Напоминание

Современный учитель на уроке истории


Авторы: Авраменко Наталья Ивановна, Наталья Ивановна Авраменко
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Великоархангельская СОШ
Населённый пункт: Бутурлиновский район
Наименование материала: статья
Тема: Современный учитель на уроке истории
Раздел: среднее образование





Назад




Cовременный учитель истории

Сегодняшняя задача учителя в том, чтобы выпускник на выходе соответствовал

требованиям федерального

государственного

образовательного

стандарта.

Ученик

в

дальнейшем должен быть лучше учителя, иначе мы будем топтаться на одном месте.

Современному учителю истории приходится действовать в условиях социальной изменчивости.

После распада советской системы образования изменились представления о системе ценностей —

ценность государства сменилась на ценность человека. Вместо некогда единого идеологического

поля появляется плюрализм мнений и концепций разного толка. Процессы реформирования

самого общества не завершены – они продолжаются. Часть реформ или непонятна большинству

населения, или не дает планируемых результатов. В этих условиях необходимой становится такая

черта учителя-профессионала, как креативность, выражающаяся в постоянном поиске путей

развития учебного процесса по предмету «история».

Региональные общества России становятся все более открытыми. Учащиеся и учителя могут быть

носителями различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это выдвигает

такие требования к учителю истории, как открытость, толерантность и терпимость, он должен

слушать собеседника и слышать аудиторию, обладать уровнем компетентности.

Переход к информационному обществу ведет к изменению информационного пространства

школьников. Учитель истории по-прежнему выступает основным источником информации, но

возникает и необходимость организации самостоятельной работы школьников с источниками,

чтобы учащиеся могли создать собственную точку зрения на ту или иную проблему. В ФГОС,

утвержденному 17 декабря 2010 г., в пункте «предметные результаты освоения основной

образовательной программы основного общего образования» относительно предмета «история»

написано: «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в

различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей

определять и аргументировать свое отношение к ней».

Каждый день все дальше и дальше отдаляется от школьников книжная культура. Нынешнее

поколение школьников меньше читает, больше смотрит телевизор, работает за компьютером. В

школьном историческом образовании действуют три тенденции, определяющие его развитие:

смена образовательных парадигм,

изменение

опыта

учащихся,

переход к

гуманитарно-

ориентированному

образованию.

В

историческое

образование

активно

внедряется

дифференцированное

и

личностно-ориентированное

обучение.

Исходя

из

рассмотренных

тенденций

в

развитии

системы

исторического

образования

надо

выделить

важные

профессионально-педагогические умения учителя истории: определить уровень личностного

развития

учащихся,

видоизменять

формы

проведения

урока,

побуждать

школьников

к

осмыслению

философско-мировоззренческих

выводов

на

основе

изучаемого

материала,

применять дискуссионные формы обучения, проявлять эрудицию при изложении материала,

применять кейс-технологии.

По мере становления профессионализма возможны и профессиональные деформации: духовное

окостенение, социальная изоляция, авторитарность и амбициозность, формализм, консерватизм.

Учитель должен справляться с этими проблемами. С профессиональным ростом меняется и

идентичность учителя истории, под которым понимается система представлений о своей жизни и

о

себе

как

специалисте.

Одни учителя уделяют больше внимания историческим личностям, другие — краеведческому

материалу, третьи — строят преподавание на базе социально-экономической истории, четвертые

— в основу уроков кладут изучение внутриполитической истории, пятые — предлагают сделать

уклон в историю религии. А настоящий профессиональный учитель истории синтезирует это все в

одно целое и выдаст плодотворный урок.

Крайне противоречивым является отношение учителей истории к новому стандарту. Одни

стандартизацию исторического образования не приемлют, другие идут по пути стандарта, но

постоянно оглядываются назад к традиционной системе обучения, третьи считают, что он

(стандарт)

как

эталон

для

всех

типов

образовательных

учреждений.

На сегодняшний день консервативная часть учителей преобладает над реформаторской частью. Но

есть тенденция, что постепенно растет интерес к новому образовательному стандарту у молодых

учителей. Это показывают периодические мониторинги, конкурсы, семинары, открытые уроки,

которые проводятся в общеобразовательных учреждениях районов Чеченской Республики.

Сегодняшняя задача учителя в том, чтобы выпускник на выходе соответствовал требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта. Ученик в дальнейшем должен быть

лучше учителя, иначе мы будем топтаться на одном месте.



В раздел образования