Автор: Ольга Николаевна Редька
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МБОУ Ольховатская СОШ
Населённый пункт: п.Ольховатка
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие навыков письменной коммуникации"
Раздел: среднее образование
Развитие навыков письменной коммуникации
Задачей современной школы является подготовка учащихся к жизни,
опираясь на полученные в процессе обучения знания и умения для решения
реальных жизненных задач.
Эффективность работы учителя иностранного языка зависит от того,
насколько успешно он овладеет идеями модернизации современного
школьного образования и будет ли он внедрять эти идеи в практику
преподавания иностранного языка.
Современный учитель иностранного языка должен обладать следующими
профессиональными качествами: владение преподаваемым языком, знание
культуры народа – носителя данного языка; методические знания и умения
(спланировать уроки, учитывая ступень обучения, содержание материала в
учебнике, подготовленность учащихся данной группы, их интересы и
склонности), педагогическое мастерство (любовь к детям,
заинтересованность в развитии личности каждого из них, умение укрепить в
детях чувство собственного достоинства, способность к творческой
деятельности, правильная организация процесса обучения, умение владеть
вниманием учеников, увлекать их, демонстрируя собственную увлеченность
материалом, уверенность в знаниях, подготовленность к урокам).
Цель обучения письму – научить учащихся писать на иностранном языке
тексты, которые образованный человек умеет создавать на родном языке, а
любой текст, написанный человеком - это выражение мыслей в графической
форме.
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики,
орфографии и пунктуации.
Письменная коммуникация сложнее устной, так как требует более глубоких
знаний иностранного языка. Выработать их помогут упражнения с текстами
разных жанров.
Процесс работы по написанию собственного текста можно разделить на
этапы:
1.Знакомство с заданием, которое определяет жанр будущего текста(сказка,
стихотворение, репортаж и т.д.).
2.Планирование текста с ориентацией на реального или фиктивного читателя,
сбор ассоциаций, знаний по проблеме/ теме, формулирование аргументов
«за» и «против», сбор языкового материала для оформления собственных
высказываний.
3.Написание первого варианта текста.
4.Чтение и корректировка написанного текста.
5.Написание окончательного варианта текста.
6.Оценка работы учителем.
7.Организация выставки работ с их последующим включением в личную
папку творческих работ.
На этапе чтения и корректировки написанного возможны такие формы
проверки:
1.учитель подчеркивает ошибки и просит учеников исправить их
самостоятельно;
2.учитель классифицирует ошибки (орфографические,
грамматические ,лексические) , а ученики сами находят их и исправляют;
3.учитель пишет количество ошибок, а ученики сами находят их и
исправляют;
4.ученики сами исправляют ошибки с помощью «ключа», классифицируют
их, вспоминают правила.
Для того, чтобы ученики могли самостоятельно оценивать свои результаты,
необходимо ознакомить их с критериями оценивания письменных работ.
Итоговые работы должны соответствовать официальным требованиям.
В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно
выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
Учитель должен научить ученика:
1.понять цель письма:
- что я пишу (рассказ, статью, письмо и т.д.); кому я это пишу (другу,
учителю, предполагаемому работодателю); зачем я это пишу (рассказать,
развлечь, проинформировать и т.д.) ;
2.правильно использовать опорные тексты;
3.использовать различные приемы логической организации и связи текста;
4.использование структур и лексики (вводные слова);
5.надо помнить об особенностях жанра текста;
6.соблюдать объем текста;
7.следить за подчерком.
Учитель должен развивать стратегические умения учащихся:
- использовать текст-образец,
- сверять написанное с образцом,
- обращаться к справочной литературе и словарям,
- упрощать письменный текст,
- прибегать к синонимическим заменам,
- связывать свой опыт с партнером по общению.
Можно сделать вывод, что письменной коммуникации необходимо учить
мудро и терпеливо. Надо организовать учащихся таким образом, чтобы они
самостоятельно мыслили, снимая трудности, обсуждая с каждым проблемы и
пути их решения, помогая при необходимости на каждом этапе.
Владение письменной речью позволяет реально использовать знание
иностранного языка в жизни.