Напоминание

метапредметный подход в обучении-основное требование фгос


Автор: Рубина Кристина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: мбоу липницкая сош
Населённый пункт: брянская область,севский район,поселок косицы
Наименование материала: доклад
Тема: метапредметный подход в обучении-основное требование фгос
Раздел: полное образование





Назад





ДОКЛАД
на тему: «Метапредметный подход в обучении - основное требование ФГОС»
Общество в котором мы живем сложен и в то же время ограничен и целостен. Для осознания его часто недостаточно знаний, получаемые в школе, в вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаются дисциплины, предметы, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня складывается ситуация,которая кардинально изменит обстановку, вводится в школе новый стандарт общего образования, в котором в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Ускоряются темпы жизни. Школа сегодня меняется. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Личностный результат включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданственности в поликультурном социуме. Метапредметный результат включает освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной деятельности и социуме, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуального образовательного направления, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Предметный результат включает освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного, логического мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен научиться конструировать новые педагогических ситуации, новые задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. Главные особенности метапредметов заключается в том, что метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве них могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно. Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе. Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения: – наблюдение естественнонаучное,
– наблюдение историческое, – наблюдение математическое, – самонаблюдение рефлексивное и т.д. Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности. Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); - качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.). В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни. А метадеятельность – это универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно «надпредметности». Особенности метапредметного занятия: 1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ. 2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. 3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Изучив стандарт, литературу, интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении, можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания и выводить современное образование на передовые позиции науки. Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:  четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;  тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;  осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
 осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».


В раздел образования