Напоминание

Метод проектов для обучающихся с ОВЗ


Автор: Михеева Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап,Ординского района Пермского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метод проектов для обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод проектов

Работу выполнила Михеева В.И.,

воспитатель МКОУ «Ашапская ОШИ»

«Ученик- не сосуд,

который надо наполнит

а факел, который надо

зажечь»

К.Д. Ушинский

В концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом

деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама

по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой,

коммуникативной, информационной и других сферах. Компетентностный подход- один из способов

достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе- это процесс

приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов,

являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных

компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.

Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании обучающимися,

для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в жизни. Основой метода

проектов является развитие познавательных умений обучающихся. В основе проектирования лежит

развитие познавательных навыков и умений ориентироваться в информационном пространстве.

Организация проектной деятельности в специальных коррекционных учреждениях 8 вида учитывает

психофизические возможности обучающихся с ОВЗ и ориентирована на коллективную деятельность.,

которая имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребёнку с нарушением

интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды поможет

ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет

адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём. Положительным качеством метода

проектов является его активная форма, которая даёт возможность детям проявить своё творчество,

фантазию, возможность реализовать свои способности.

История метода проектов

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной

деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной

практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно будет увидеть,

осмыслить, применить на практике. Внутренний результат- опыт деятельности станет бесценным

достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов был разработан в начале 20 века с целью ориентирования обучения на

целесообразную деятельность детей с учётом их личных интересов. Первоначально его назывыали

методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и

образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его

учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать

проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов

получил широкое распространение и развитие( особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в

силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения

конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова

уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания

метода проектов, который привлекает к себе внимание многие образовательные системы,

заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут,

где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие

познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Основные методологические понятия

Метод проектов- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических

знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех

или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в

социокультурной среде( Учебно-методическое пособие под редакцией Ястребцева Е.Н.,Развитие

мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.: 2006 г.)

По определению проект- это совокупность определённых действий, документов, предварительных

текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического

продукта. Это всегда творческая деятельность(Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии.-3-

е изд.,-М.: АБФ. 1998 г.)

С.И. Ожегов

Проект-

-

разработанный план сооружения, устройство чего- нибудь

-

-предварительный текст какого- нибудь документа

-

-План, замысел

-

- «брошенный вперёд».

Каждое из этих значений касается определённой стороны проектной деятельности

Обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у

школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений

Метод проектов- это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или

иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных

презентаций результатов их работы.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность

учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,

направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

участников проектов

Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы( технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом. ( Профессор Е.С. Полат)

Метод проектов- это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой

последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой

для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта ( материал из Векипедии).

Проект-это «пять П»

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое П проекта

Шестое П проекта- это его портфолио, т.е. папка. В которой собраны

все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы,

отчёты и т. др.

Смысл предъявления папки- показать ход работы проектной группы.

В состав проектной папки( портфолио проекта) входят:

Паспорт проекта

Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это

могут быть недельные или месячные планы; для проекта, выполняемого в ходе

проектной недели,- ежедневные планы) В планах указываются: индивидуальное

задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени,

задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа

Промежуточные отчёты группы

Вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из

интернет

Отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.

Краткое описание всех проблем, с которыми приходиться

сталкиваться проектантам, и способов их решения

Эскизы, чертежи, наброски продукта

Материалы к презентации

Другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении

проектной папки принимают участие все участники группы. Записи

учащихся должны быть по возможности краткими – в форме небольших

набросков и аннотаций.

Классификация проектов

Проекты игр--

детские занятия, непосредственной целью которых является

участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы,

праздники, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.

Экскурсионные проекты- которые предполагали целесообразное изучение

проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Исследовательские проекты- данные проектыпредставляют собой научное

исследование, включает в себя обоснование актуальности избранной темы,

обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение полученных

результатов.

Информационные проекты- проекты направлены на создание материальных

изделий( инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий), нацелен

на социальные интересы самих участников проекта или на внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы,

населённого пункта и т. д. Результатами могут быть сообщения по разделам

профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный

материал, дизайн помещений и т. д. (социальные пректы)

Творческие проекты- не требуют хорошо проработанной структуры.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к

оформлению результатов ( театрализации,игры, произведения

изобразительного и декоративно-прикладного искусства, газета,

видеофильм, сценарий и т. д.)

Ролевые- игровые проекты – участники данного вида проектов

принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и

содержанием проекта. Участники проекта берут на себя роли

литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Является

наиболее сложным в разработке и реализации

Материальные пректы- направлены на создание материальных

изделий( инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий

Комплексный-проект- включающий компоненты разных видов проектов

Классификация проектов по комплексности и характеру

контактов

Монопроекты-

проводятся в рамках одного предмета или

одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других

областей знаний (литературно-творческие, экологические,

культуроведческие, спортивные, исторические, географические,

музыкальные).

Межпредметные проекты- выполняются во внеурочное время и под

руководством нескольких специалистов в различных областях знаний

По характеру контактов между участниками-

Коллективный

Внутриклассный

Групповой

Внутришкольный

региональный

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты-

1 или несколько занятий-1-

2недели

Среднесрочные – 1 или две недели- месяц

Долгосрочный—

1 месяц, полугодие и дольше

Тематика проектов

o

«Азбука вежливости и хороших манер»

o

«Живая старина»

o

«Подводный мир»

o

«В мире ненужных, но полезных вещей»

o

«Умные игры»

o

Праздник

o

Экскурсия

o

Газета, журнал, буклет

Схема работы над проектом

Выбор

темы

Выбор формы проекта

Цель, задачи

План действий

и его

выполнение

Защита

проекта

План действий и его выплолнение

Последовательность и сроки выполнения работ;

Подбор и изучение литературы;

Изучение информации в сети Интернет;

Подбор фотографий, репродукций, фильмов,

музыки;

Выполнение рисунков, моделей, схем, декораций

и т. д.;

Оформление результатов;

Подготовка презентации.

Продукты проектной деятельности

Видеофильм

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Оформление кабинета

Серия иллюстраций

Учебное пособие

Костюм

Праздник

сценарий

План проектной работы

1.

Название проекта

2.

Руководитель проекта

3.

Консультанты проекта

4.

Тип проекта

5.

Возраст участников

6.

Состав проектной группы (Ф.И.О учащихся,класс)

7.

Продолжительность проекта

8.

Цель проекта « практическая и педагогическая цели)

9.

Задачи проекта «2-4 задачи, акцент на развивающих задачах)

10.

Вопросы проекта( 2-3 важнейшихпроблемных вопроса по теме

проекта, на которые необходимо ответить учасникам в ходе его

выполнения, если проект требует разрешения проблемы)

11. Необходимое оборудование

12.Аннотация, краткое изложение (актуальность проекта, значимость на

уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный

аспект, точка зрения, кратко- содержание);

13. Предполагаемые продукты проекта;

14. Этапы работы над проектом :

Организационный

практитческий

заключительный

(для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы

учащихся, содержание работы, выход этапа)

15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Проектная деятельность школе 8 вида

Метод проекта в специальной (коррекционной )школе имеет свои

специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего,

он ориентирован на психофизические особенности возможности

учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность

учащихся – парную, групповую( иногда индивидуальную), которую

учащиеся выполняют в течение определённого отрезка деятельности.

Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Педагог должен помочь школьникам:

1.

Получить различные материалы, информацию, инструменты ит.д.

2.

Обсудить способы преодоления трудностей

3.

Контролировать различные фазы рабочей процедуры

4.

Научить кратеко записывать результаты деятельности

5.

Дать краткий анализ проекта

Работа с применением метода проекта должна строится по принципу

усложнения, для чего нужно постепенное увеличение объёма знаний и навыков.

Выполнение проектов начинать с более знакомых( школа, места отдыха, родной

край)

В коррекционной школе рекомендуют проводить 1-2 проекта в год

Педагогу необходимо учитывать основные требования к подбору объектов

проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются

следующие:

Подготовленность обучающихся к данному виду деятельности;

Интерес обучающихся к проблеме

Практическая направленность и значимость проекта

Важную роль в проектной деятельности играет информационно-методическое

обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную

литературу, наглядные пособия, доступ к источникам в интернете

В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие

ученика и учителя на принципах равного партнёрства, без диктата со стороны

педагога и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью

таким образом организованной деятельности является получение интересного

для школьника результата( результата работы над проектом) – что является

сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом

проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное

общение, построенное по определённым принципам, позволяет создать

атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению

индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно,

приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников

навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику

познания. В основном педагогами коррекционной школы применяется

творческий , а также ролевой и игровой виды деятельности( наиболее

доступные для наших школьников), но элементы остальных видов проектной

деятельности тоже включается в проект по мере необходимости.

Критерии оценки проектных работ

Самостоятельность работы над проектом

Актуальность и важность темы проекта

Полнота раскрытия темы

Оригинальность предложенных решений

Убедительность презентации, раскрытие содержания

проекта

Артистизм и выразительность выступления

Использование средств наглядности, новых

информационных технологий

Спасибо за внимание



В раздел образования