Напоминание

Профессиональный репертуар в классе хорового дирижирования


Автор: Зарипова Зара Нурмаевна
Должность: преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "БРПК"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональный репертуар в классе хорового дирижирования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональный репертуар в классе хорового дирижирования

Совершенствование музыкального образования в рамках ФГОС требует

улучшения качества подготовки специалистов. В частности, учителей музыки

и музыкальных руководителей детских садов. Процесс их подготовки

многогранный, но хочется обратить внимание на значимость

профессионального модуля «Дирижирование».

________________________________________________________________

Уточнение

«Дирижирование» – один из профилирующих предметов по специальности

530201 «Музыкальное образование» среднего профессионального образования.

______________________________________________________________________

В рамках учебной дисциплины «Хоровое дирижирование» разучивается

профессиональный репертуар. Умения и навыки этого блока приобретаются в

течение всего периода обучения и готовят студента к практической работе.

Поэтому в подготовке будущего учителя музыки и музыкального

руководителя стоит уделять особое внимание отработке навыков разучивания

профессионального репертуара. Но, как правило, данный этап недооценивается

студентами и даже иногда преподавателями.

Кажется, что это легко и просто, не хочется тратить время и усилия. А потом

оказывается, что вокально-хоровая работа даже с несложными детскими

песенками вызывает серьезные затруднения. Практика показывает, что студент-

практикант, проводя урок, оставляет разучивание песни и работу над ней на конец

урока, так как не уверен в своих силах.

Во избежание такой ситуации я разработала алгоритм работы над

профрепертуаром, который помогает студентам быстро и легко усваивать навыки

управления певческим процессом.

Ведь именно техническая сторона – это тот базис, который дает возможность

успешно работать в будущей профессии и это подтверждают такие слова

известных музыкантов:

«Из всех видов музыкальной деятельности, — говорил французский дирижер

Шарль Мюнш, — ничто не выглядит более легким, чем искусство дирижера». В

действительности, за внешней простотой скрывается титаническая работа и

множество профессиональных тайн, требующих от дирижера особого таланта и

умений.

«Даже если вы знаете, что дирижировать очень трудно, надо дожить до

семидесяти лет, чтобы осознать, насколько это трудно», — метко подметил

композитор и выдающийся дирижер Рихард Штраус.

Итак, при работе над песней от студента требуется хорошая координация,

ведь пение вокальной мелодии, игра и дирижирование (показывание

звуковысотности) — это непростая задача. Чтобы ее упростить, на занятиях я

применяю пошаговую технологию.

Нужно разбить отработку навыков на этапы, первый и второй из которых

включает по два вида деятельности, (вместо трехэлементного приема) :

1.

Пение с одновременной игрой песни на фортепиано в обе стороны справа

и слева. Играть нужно, не задумываясь о нотном тексте, глядя на

воображаемый класс-хор (группу детей детского сада). Внимание при

этом уделяется интонационно-выразительному пропеванию мелодии

песни. В этом помогают выразительная мимика, горящие глаза, четкая

дикция. Также нужно следить за посадкой студента — в пол-оборота,

чтобы общаться с классом-хором. Этот шаг важно отработать до

автоматизма.

2.

Выразительное пение с тактированием мелодии песни. Все усилия

направляются на тактирование, которое подразумевает четкие показы

вступлений и снятий по фразам, звуковедение, фразировку и прочее.

Здесь также важно отработать все до автоматизма.

3.

Пение с игрой мелодии и тактирование. То есть объединяем все три вида

деятельности, но только после полной отработки первых двух этапов.

Стоит помнить, что техническая сторона связана с художественной, каждое

движение, жест, посыл выражает образ, характер и настроение исполняемого

произведения.

Мы рассмотрели только один способ подготовки студентов к разучиванию

профессионального репертуара. Он не нов, зато эффективен, — помогает даже

самым слабым студентам самостоятельно отрабатывать вышеперечисленные

навыки и успешно справляться с данным видом работы.



В раздел образования