Напоминание

Визуальная психодиагностика по типу темперамента человека


Автор: Волкова Мария Игоревна
Должность: методист
Учебное заведение: ИМЦ Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Визуальная психодиагностика по типу темперамента человека
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Визуальная психодиагностика в соответствии с типом темперамента

человека

Исследование темперамента интересовала еще со времен Гиппократа,

который выдвинул гуморальную теорию. Гуморальная теория заключается в

представлении о том, что в теле человека текут четыре основные жидкости

(гуморы): кровь, флегма (слизь), желтая желчь и черная желчь. В норме эти

жидкости находятся в балансе, однако избыток одной или нескольких из них

вызывает практически все внутренние болезни. Соответственно, лечение

заключается

в

удалении

избыточной

жидкости

обычно

это

осуществлялось кровопусканием, рвотными и слабительными средствами.

Каждой жидкости соответствовала природная стихия и два «состояния

вещества» (сухое/влажное; теплое/холодное), а превалирующее значение той

или иной жидкости определяло темперамент, то есть характер человека.

 флегматик – слизь;

 сангвиник – кровь;

 холерик – желчь;

 меланхолик – черная желчь; [3]

В зависимости от преобладания той или иной жидкости определялся

индивидуальный набор реакций, особенностей поведения и мироощущение

человека.

С развитием научных представлений о темпераменте ученые стали

значительно лучше представлять, что такое темперамент, какую роль он

выполняет в процессе формирования индивидуальности и каковы его

специфические

особенности

в

структуре

психических

явлений.

Исследователь темперамента в психической активности человека Я. Стреляу

отмечал: «Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга

своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково

реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях

с окружающим миром. Так возникла “наука о темпераментах”, в которой,

хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет

ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем» [1, с.

19]. Влияние темперамента на личность колоссально. В зависимости от того,

к какому типу по темпераменту относится личность, будет зависеть

индивидуальная

совокупность

особенностей,

сопровождающих

ее

психическую сущность. Именно поэтому вопрос исследования темперамента

крайне важен при исследовании вопроса об индивидуальности. Кроме того,

исследование

индивидуальности

представляет

актуальный

вопрос

для

психологии. К. Г. Юнг писал, что «индивидуальное – вот единственная

реальность» [2, с. 53]. Юнг писал, что «общие типы установки отличаются

друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У

интровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно

заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо

было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Согласно Юнгу,

экстраверты – это люди, направляющие свою энергию во внешний мир и

черпающие силы для дальнейшей жизнедеятельности из внешнего мира.

Интроверты, по Юнгу, это полная противоположность экстравертам. Их

энергия всегда направлена на свой внутренний мир, в котором интроверты

чаще всего и пребывают. Затем, с развитием психофизиологии, ученые-

психофизиологи благодаря своим возможностям и научному интересу к этой

тематике также внесли свой вклад в исследование темперамента.

Одним из первых ученых, который приложил усилия к исследованию

темперамента на базе психофизиологии, стал И. П. Павлов. Изучая

особенности выработки условных рефлексов у собак, И. П. Павлов заметил

индивидуальные

различия

в

их

поведении

и

в

протекании

у

них

условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись в таких

аспектах поведения, как скорость и точность образования условных

рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало

возможность И. П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть

объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их

основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов –

возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и

торможения, их уравновешенность и подвижность. Сила возбуждения по

Павлову определяла работоспособность нервной клетки, обуславливая ее

выносливость. Сила торможения, в свою очередь, обуславливала образование

тормозных условных реакций, таких как угасание и дифференцировка.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по

количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем

классическим типам темперамента:

а) сильный, уравновешенный, подвижный, живой тип нервной системы

– сангвиник;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный, безудержный тип нервной

системы – холерик;

в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы –

флегматик;

г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной

системы – меланхолик [5, с. 123].

Для глубокого научного анализа темперамента во взаимосвязи с

индивидуальностью необходимо подвергать доводы относительно этого

скрытого от взора человека психического свойства глубоким эмпирическим

исследованиям. Однако это не всегда представляется возможным ввиду

отсутствия

специальных

знаний

и

объективного

пространства

для

исследования.

Вслед за И. П. Павловым существенный вклад в знание о темпераменте

внесли Б. М. Теплов и его ученик В. Д. Небылицын. Исследования в школе Б.

М. Теплова и В. Д. Небылицына расширили представления о перечне

основных свойств нервной системы. В ходе экспериментов отечественными

учеными были выявлены две дополнительные характеристики высшей

нервной деятельности:

а) динамичность – легкость, быстрота, с которой нервная система

генерирует процесс возбуждения или торможения. Говоря по-другому,

динамичность характеризует легкость и скорость выработки условных

рефлексов;

б) лабильность – скорость возникновения и прекращения возбудимого

и

тормозного

процесса.

Наряду

с

этим

было

обнаружено

важное

положительное свойство слабого типа – высокая чувствительность [6].

Высокая чувствительность представляет большой интерес для исследования

характера, так как высокая чувствительность, по отношению к исследованию

характера – сензитивность, во многом определяет уровень реакций и их

влияние

на

индивидуальность

человека.

Известно,

что

высокочувствительные люди гораздо лучше других понимают окружающих,

и это во многом обуславливает выбор ими той или иной профессии. Но

вместе с тем у высокочувствительных людей есть и свои недостатки, которые

вытекают не из того факта, что они обладают особым строением нервной

системы, а из того, что их реакции на некоторые явления способны потрясти

их жизнедеятельность. Другими словами, высокочувствительные люди более

уязвимы для экзогенных факторов, чем иные представители человеческого

рода. Вслед за исследованиями Б. М. Теплова и В. М. Небылицина

неоценимый

вклад

в

исследование

темперамента

и

индивидуальных

различий внес отечественный ученый В. С. Мерлин, который положил

начало новой области исследований в области темперамента под общим

названием интегральной индивидуальности.

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены

многозначные связи между свойствами нервной системы и свойствами

темперамента [7, с. 150]. Не оказалось ни одного свойства темперамента,

которое не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При

этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с

отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом,

каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких

свойств

нервной

системы.

По

мнению

автора

статьи,

темперамент

существенным образом влияет не только на скорость и динамику протекания

нервных процессов, влияющих на индивидуальность личности, но и на

склонность индивида к тем или иным формам социального взаимодействия,

индивидуальный стиль жизнедеятельности и особенности мировосприятия.

Подходя к вопросу визуальной психодиагностики темперамента и

индивидуальных различий личности, следует дать определение этому

понятию.

Визуальная

психодиагностика

это

метод

определения

основоположных

составляющих

индивидуальность

человека

структур

психики

(характера,

темперамента,

личностных

черт,

когнитивных

способностей) путем наблюдения за внешними наиболее ярко выраженными

характеристиками индивида. Исходя из смысла сказанного, визуальная

психодиагностика относится к специфическому психологическому методу

познания – это сложный многогранный.

При

определении

темперамента

методом

визуальной

психоидентификации следует учитывать следующий ряд факторов:

А. Характер жестикуляции и передвижений человека: • скорость

жестикуляции и передвижений; • резкость-плавность жестикуляции и

передвижений;

уверенность-неуверенность

в

жестикуляции

и

передвижении.

Б. Эмоциональную экспрессию: • выражение эмоций; • насыщенность

эмоций; • скорость протекания эмоциональной реакции; • мимику и

микромимику.

В. Вокальные характеристики: • темп речи; • тон речи.

Г. Характер процесса слушания собеседника.

При использовании названных факторов в процессе визуальной

психоидентификации обязательно следует учитывать контекст, в котором

действует субъект. В противном случае диагност может допустить ряд

ошибок

и

неправильно

определить

темперамент

испытуемого,

что

впоследствии

чревато

неправильными

выводами

об

общем

портрете

личности. Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Темперамент, с позиции психофизиологии, рассматривался не как

отдельная структура личности, но как ее составная часть, влияющая на

личность и на формирование индивидуальности последней.

2. Темперамент существенным образом влияет не только на скорость и

динамику протекания нервных процессов, влияющих на индивидуальность,

но и на склонность индивида к тем или иным формам социального

взаимодействия, индивидуальный стиль жизнедеятельности и особенности

мировосприятия.

3. Метод визуальной психодиагностики представляет собой достаточно

сложный способ познания, требующий от наблюдателя обстоятельной

теоретической

подготовки

и

специальных

личностных

качеств,

способствующих претворению этого метода в жизни.

1. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я.

Стреляу. – М.: Прогресс, 2016. – 232 с.

2. Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг и

последователи. – М.: Серебряные нити, 2017. – 352 с.

3. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р. С.

Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 639

4. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] / К. Г. Юнг. – СПб.:

Азбука, 2019. – 736 c

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст]: учебник для

вузов / Б. Д. Карвасарский, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин; под ред. Б. Д.

Карвасарского. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 896 с.



В раздел образования