Напоминание

"Как развивать, играя дома"


Авторы: Шевелёва Елена Анатольевна, Агафонова Евгения Николаевна
Должность: учитель-дефектолог,учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №36"
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как развивать, играя дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность.

Воспитывая, развивая и обучая детей с ограниченными возможностями

здоровья (далее – дети с ОВЗ), мы тем самым корректируем имеющиеся

нарушения развития, способствуем всестороннему развитию детей.

Таким образом, актуальность данной темы в том, что при всё больше

увеличивающемся

количестве

исследований,

посвященных

развитию

различных сфер деятельности детей с ОВЗ, до сих пор не до конца изучен

вопрос развития детей с ЗПР посредством игр.

Дидактическая игра обладает большим образовательным и развивающим

потенциалом,

эффективным

средством

активизации

познавательных

интересов дошкольников. В ней одновременно сочетаются и обучение, и

развлечение. Они позволяют дошкольникам не только узнать, что-то новое,

но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки

станут

основой

дальнейшего

успешного

обучения,

развития

важных

интегративных

качеств:

любознательный,

активный;

эмоционально-

отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи,

адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать

свои действия.

Большое

значение

в

развитии

геометрического

мышления

и

пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет

кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать

форму окружающих предметов, что положительно отражается на их

продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Все разновидности упражнений, представленных в методической

разработке,

развивают

пространственные

представления

и

начатки

геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать,

анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с

этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность,

настойчивость, эмпатию.

Цель методической разработки:

формирование знаний о путях

повышения эффективности педагогического процесса, создание в семье

эмоционально

положительной

обстановки,

активизация

мыслительных

процессов у детей с ОВЗ, осуществление квалифицированной коррекции

имеющихся нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-

развивающую работу.

Основная часть.

Новизна заключается в следующем:

разработанная нами методическая разработка может использоваться как в

организованной образовательной деятельности, так и в помощь родителям

имеющих детей с ОВЗ по формированию элементарных математических

представлений; в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым;

через

создание

условий,

побуждающих

детей

к

самостоятельной

познавательной, творческой деятельности; развитии

мелкой моторики и

сенсорном развитии.

Практическая значимость

Данная методическая

разработка поможет

педагогам

и

родителям

планомерно и последовательно использовать предложенный материал для

формирования

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников.

Ожидаемые результаты:

Реализация и внедрение разработки должно обеспечить:

-

создание условий для успешного обучения, социального, культурного

самоопределения, сохранения здоровья воспитанников;

- игра в интересной форме поможет детям развить любознательность,

внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук, закрепить

знание цветов и геометрических форм, ориентировку в пространстве;

- у детей повысится уровень познавательных и творческих способностей;

- появится интерес к продуктивной деятельности (рисование, аппликация).

Задачи:

-

развитие

общих

и

умственных

способностей,

мелкой

моторики

посредством игровой деятельности;

- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;

- снятие психоэмоционального напряжения через игру;

-развитие основных психических процессов: мышление, речь, память,

внимание, воображение

.

-учить детей овладевать пространственными представлениями;

-совершенствовать

знания

геометрической

формы,

развивать

навыки

различения фигур;

-

учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-

следственные связи и находить самостоятельное решение;

-формировать у дошкольников интерес и любознательность к познавательной

и творческой деятельности.

-закреплять знание цветов.

-воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам;

-расширять коммуникативные способности;

-побуждать

детей

к

совместной

игровой

деятельности,

умение

самостоятельно находить общие интересы.

Методы:

1.

Методы по источнику знаний:

Наглядные: наблюдение, показ, демонстрация изображений.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Практические: игровой метод, упражнение, моделирование.

2.

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

Информационно–рецептивный,

репродуктивный,

исследовательский,

активные методы.

Условия реализации:

Методическая разработка побуждает детей к активной познавательной,

творческой, игровой и развивающей деятельности. Помогает в общении со

сверстниками и взрослыми, развивает самостоятельность, коммуникативные

качества. Представленная разработка содержит готовый игровой замысел,

игровой материал и правила (общения и предметных действий), описание

вариантов игры. Методическая разработка доступна для самостоятельной

деятельности детей, проста в использовании, одновременно могут играть от 1

до 8 детей, ориентирована на дошкольный возраст от 3 до 7 лет, помогает

решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе. По

форме организации работы с данной разработкой можно использовать как

работу в парах, так и подгрупповую и коллективную форму, в зависимости

от задач, решаемых педагогом или выбором детей.

Технология проведения игр

В процессе реализации игровой деятельности, усилия педагогов и

родителей должны быть направлены, прежде всего, на организацию

образовательного

пространства,

так

как

именно

оно

служит

зоной

ближайшего развития ребенка с ОВЗ.

При

этом,

основным

и

ключевым

структурным

компонентом

образовательного пространства будет выступать развивающая предметно-

пространственная

среда

группы

или

комната

ребенка

(развивающее

пространоство).

При организации и проектировании предметно-пространственной и

игровой деятельности с детьми, имеющими различные виды нарушений

важно

учитывать

фактор

безопасности,

гибкости

и

возможности

трансформации.

Для

детей

с

ЗПР

игровой

материал

и

дидактический

всегда

располагается в поле зрения ребенка. Особое внимание должно быть уделено

подбору игровых средств, например для развития мелкой моторики рук

должен использоваться природный материал - различные орехи, камешки

разного размера и формы, шишки и так далее, для обучения основным

движениям - дорожки из карандашей и фломастеров пуговицы разной

величины, мешочки, набитые песком, набивные мячи различной плотности.

Для обогащения сенсорного опыта детей возможно использование

подручных средств, например кусочки тканей разных фактур, картона,

пластиковые пробки от бутылок, трафареты.

Особое внимание следует уделить подбору дидактического материала,

создание

центра

речевой

активности

с

разнообразным

практическим

материалом для организации речевых игр и занятий, наличие картотек и

пособий, игрушек и игровых пособий для развития правильного речевого

дыхания, художественной литературы, тематических альбомов и т. д.

Содержание

и

дозировка

нагрузки

должны

предусматривать

постепенность

усложнения

игр,

чередование

их

по

направленности,

интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к

игровой деятельности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о

том, что грамотно выстроенная и спланированная педагогами и родителями

игровая среда является базой для организации обучения детей, которая

направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах

усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления,

повторения, контроля.

Основные коррекционно-развивающие игры для детей, направленные

на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на

развитие общих и умственных способностей.

«Яблоко».

В этой игре мы учим: концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться

на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих

предметов.

Что понадобиться: три похожих яблока.

Показываем ребенку яблоки, предлагаем выбрать себе одно и запомнить его

(выбор сделать зрительно).

Ребенок должен зрительно запомнить цвет яблока, прожилки, пятна и т.д.

После этого перемешиваем яблоки.

Затем ребенок ищет свое яблоко

«Хлопни в ладоши»

Обучение способности к переключению внимания.

Взрослый будет называть разные слова, и когда он наживает животных,

ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Например,

мяч-собака-корабль-дом-сковорода-хлеб-кошка-попугай-змея-

дерево-солнце-колокольчик-обезьяна-слон-крокодил-мышка-машина-поезд-

телевизор.

«Бубен и колокольчик»

Учим ребенка соотносить на звук.

Что понадобиться: бубен и колокольчик.

Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время

звучания колокольчика – бегать по ней.

«Запомни картинки».

Развитие зрительной памяти.

Что понадобиться: 4-5 картинок с изображениями знакомых предметов: стул,

стол, тарелка, кошка, кровать.

Даем ребенку внимательно рассмотреть картинки. Затем переворачиваем и

просим ребенка сказать, что на них было нарисовано.

«Волшебные превращения»

Цель игры: учить выкладывать из нитей бус разные геометрические фигуры.

Закреплять названия геометрических фигур. Развивать воображение, мелкую

моторику рук.

Детям предлагается выложить любую геометрическую фигуру.

Как называется геометрическая фигура, которую ты выложил?

Посмотри, на какие предметы вокруг тебя похожа эта фигура?

Детям предлагается украсить фигуру так, чтобы получилась целостная

картина (узор, портрет или сюжет).

«Расскажи про свою картинку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями, развивать

память, внимание, мышление, закреплять знание цветов и геометрических

форм.

У каждого ребёнка выложенная из бус картинка. Дети должны рассказать,

как расположены элементы узора. Например, в середине — большой красный

круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы. Вверху и внизу —

волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками

и т. д. Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве на

плоскости (лево – право – верх – низ – середина).

«Кто нарисует больше предметов какой-либо формы?»

Цель: Закреплять умение детей изображать знакомые геометрические

фигуры из бус на время, развивать мелкую моторику рук.

Задание: Педагог предлагает детям изображать бусами предметы какой-либо

формы на время (кто быстрее). Можно использовать схемы, чтобы засекать

время – песочные часы.

«Рисуем вместе»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями, развивать

память,

внимание,

мышление,

воображение,

мелкую

моторику

рук,

закреплять знание цветов и геометрических форм.

В такой совместной работе формируются умения распознавать, оценивать и

регулировать свое эмоциональное состояние и другого человека, строить

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство

эмпатии.

Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город»,

«Летний отдых» и т.д.). Дети объединяются в пары или малые группы,

договариваются, что они будут выкладывать, во что будут превращать

геометрические фигуры.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов.

Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики.

«Собери бусы»

Цель: учить детей устанавливать закономерность.

Положить перед ребенком шнурок и попросить собрать бусы.

Художественное слово:

Будем мы с тобой играть - маме бусы собирать.

Смело бусинку бери и на ниточку клади.

Что за бусы! Загляденье! Всем вокруг на удивление!

Использовать различные варианты: выкладываем бусы, чтобы рядом не было

одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру, по размеру и форме, по

толщине и цвету и т.д.); выкладываем бусы, чтобы рядом были фигуры

одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; выкладываем бусы, чтобы

рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы

(одинакового размера, но разного цвета).

«Что изменилось?»

Цель: Закреплять с детьми знание цветов и знакомые геометрические

фигуры, развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание: взрослый раскладывает перед детьми небольшие кучки из бус

разного цвета или выкладывает геометрические фигуры (все круги и другие

фигуры,

одинакового

или

разного

цветов)

предлагает

внимательно

посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза!» дети закрывают

глаза, а взрослый быстро меняет или убирает кучки, фигуры. По команде:

«Открыли глаза!» дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего

не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.

«Найди свой домик»

Цель: Закреплять с детьми знание цветов, знакомые геометрические фигуры,

их величину, развивать внимание, память, умение ориентироваться в

пространстве.

С помощью взрослого дети делятся на группы, каждая группа становится

около своего домика (бусы определенного цвета, формы, размера). Это их

домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются в разные стороны. Затем

по сигналу: «Найди свой домик!» дети должны собраться группами в домики,

в которых они стояли в начале игры. Указания к проведению: прежде, чем

начать игру, взрослый обращает внимание детей на то, в каком домике они

стоят, просит назвать его цвет, форму, размер по сравнению с другими.

Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.

Методические рекомендации для педагогов и родителей

1.Систематически и целенаправленно проводите игры и упражнения данного

игрового пособия, чтобы развитие познавательной активности и творческих

способностей, проходило в непрерывной последовательности.

2.Подбирайте детям игры и упражнения с постепенным усложнением и

внесением дополнительного материала (камушек, колечек, палочек и др.)

3.Проявляйте

действительный

интерес

к

любой

активности

ребенка,

научитесь видеть за нескладным выражением идей активную работу мысли.

4.Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок

мог бы реализовать свое притязание на признание.

5.Проявляйте

действительный

интерес

к

любой

активности

ребенка,

научитесь видеть за нескладным выражением идей активную работу мысли.

Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит

игрушка?», «Кто внимательный?»

Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я»,

«Поручение»

Сенсорные игры:

для детей с ограниченными возможностями здоровья

нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют

границы интеллектуальных возможностей детей, помогают в формировании

сенсорных эталонов. Они довольно широко представлены на современном

рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и

подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями;

матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных

предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью

присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок,

как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и

разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики,

пособия типа «Почтового ящика», доски с углублениями для вкладывания

различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.

Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной

деятельности: особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими

особые

образовательные

потребности,

имеют

настольно-

печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки,

предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и

др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только

увлекательна, но и весьма полезна. Когда ребенок строит, он ориентируется

на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление

и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, он

подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается

ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного

результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и

профилактики заболеваний глаз

«Парашютик» И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки

перед собой. Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы

он улетел как можно дальше. В данном случае развивается развитие речевое

дыхание, формируется сильная направленная воздушная струя.

При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову

держал ровно, двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется

на определенной точке. Перемещение платочка перед глазами и способствует

профилактике заболеваний глаз.

«Посмотри на платочек» И.п.: сед на коленях, платочек перед собой.

Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках. 1–4 – поднести

платочек к глазам (близко). 5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4

раза.

«Провожаем платочек глазами» И.п.: то же. Смотрим вперед, голова

ровно. 1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону,

провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую

сторону.

«Плотик» -скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек

плотик.

«Необычная пицца»

сложить платочки треугольниками – это кусочки

пиццы, собираем пиццу, предлагаем выбрать кусочек каждому и догадаться о

содержании «пиццы»).

Игры и упражнения на развитие речи

«Сигнальщик»

Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления Ребёнку

даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый

называет группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук

поднимает платочек вверх. Следующая серия игр подобрана для платочков с

картинками и сюжетами.

«Кто и что», «Назови признак, действие»

Цель: совершенствование и пополнение словаря существительными,

глаголами и прилагательными. Например, «кто и что плавает?» — человек,

доска, собака, корабль; «собака что делает?» — лает, печь, грелка; «летает?»

— самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с

деревьев.

«Узнай и назови»

Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения,

стимуляция речевой активности детей. Взрослый описывает предмет,

изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по признакам

(прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,

кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила

веточки» — береза; «круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю

согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Назови предметы со звуком»

Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах,

фразах, предложениях. Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка,

мишка, мышка и т.д. "Что он делает? Составь (повтори)предложение»

«Составь предложение».

Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное

высказывание. Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на

платке и предлагает детям составить предложения. Например, «Собака,

играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети придумывают предложение

самостоятельно о предмете, изображённом на платке.

«Придумай сказку»

Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи. Взрослый

может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую

мысль.

«Что было дальше»

Цель: развитие детской фантазии, логического мышления, стимулирование

речевой

активности

(придумывание

конца

недосказанного

рассказа,

продолжение которого взрослый забыл на самом интересном месте).

Игра «Задом наперед»

Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа. Взрослый и

дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа,

начиная с конца.

«Что не так?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления. Пересказывая

в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно

допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и

исправить неточности.

Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для

занятий с детьми не нужно специально что-то покупать – всё находится

рядом … в нашем случае в кармане. Используя средство личной гигиены, как

предмет игр или развлечений, мы с нашими воспитанниками доказали на

практике, что носовой платок – многогранное средство развития. Такие игры

не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они

формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком,

позволяют развивать фантазию как больших, так и маленьких.

Детям с ОВЗ очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия

не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения,

способствуют снятию напряжения. В песочной терапии используются игры,

направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и

мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано

в песке?», «Испечём оладушки».

Анализ

состояния

обучения

дошкольников

приводит

к

выводу

о

необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память,

мышление, воображение.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях,

направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его

проявлениях:

знаниях,

навыках,

умениях,

эмоционально-оценочной

деятельности.

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное,

имеются

трудности

концентрации,

переключения,

то

применение

коррекционно-развивающих

игр

становится

для

них

особенно

целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в

привлекательной форме.

Заключение

Для того, чтобы сделать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ

более познавательным, комфортным, интересным и повысить эффективность

обучения мы разработали картотеку дидактических игр для дошкольников по

формированию элементарных математических представлений с применением

бусоматериалов.

Данное

игровое

пособие

позволяет

не

только

активно

включить

воспитанников

в

учебную

деятельность,

но

и

активизировать

их

познавательную деятельность. Данная методическая разработка может быть

использована, как на этапах изучения нового материала, так и на этапах

повторения и закрепления.

Вывод

Дошкольное детство – это важнейший этап в жизни детей, особенно

это касается детей с ОВЗ, это время, когда ребенок развивается бурно и

стремительно. Описанный в данной работе период является сензитивным с

точки зрения психических процессов дошкольника. Так как категория детей с

ОВЗ разнородна по своему составу, то возникает проблема разработанности

данной темы в условиях детского сада и домашнего обучения, хочется

подчеркнуть, что игра в дошкольном возрасте имеет особое значение,

являясь инструментом развития и познания для детей с ОВЗ.

Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, игровая

деятельность,

составляет

основу

занятий

с

ребенком,

способствует

активному

формированию

речи,

активизации

основных

психических

процессов, обучению методам взаимодействия в социуме, общего развития

ребенка дошкольника.

Таким образом, можно говорить о том, что вся система дидактических

и развивающих игр способствует развитию психических функций и

познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает

словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая

строит

дальнейшее

обучение,

трудовую

адаптацию

и

социальную

реабилитацию.



В раздел образования