метапредметный подход в обучении-основное требование фгос
Автор: Рубина Кристина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: мбоу липницкая сош Населённый пункт: брянская область,севский район,поселок косицы Наименование материала: доклад Тема: метапредметный подход в обучении-основное требование фгос Раздел: полное образование
ДОКЛАД
на тему:
«Метапредметный подход в обучении - основное
требование ФГОС»
Общество в котором мы живем сложен и в то же время ограничен и целостен.
Для осознания его часто недостаточно знаний, получаемые в школе, в вузах. А
все потому, что мы в течение многих лет изучаются дисциплины, предметы, не
выделяя никакой связи между ними. Сегодня складывается ситуация,которая
кардинально изменит обстановку, вводится в школе новый стандарт общего
образования, в котором в качестве нового методологического подхода заложено
требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько
применимо к реальной школе?
Ускоряются темпы жизни. Школа сегодня меняется. В Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего
образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.
Личностный результат включает готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-
смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
гражданственности в поликультурном социуме.
Метапредметный результат включает освоение обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия, (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной
деятельности и социуме, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуального образовательного
направления, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
Предметный результат включает освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-
проектных ситуациях, формирование научного, логического мышления,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия достижения высокого качества
образования. Учитель сегодня должен научиться конструировать новые
педагогических ситуации, новые задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных
продуктов в освоении знаний.
Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже
быть готов к новому. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке
социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы;
продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере.
Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного
образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных
стандартов.
Главные особенности метапредметов заключается в том, что метапредмет
выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В
качестве них могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все
они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер.
На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают
особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход
заложен в основу новых стандартов. Федеральный государственный
образовательный стандарт включает в качестве обязательного требования
обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов
учеников. Это важно и нужно.
Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии
метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной
деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту,
которая относится к универсальным общеучебным деятельностям:
целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу,
синтезу, контролю, оценке и т.п. На самом деле, метапредметная деятельность
не тождественна общеучебной.
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,
находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная
деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что
общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной,
т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда
как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью,
находится, как бы в её основе.
Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои
предметные воплощения:
–
наблюдение естественнонаучное,
–
наблюдение историческое,
–
наблюдение математическое,
–
самонаблюдение рефлексивное и т.д.
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого
человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами,
т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано;
знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные
умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на
знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся
свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной
точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в
«думающего».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы
решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие
отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные
(надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий,
классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация,
экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять
соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть
двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость,
логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в
стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение,
комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (формулирование гипотез, определение целей,
планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому
переносу и т.п.).
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей
любого обучения.
На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные
умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны
и в повседневной жизни.
А метадеятельность – это универсальный способ жизнедеятельности каждого
человека.
Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе
идею предметности и одновременно «надпредметности».
Особенности метапредметного занятия:
1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с
целью передачи способов работы со знанием.
3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный
характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают
особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход
заложен в основу новых стандартов.
Изучив стандарт, литературу, интернет источники по введению
метапредметного подхода в обучении, можно сказать, что использование на
уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной
деятельности позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного
преподавания и выводить современное образование на передовые позиции
науки.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности,
необходимо:
четко осознавать, что федеральные государственные образовательные
стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому
необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы
спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного
учреждения;
осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного
образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
осваивать новые технологии, менять позицию учителя.
Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором,
мотиватором, учить детей «учиться».