Напоминание

Место темы "Гражданская война в России" в базовом курсе истории


Автор: Занделов Владислав Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ МО МТКС
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Место темы "Гражданская война в России" в базовом курсе истории
Раздел: полное образование





Назад




Место темы «Гражданская война в России» в базовом курсе

истории

Гражданская война в России является одним из ключевых событий

отечественной истории, последствия которого не преодолены по сей день.

Для формирования у будущих поколений верного представления о событиях,

происходивших в нашей стране век тому назад необходимо грамотно

интегрировать эту тему в школьный курс истории. По линейной системе

данная тема изучается в десятом классе, и в 2015 г. было выпушено

несколько новых линеек учебников. В нашей работе мы проанализируем

содержание параграфов, посвящённых ходу Гражданской войны в России, и

оценим, насколько данные учебные материалы пригодны для формирования

у учащихся представлений о Гражданской войне.

Мы выбрали для анализа два учебника по истории России за 10-й

класс.

1) История России. 10 класс. Под ред. академика РАН А. В. Торкунова

1

.

2) История России: начало XX – начало XXI в.

2

Используя

текст

учебников,

мы

произвели

анализ

параграфов,

посвящённых Гражданской войне в России. Результаты анализа находятся в

нижеприведённой таблице. Содержание учебников проанализировано на

предмет количества параграфов, затрагивающих тему Гражданской войны;

изложения темы, иллюстративного материала и расширенных возможностей

использования текста учебников.

1

История России. 10 класс / Под ред. А. В. Торкунова. Ч. 1. М., 2016

2

История России начало XX − начало XXI века.10 класс. / О. В. Волобуев, С. П.

Карпачев, П. Н. Романов. М., 2016.

Таблица 1

Сравнительная таблица анализа учебников по истории за 10 класс

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Авторский

коллектив

М.

М.

Горинов,

А.

А.

Данилов, М. Ю. Моруков, И.

С. Семененко, А. Я. Токарева,

В.

Н.

Хаустов,

О.

В.

Хлевнюк, В. А. Шестаков,

под

редакцией

А.

В.

Торкунова.

Методический

аппарат

составлен А. Н. Журавлёвой.

О.

В.

Волобуев,

С.

П.

Карпачёв, П. Н. Романов.

Методический

аппарат

составлен А. Ю. Морозовым,

Э. Н. Абдулаевым.

Год

выпуска

использованно

го издания

2016

2016

Издательство

«Просвещение»

«Дрофа»

Темы

учебника,

относящиеся к

вопросу

о

Гражданской

войне в России

и

предшествующ

их ей событиях

Глава

1.

Россия

в

годы

«великих потрясений»

§

3.

Великая

российская

революция: Февраль 1917 г

§

4.

Великая

российская

революция: Октябрь 1917 г

§ 5. Первые революционные

преобразования большевиков

§ 6. Экономическая политика

советской власти. Военный

коммунизм

§ 7. Гражданская война

• Революция и Гражданская

война

на

национальных

окраинах.

Материал

для

самостоятельной

работы

и

проектной деятельности

§ 8. Идеология и культура

периода Гражданской войны

Глава

1.

Россия

в

годы

великих потрясений

§ 3. Народное восстание в

Петрограде.

Падение

монархии

§ 4. Временное правительство

и

нарастание

общенационального кризиса

§ 5. Большевики захватывают

власть

§ 6. Первые революционные

преобразования

большевиков

и Брестский мир

§ 7–8. Гражданская война и

военный коммунизм

§

9.

Культура

и

быт

революционной эпохи

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Выводы

по

тексту

учебника

Текст

параграфа

о

Гражданской

войне,

документы и задания к нему

занимает страницы 58

70. На

страницах 70

76 содержатся

материалы

для

самостоятельной

работы

и

проектной деятельности.

Текст учебника разделён на

крупные

абзацы,

которые

иногда бывают сложны для

восприятия.

Текст

учебника

снабжён

иллюстративным

материалом,

который

теряется

на

фоне

значительных

массивов

текста. Мы отмечаем, что

информативный

характер

иллюстраций

достаточно

низок – в качестве примера

можно привести карту на стр.

63

Восток

России

там

представлен

в

качестве

небольшой врезки на карте

центральных регионов.

Событийность

представлена

последовательно,

есть

упоминания о дискуссионном

характере

вопроса

о

периодизации

Гражданской

войны. Вопросу о красном и

белом терроре выделен один

пункт

параграфа.

На

наш

взгляд,

вынести

повествование о терроре в

Текст

параграфа

о

Гражданской

войне,

документы и задания к нему

занимает страницы 60

77.

Абзацное дробление текста, на

наш

взгляд,

является

оптимальным для восприятия

учащимися.

Иллюстративный

материал

обширен,

особенно

хочется

отметить

карты-схемы:

в

параграфе

о

Гражданской

имеется три карты, которые

достаточно

подробно

отражают

ход

боевых

действий

и

динамику

изменения линии фронта.

Событийность

изложена

чётко,

события

на

разных

фронтах

не

смешиваются

между собой, что способствует

формированию

у

учащихся

чёткой

картины

происходящего.

В тексте параграфа имеются

вопросы

для

учащихся,

носящие

дискуссионный

характер.

Вопрос о терроре не вынесен в

отдельный пункт параграфа,

сам он упомянут вскользь.

Отмечена роль Колчака как

реального

лидера

Белого

движения,

его

борьбе

с

большевиками

посвящён

отдельный, пусть и небольшой

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Выводы

по

тексту

учебника

отдельный пункт параграфа –

это

удачное

решение,

призванное

акцентировать

внимание

учащихся

на

бесчеловечном

и

антигуманистическом

характере

Гражданской

войны. Важно отметить, что

белому террору посвящено

примерно в три раза больше

текста, чем красному.

В

полной

мере

раскрыты

причины

и

предпосылки

начала войны, чего нельзя

сказать о её последствиях,

что

является

серьёзным

упущением,

так

как

у

учащихся может не сложить

цельного

представления

о

значении

Гражданской

войны.

В

тексте

учебника

не

обнаружено описания причин

идеологического

противостояния большевиков

и их противников.

Роль адмирала Колчака как

лидера

Белого

движения

обозначена

как

«формальная», что является

весьма

спорным

утверждением.

В

полной

мере

раскрыты

причины

победы

большевиков,

для

чего

выделен отдельный пункт

пункт параграфа.

Подчёркнуто

безысходное

положение мирного населения

при

обоих

режимах

упоминаются

террор

и

реквизиции, причём, с обеих

сторон.

Больше

внимания

уделено

причинам

противостояния

большевиков

и

их

противников.

Ход

Гражданской

войны

не

сводится

только

к

противостоянию

белых

и

красных.

События Гражданской войны

описаны

вплоть

до

её

окончания

Советско-

польской

войны

и

присоединений

Дальневосточной

республики

к РСФСР.

Отдельным

пунктом

параграфа идёт повествование

о результатах и последствиях

Гражданской

войны

для

страны,

но

на

их

фоне

теряются причины поражения

Белого движения.

Подчёркнут

временный

характер

созданного

Всероссийского

правительства,

что

имеет

важность в силу того, что этот

факт обычно ускользает от

внимания учащихся.

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Выводы

по

тексту

учебника

параграфа.

Выделены основные события,

но их изложение является

несколько

спутанным

и

скомканным.

Больше внимания уделяется

начальному

и

заключительному

этапу

войны, всё, что было между

ними, рассмотрено бегло.

События

Гражданской

войны описаны вплоть до её

окончания

Советско-

польской

войны

и

присоединений

Дальневосточной республики

к РСФСР.

Из-за

того,

что

текст

параграфа

занимает

значительный

объём,

текст

выглядит

завершённым,

изложенным без спешки.

Возможности

использования

сведений

из

учебника

С.

58–59:

согласны

ли

учащиеся

с

предложенной

периодизацией Гражданской

войны? Если нет, они могут

предложить

собственную.

Вопрос

о

периодизации

войны

может

послужить

темой

для

проведения

дискуссии внутри класса.

С.

59:

учащиеся

могут

актуализировать полученные

ранее

знание

и

объяснить

природу

конфликта

между

большевиками и эсерами.

С.

60:

так

как

в

тексте

параграфа содержится мало

информации

о

Чехословацком

корпусе,

в

качестве дополнительного

С. 61: почему Гражданская

война называется одной из

самых

трагических

страниц

российской истории?

С.

63:

учащиеся

могут

сформулировать своё видение

причин

начала

полномасштабной войны.

С.

65:

учитывая

особое

внимание авторов учебника к

продовольственной

политике

большевиков, учащиеся могут

составить план конспект по

реформам

большевиков,

которые были направлены на

самые необеспеченные слои

населения.

С.

70–71:

В

чём

причины

поражения армии Колчака?

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Возможности

использования

сведений

из

учебника

домашнего задания учащимся

можно

предложить

подготовить доклад о нём (по

желанию)

С.

61:

учащимся

можно

предложить

подготовить

доклад об интервенции на

Севере России.

С.

64:

учащимся

можно

предложить

подумать

над

причинами,

побудившими

иностранные

державы

свернуть интервенцию.

С.

67–88:

составление

таблицы

о

причинах

поражения Белого движения

в войне.

С.

70–76.

Составление

конспекта

о

ходе

Гражданской

войны

в

национальных

окраинах

и

ответ

на

вопрос

об

их

влиянии

на

ход

войны

в

центральных

регионах

страны.

С.

74:

Учащиеся

могут

ответить на вопрос о том, кто

такие зелёные и в чём был их

смысл участия в Гражданской

войне.

С.

75:

чем

были

вызваны

крестьянские восстания в ходе

Гражданской войны?

С.

76-77:

составление

конспекта

по

итогам

Гражданской войны.

Иллюстрации и

возможности

их

использования

С.

60:

учащиеся

могут

ответить на вопрос о том, что

символизируют

образы,

изображённые на плакате.

С.

62:

учащиеся

могут

оценить уровень снабжения

белогвардейцев

исходя

из

внешнего

вида

солдат

на

фотографии

С.

63:

работа

с

картой.

Учащиеся могу ответить на

С. 60: какие есть сходства и

различия

у

приведённых

плакатов?

С.

64:

учащиеся

могут

ответить

на

вопрос

что

происходит

на

репродукции

картины?

С.

65:

учащиеся

могут

ответить

на

вопрос

кто

изображён

на

репродукции

картины?

Учебник

История России. 10 класс

История России. Начало ХХ –

начало XXI века. 10 класс.

Иллюстрации и

возможности

их

использования

ряд вопросов, связанных со

стратегическим

расположением

красных

и

белых

сил

на

территории

России.

С. 68–69: работа с картой.

Учащиеся могу ответить на

ряд вопросов, связанных со

стратегическим

расположением

красных

и

белых

сил

на

территории

России.

Составление

небольшого конспекта о ходе

войны на восточном фронте.

С. 70: в чём смысл данного

плаката?

С.

72:

как

повлияла

Гражданская война на жизни

простых

людей?

В

чём

авторское

видение

этого

влияния?

С. 74: в чём смысл данного

плаката?

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что тема «Гражданская

война в России» представлена в учебной литературе в объёме, достаточном

для получения общего представления о ней, но, по нашему мнению, есть ряд

моментов, которые требуется раскрыть более подробно.

В

ходе

анализа

мы

обнаружили,

что

Восточному

фронту

и

деятельности Колчака на посту Верховного правителя России уделено не так

много внимания, несмотря на его роль в организации Белого движения. Для

того, чтобы исправить эту ситуацию, мы предлагаем разработку проекта,

призванного расширить знания учащихся по данной теме.

На наш взгляд, учебник за авторством О. В. Волобуева имеет ряд

преимуществ перед аналогичным от издательства «Просвещение». Среди

прочего нам бы хотелось отметить текст, адаптированный для чтения

школьниками, обширный иллюстративный материал и более удачный

дизайн.



В раздел образования