировать
ситуацию успеха и «триумфа личности».
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, заве р шающийся
созданием творческих работ. Такими творческими работами могут быть,
например: рисунок, поделка, скульптура, считалка, загадка, концерт, спектакль,
викторина, книга, макет и т.д. Проектная деятельность способствует
расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у
них умение работать с информацией и умение работать в разных группах,
выполняя разные социальные роли, развивает творчески. Каждый проект
должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение
гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я
помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения
работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей
работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую
поддержку и предоставление возможности учащимся осуществлять
разнообразные пробы в рамках образовательного пространства. Поэтому особое
внимание уделяю участию ребят в олимпиадах, конкурсах, играх,
интеллектуальных и дистанционных турнирах. Меня радует, что количество их
участников постоянно увеличивается. Ребята с удовольствием выполняют
творческие и проектные работы, что, безусловно, способствует развитию у них
логического мышления, самостоятельности, познавательных интересов к
изучению истории и обществознания.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая
помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно
нужно связывать с практическими потребностями ученика.
Считаю, что воспитательный потенциал имеет и предметно - развивающая
среда, окружающая подростка. Поэтому особое внимание уделяю развитию
кабинета истории, создавая в нём комфортные условия для организации учебно-
познавательной деятельности учащихся на уроках.
С целью формирования познавательных интересов, их поддержания, укрепления
и углубления большое внимание уделяла внеурочной деятельности.
Таким образом, считаю, что применение разных форм и приёмов позволяют:
- добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её
практически значимой;
- обеспечить индивидуальный подход к учащимся;
- способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей
ребёнка;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;
- создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.
Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная
мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность.
Особенностью этой деятельности является следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение,
ты так думаешь, давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой
версии, на отстаивание своего мнения. Очень важно, чтобы ребенок не
только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и
мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль
в формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на
развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы
учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности
благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной
мотивации, что является необходимым условием для успешного протекания
всей учебной деятельности.
Учитель должен не только вести ребёнка к успеху в учении, но и давать
каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов
преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед
учебным трудом в этом и проявляется положительное отношение к учебному
труду.
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов
мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность
каждого школьника в обучении.
Наше развивающееся общество требует современно образованных,
нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся
динамизмом, мобильностью, конструктивностью и обладающих развитым
чувством ответственности. Именно уроки истории и обществознания
способствуют становлению социально успешной личности. Задача
современного учителя - дать ребенку все это, научить его учиться.