Автор: Ладыка Елена Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Ручьевская школа" Населённый пункт: с. Ручьи, Раздольненский район, Республика Крым Наименование материала: конспект урока Тема: Конспект урока в 5 классе "Антонимы" Раздел: среднее образование
Тема : Антонимы
Цель : повторить и систематизировать понятия «однозначные слова»,
«многозначные слова», «синонимы», «антонимы»; научить подбирать антонимы к
словам.
Задачи урока :
1. Образовательные:
· подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
· расширить лексический запас учеников.
2. Развивающие:
· развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· развивать умения работать в парах;
· развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные:
· создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем
вовлечения каждого в активную деятельность;
· воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, доброе отношение друг
к другу.
Тип урока : комбинированный.
Наглядность : карточки для работы в парах; презентация по теме «Антонимы»;
кроссворд.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Проверьте, все ли у вас есть на
парте: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Теперь посмотрите на меня, я вам
тоже дарю свою улыбку. (слайд №1)
Начнем нашу работу с проверки домашнего задания.(упр.192 с.87) (слайд №2)
- Запишите число, классная работа.
А для темы оставьте пустую строку, мы ее запишем позже.
II.
Актуализация знаний.
Задание:
лексический диктант. (слайд №3)
(По лексическому толкованию записать термин).
1. Слова, имеющие одно лексическое значение называются…
2. Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка …
3. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по
смыслу одинаковы или очень близки, называются…
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
5. Слова одной и той же части речи с противоположным значением, называются…
- Проверьте свою работу. (слайд №4)
- Поменяйтесь тетрадями, карандашом на полях поставьте оценки.
- Чтобы узнать тему нашего урок, послушайте стихотворение. (слайд №5)
Стихотворение «Наоборот»
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь…
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай…
- Проверьте свои ответы. (слайд №6)
- Ребята, а что это за слова.
- Итак, вы уже догадались, какая тема нашего урока?
- «Антонимы». (слайд №7)
(Учащиеся записывают в тетрадь)
III. Объявление цели и задач урока
Постановка учебной задачи.
- Какие задачи стоят перед нами? (слайд №8)
IV. Запишем домашнее задание. (слайд №9)
1. Стр.88 упр. 196.
2. Выучить словарные слова стр.89.
3. Составить предложения или небольшой текст с этими словами (по желанию).
V.
Закрепление опорных знаний.
Работа в группах. (слайд №10).
- А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание.
Выполняются задания в тетрадях.
1 группа
Подберите
антонимы
к
прилагательным
и
существительным
в
словосочетаниях:
Добрый друг - ………….. (злой враг)
Теплый день - ………….. (холодная ночь)
Хорошее начало - ………. (плохой конец)
Полезный труд - …………. (вредное безделье)
Последнее поражение - ………… (первая победа)
2 группа
К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий
широкий
честь
холодный
редкий
незнакомый
правдивый
густой
узкий
молчать
известный
дальний
говорить
ложный
горячий
бесчестье
- Проверьте свои работы. (слайды №11 и 12)
Отгадайте загадки. (слайд №13)
Занимательная информация
У меня сегодня для вас есть интересный научный материал.
* Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота
три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический
аппарат.
* Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она
отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной
коробки.
* Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В
этом алфавите 71 буква
* Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит
состоит из 21 буквы.
* Сколько букв в нашем алфавите? (33)
VI. Физминутка.
- Ребята, как называют жителей Италии, Англии, Польши, Болгарии?
Когда мы соглашаемся, говорим «да» без слов – мы киваем головой. В знак
отрицания, несогласия мы мотаем головой. А вот болгары делают все наоборот.
Мы с вами сейчас немножко побудем болгарами. Все, что я вам говорю, – делайте
наоборот. (слайд №14)
Игра «Наоборот»
Наклонили голову назад, а теперь – вперед.
Повернули голову налево, а потом – направо.
Руки вниз, руки вверх.
Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не
забудьте про наклоны назад и вперед.
Сделали шаг вперед, шаг назад.
Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.
Очень шумно сели.
- Скажите, ребята, слова какой части речи были использованы во время
физминутки?
VII. Вывод с урока.
Проверочная работа на нахождение антонимов.
- Разгадать кроссворд. (слайд №15)
- Прочтите рубрику «Это интересно» на с.87. (слайд №16)
- Выполнить упражнение 193 с.87.
- Слово «антоним» похоже на слова «синоним», «омоним».
- Чем? (у всех одинакова вторая часть)
- онима – по-гречески означает – имя, слово.
А если к этому добавить первую часть анти- (что значит против,
противоположный), то получится слово антоним.
Проверочная работа на нахождение и отличие антонимов от синонимов.
«Цифровой диктант».
Читаю пары слов, словосочетаний.
Ваша задача: определить, в каких парах какие группы слов.
1 – антонимы, 2 – синонимы,
(ответ: 2,1,2,1, 2,1,1)
1. Бегемот – гиппопотам.
2. Легкая задача – трудная задача.
3. Алфавит – азбука.
4. Старая квартира – новая квартира.
5. Метель – пурга.
6. Глухой голос – звонкий голос.
7. Свободное место – занятое место.
VIII. Рефлексия.
Я узнал…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
IX. Комментированное выставление оценок.