Автор: Фазлетдинова Александра Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д\с 192
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников, как одно из составляющих успешного обучения и воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников, как одно из
составляющих успешного обучения и воспитания.
Развитие
межполушарного
взаимодействия
способствует
успешному
обучению и воспитанию дошкольников.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых
структур. Чем лучше будут развиты мозговые структуры и межполушарное
взаимодействие, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие,
память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
При проведении занятий по физическому развитию с детьми, было
замечено,
что
большая
часть
детей
имеет
нарушения
понимания
собственного тела, связанные с недостатками в межполушарном развитии,
при котором отмечается неравномерность развития правой и левой сторона
тела. Правая сторона у правшей физически сильнее левой. Движения правой
стороной выполняются более точно; перескоки с одной стороны на другую
для некоторых детей представляется невозможным. Кроме того, у детей
наблюдается
недостаточность
аналитико-синтетической
деятельности,
страдает объем запоминания, низкая концентрация внимания, его быстрая
истощаемость. Нарушена эмоционально-волевая сфера, что в свою очередь
сказывается на низком уровне в усвоении нового материала познания себя и
внешнего мира дошкольников.
Для того, чтобы у дети были успешны в обучении и воспитании,
проводятся занятия, направленные на одновременную одинаковую нагрузку
как на левую, так и на правую части тела. На начальных этапах проводится
штрихование одинаковых предметов, затем рисование двумя руками простых
фигур. Постепенно переход на одновременное рисование более сложных
предметов, лепка двумя руками. Прыгать, чередуя ноги, выстукивать ритм.
Подбрасывать и ловить мяч сначала одной рукой, затем одновременно двумя
руками; перебрасывать мяч из одной руки в другую; отбивать мяч от пола
сначала одной рукой, затем двумя одновременно.
Выполняя все упражнения, по принципу от простого к сложному, у
детей
была
отмечается
положительная
динамика.
Дети
стали
более
усидчивы, увеличилась концентрация внимания. Воспитанникам стало легче
запоминать стихотворения, песни. Логические задачи, соответствующие
своему возрасту, воспитанники стали решать лучше.
Функционально правое полушарие начинает развиваться раньше
левого.
Поэтому,
работу
начинают
с
развития
правого
полушария:
понимание схемы тела, пространства вокруг; работа с ритмами и развитие
слухового восприятия. Рисование, формирование образов, чувственного
отклика на прочитанный рассказ.
Таким образом, методики развития межполушарного взаимодействия
направлены на развитие психических процессов, способствующих лучшему
восприятию себя, своего тела и внешнего мира. Развитие межполушарного
взаимодействия – залог успешного обучения и воспитания дошкольников.
Список литературы:
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 254 с.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.:
АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Т.
3. // Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. М., 1986.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М., 2000, 2002.
5. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В.,
Степанова О.Б., Горина И.С. Методы оценки межполушарной
асимметрии и межполушарного взаимодействия: учебное пособие.
М.: Изд-во МГУ, 1995. 78 с.