Автор: Зарипова Зара Нурмаевна
Должность: преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "БРПК"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональный репертуар в классе хорового дирижирования
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональный репертуар в классе хорового дирижирования
Совершенствование музыкального образования в рамках ФГОС требует
улучшения качества подготовки специалистов. В частности, учителей музыки
и музыкальных руководителей детских садов. Процесс их подготовки
многогранный, но хочется обратить внимание на значимость
профессионального модуля «Дирижирование».
________________________________________________________________
Уточнение
«Дирижирование» – один из профилирующих предметов по специальности
530201 «Музыкальное образование» среднего профессионального образования.
______________________________________________________________________
В рамках учебной дисциплины «Хоровое дирижирование» разучивается
профессиональный репертуар. Умения и навыки этого блока приобретаются в
течение всего периода обучения и готовят студента к практической работе.
Поэтому в подготовке будущего учителя музыки и музыкального
руководителя стоит уделять особое внимание отработке навыков разучивания
профессионального репертуара. Но, как правило, данный этап недооценивается
студентами и даже иногда преподавателями.
Кажется, что это легко и просто, не хочется тратить время и усилия. А потом
оказывается, что вокально-хоровая работа даже с несложными детскими
песенками вызывает серьезные затруднения. Практика показывает, что студент-
практикант, проводя урок, оставляет разучивание песни и работу над ней на конец
урока, так как не уверен в своих силах.
Во избежание такой ситуации я разработала алгоритм работы над
профрепертуаром, который помогает студентам быстро и легко усваивать навыки
управления певческим процессом.
Ведь именно техническая сторона – это тот базис, который дает возможность
успешно работать в будущей профессии и это подтверждают такие слова
известных музыкантов:
«Из всех видов музыкальной деятельности, — говорил французский дирижер
Шарль Мюнш, — ничто не выглядит более легким, чем искусство дирижера». В
действительности, за внешней простотой скрывается титаническая работа и
множество профессиональных тайн, требующих от дирижера особого таланта и
умений.
«Даже если вы знаете, что дирижировать очень трудно, надо дожить до
семидесяти лет, чтобы осознать, насколько это трудно», — метко подметил
композитор и выдающийся дирижер Рихард Штраус.
Итак, при работе над песней от студента требуется хорошая координация,
ведь пение вокальной мелодии, игра и дирижирование (показывание
звуковысотности) — это непростая задача. Чтобы ее упростить, на занятиях я
применяю пошаговую технологию.
Нужно разбить отработку навыков на этапы, первый и второй из которых
включает по два вида деятельности, (вместо трехэлементного приема) :
1.
Пение с одновременной игрой песни на фортепиано в обе стороны справа
и слева. Играть нужно, не задумываясь о нотном тексте, глядя на
воображаемый класс-хор (группу детей детского сада). Внимание при
этом уделяется интонационно-выразительному пропеванию мелодии
песни. В этом помогают выразительная мимика, горящие глаза, четкая
дикция. Также нужно следить за посадкой студента — в пол-оборота,
чтобы общаться с классом-хором. Этот шаг важно отработать до
автоматизма.
2.
Выразительное пение с тактированием мелодии песни. Все усилия
направляются на тактирование, которое подразумевает четкие показы
вступлений и снятий по фразам, звуковедение, фразировку и прочее.
Здесь также важно отработать все до автоматизма.
3.
Пение с игрой мелодии и тактирование. То есть объединяем все три вида
деятельности, но только после полной отработки первых двух этапов.
Стоит помнить, что техническая сторона связана с художественной, каждое
движение, жест, посыл выражает образ, характер и настроение исполняемого
произведения.
Мы рассмотрели только один способ подготовки студентов к разучиванию
профессионального репертуара. Он не нов, зато эффективен, — помогает даже
самым слабым студентам самостоятельно отрабатывать вышеперечисленные
навыки и успешно справляться с данным видом работы.