Автор: Нуриева Гульнара Нурисламовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №161" Советского района г. Казани Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: Авторская разработка урока Тема: "Россия - наша Родина" Раздел: начальное образование
Технологическая карта
№
Этап
урока
Ресурсы
Деятельность
учащихся
Форма
организа
ции
учебной
деятель
ности
Содержание учебной деятельности
Формир
уемые
УУД
1.
Органи
зационн
ый
момент
Презен-
тация слайд
1
Проверка
готовности
учебных
принадлежностей
. Приветствие
партнеров.
Ф,П
- Здравствуйте, ребята! Говорить – «Здравствуй»,
значит желать здоровья. Пожелаем здоровья и
хорошего настроения друг другу. Партнеры по плечу
повернитесь друг к другу и передайте тепло ваших
сердец с помощью ваших ладошек, а теперь
повернитесь к партнеру по лицу и поделитесь своим
хорошим настроением. Ребята, у нас на уроке гости,
передайте им хорошее настроение – улыбнитесь.
Проверьте свою осанку, благодарю.
1
2.
Актуал
изация
Презен-
тация слайд
2
Игрушчный
автомобиль,
шахматы,
зеркало,хло
пок.
Обсуждение
анализ
Высказывают
свои
предположения
Ф
Г
ЗАДАНИЕ 1. Сопоставление предмета и страны
происхождения .
-Ребята, к нам на урок пришел гость. (Учитель одевает
на руку куклу - медведя).
Топтыжка: -Здравствуйте, ребята! Ох, как я устал! Я
много путешествовал (снимает чалму). Как хорошо
вернуться на Родину. Ребята, я принес вам посылку .
Учитель: -А что в ней, Топтыжка?
Топтыжка: - Сейчас вы узнаете. Ученики под номером
один от каждого стола, встаньте, задвиньте стулья и
подойдите ко мне. Покажите подарки, которые я
привез. Ребята, подскажите, из каких стран эти
предметы?
Вывод: Автомобиль из Японии, хлопок из Индии,
зеркало из Китая, шахматы из Индии.
ЗАДАНИЕ
2.Практическая
работа
по
созданию
ЛУУД
2
Схема
проекта
вывешивает
ся на доску,
на
каждом
столе
лист
для
выполнения
проекта,
у
каждого
ученика
рисунки.
Оценивают
проекты
Высказывают
свои
И
проектов о странах Азии.
Топтыжка: - Молодцы, ребята! А в какой части света
находятся эти страны? Что интересного вы узнали о
странах Азии на прошлых уроках?
Учитель: - Чтобы ответить на вопрос Топтыжки, мы с
вами создадим проекты. В проекте, вы должны будете
отразить столицу, герб, животное и то, что характерно
для вашей страны. Работайте по представленной
схеме.
Перед вами лежат варианты ответов, вам
необходимо выбрать тот вариант, который
относится к вашей стране. Ученики под №1
РУУД
ПУДД
КУУД,
РУУД,
ПУУД
3
То, что характерно
для этой страны
Флаг
Животное
Столица
Страна
предположения
выбирают столицу, ученики под№2 –флаг, ученики
под №3- животное, а ученики под №4 –то, что
характерно для этой страны. На эту работу я даю
вам 30 сек.
-Время вышло. Сейчас мы с вами проверим
правильность выполнения проектов. На обдумывание
я даю 10 сек. За это время вы должны будете
внимательно посмотреть на проект, если вы согласны
с этим проектом – поднимите руку, если видите в нем
ошибку – поднимите согнутую в локте руку.
Топтыжка: -Молодцы! Как много вы знаете о странах
Азии. Какие еще страны входят в Азию?
- Молодцы! Вы получили хорошие знания по теме
«Азия».
РУУД
3.
Поста-
новка
целей и
задач.
Презен-
тация слайд
2
Слушают диалог
Ф
ЗАДАНИЕ 3. Поиск ответа на вопрос «За что
можно гордиться нашей Родиной?».
Топтыжка: - Да, в Азии хорошо, я там был. Наконец-
то я познакомился со своим дальним родственником –
ЛУУД
4
Мотива
-ция.
Высказывают
свои
предположения
Высказывают
свои
предположения
пандой. Я очень скучал по нашему лесу, даже по
нашей полянке в лесу, где я летом гуляю.
Учитель: -Тебе не понравилась Азия?
Топтыжка: - Нет, в Азии – очень красиво, у меня
было много друзей. Но где бы я ни находился и как бы
ни было мне хорошо в другой стране, я скучаю по
родным местам, я хочу скорее вернуться домой.
Другая сторона остаётся для меня чужой.
Учитель: Почему?
Топтыжка: Потому что я очень люблю свою родину,
лес, где я родился, где до сих пор живут мои близкие
и друзья.
Учитель: Какое чувство испытал Топтыжка?
Далее говорит учитель.
-Каким словом можно назвать место, где живет наша
мама, бабушка, наш дом , лес, поляна, наши близкие и
друзья?
Вывод : Место, где живут наши родные, где находится
наш дом и наши близкие и друзья называется
5
Презен-
тация слайд
3
Презен-
тация слайд
4
Родиной
-Почему Топтыжка скучал по Родине? Какой
возникает вопрос?
-За что можно гордиться нашей страной?
ЗАДАНИЕ 4. Определение темы и цели урока.
-Какова тема нашего урока?
Вывод: Россия- наша Родина.
ЗАДАНИЕ - С чем познакомимся на уроке?
Вывод: С географическим положением России,
символами России .
На сколько верны ваши предположения, мы узнаем в
течение урока.
ПУУД
.
4.
Совмес
тное
«откры
Презен-
тация слайд
5,толковые
Высказывают
свои
предположения
Ф И
ЗАДАНИЕ 5. Знакомство с полным названием
страны и символами нашей Родины.
-Сегодня мы будем путешествовать по России.
КУУД
6
тие» и
примен
ение
знаний.
словари.
Работают со
словарями.
Читают значения
слов.
Путешествовать вы будете не самолетом, не поездом и
не пешком, а с помощью географических карт и
учебника.
Откройте учебники на с. 82 и ответьте на вопрос «Как
звучит полное название нашей страны?»
-Что означает слово федерация?
Вывод: Полное название нашей страны –
Российская Федерация. Слово «федерация»
означает добровольное объединение равноправных
народов.
-Как и другие государства, Россия имеет свои
символы: флаг, герб, гимн и свою столицу.
ЗАДАНИЕ
6 . Работа с толковыми словарями.
-Разберемся, что же значат эти слова. Работаем с
толковым словарем. Ваша задача – найти толкование
своего слова в словаре. Итак, ученики под № 1ищут
слово «флаг», ученики под № 2 – слово «гимн»,
ученики под № 3 – «герб», а ученики под № 4- слово
столица. Итак, вы нашли ответы, теперь, пожалуйста,
ПУУД
7
Читают значения
слов.
Высказывают
свои
предположения
Встают и
слушают гимн.
Высказывают
свои
Ф
огласите их.
Стол № 2 ученик под №1 огласи значение слова
«флаг». (На презентации появляется флаг)
- Сколько цветов используется в флаге России?
- Три
Белый цвет символизирует благородство и
откровенность;
Синий цвет — верность, честность,
безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость,
великодушие и любовь.
Стол №3 ученик под номером 2 огласи значение
слова «герб»(На презентации появляется герб).
-.Кто изображен на гербе России?
- Двуглавый орел
-В лапах орла скипетр и держава.
Стол №1, ученик под №3 огласи, пожалуйста,
значение слова «гимн». Ребята, гимн – главная песня
государства, она побуждает в человеке самые лучшие
КУУД
ПУДД
8
Презентаци
я слайд 6
предположения
Смотрят
видеофильм
Высказывают
свои
предположения
Ф
его качества. Когда звучит гимн?
- Гимн звучит, когда награждают спортсменов –
россиян, занявших 1 место и в другие очень
торжественные моменты. Какие правила существуют
для прослушивания гимна?- Во время прослушивания
гимна нужно стоять смирно. Причем гимн всегда
прослушивают стоя. Давайте же и мы послушаем гимн
РФ. Встаньте, пожалуйста. Внимание, звучит
государственный гимн РФ.
Продолжаем работу. Стол №4, ученик под №4 огласи
значение слова «столица». Какой город является
столицей нашего государства?
- Москва.
Вывод: Символами государства являются флаг, герб и
гимн. Главный город страны называется столицей.
ЗАДАНИЕ
7 . Просмотр и анализ видеофильма.
-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали со
словарями. А наш Топтыжка снял фильм про
Москву, внимание на экран. После просмотра вы
КУУД
ПУУД
.
9
Презентаци
я слайд 7
Презентаци
я слайд 8
Презентаци
я слайд 9
Смотрят
видеоролик.
Работают с
картой, проводят
проверку в парах.
И
ответите на вопросы.
Вопросы задаются после просмотра
видефильма.
-Что нового вы узнали про Москву?
Вывод: - Москва –самый большой город
Европы, в Москве самое красивое в мире метро, в
столице есть знаменитая на весь мир пешеходная
улица Арбат, сердце столицы- Красная площадь.
-Прежде чем продолжить наше путешествие, ответьте
на вопрос: К какому великому празднику готовиться
наша страна? Что вы знаете об этом празднике? 9 мая
во всех уголках нашей необъятной Родины отмечают
День Победы. А на красной площади в этот день
проходит самый большой парад.
ЗАДАНИЕ
8.Работа с физической картой
полушарий. -Сейчас мы сами можем продолжить
путешествие по нашей стране. Обратимся к
физической карте полушарий на с. 96-97, откройте
книгу по красным закладкам. (Учитель показывает
ЛУУД
ПУУД
ПУУД
10
Учебник с.
96-97,
документ-
камера
У каждого
ученика
физическая
карта
России и
названия
частей
России.
Высказывают
свои
предположения
Выполняют
предложенные
действия.
Ф
через документ - камеру)
-В каких полушариях находится Россия?
-На каком материке она расположена?
-В каких частях света находится Россия?
Вывод: Россия находится в северо-восточном
полушарии, на материке Евразия, относится к Европе
и Азии.
ЗАДАНИЕ
9 . Просмотр и анализ видеофильма.
-Топтыжка путешествовал и по нашей стране, а
путешествовал он с видеокамерой. Посмотрим фильм
Топтыжки о России.
-Сколько морей омывают Россию?
-Сколько океанов омывают Россию?
-Как называется самый большой в мире лес?
-Какие знаменитые ученые прославили Россию?
-Сколько раз на территории России поместилась бы
Германия? Китай? Монако?
-Сколько разных народов живет в России?
Вывод: Россию омывают 11 морей 3 океанов, самый
ПУУД
РУУД
РУУД
11
И П
большой в мире лес называется тайга и находится в
России, свыше 180 народов считают Россию своей
Родиной. В России родились и работали Д.Менделеев,
М.Ломоносов, Л.Толстой.
ЗАДАНИЕ
10 . Практическая работа с картой .
Наша страна занимает 9 часть всей суши.
Путешествие по ней на поезде с запада на восток
займет целую неделю. Чтобы указать, что где
находится в нашей стране, ее делят на части. Ребята,
возьмите в руки карту России с названиями частей.
Наклейте на карту названия частей. На эту работу я
даю вам 1 минуту. Время пошло.
-Время вышло. Проверьте свою работу с партнером по
лицу. На эту работу я даю вам 15 сек. Поднимите руку,
у кого правильно. Поблагодарите партнеров.
-На сколько частей принято делить нашу страну?
-Давайте еще раз проговорим названия частей.
Вывод: Нашу страну принято делить на 5 частей:
Европейская часть, Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний
12
Листы для
составления
списка,
табличка
МЕНЕДЖ
МЭТ.
П
Восток.
ЗАДАНИЕ 11.
СТЁ ЗЕ КЛАСС (Составление списка
растений, которые выращивают на полях нашей
Родины)
-Ребята, а вы помните, где растет самый большой в
мире лес? Как он называется? Наша страна богата не
только лесом. Какие растения выращивают на полях
нашей Родины? Для того, чтобы ответить на этот
вопрос, я предлагаю вам игру. Ученики под №2
возьмите листочки, которые лежат под табличкой
МЕНЕДЖ МЭТ, раздайте всем ученикам. В течении 1
минуты каждый из вас напишет названия растений,
которые выращивают на полях России. Время пошло.
-Время вышло. Внимание, проведите черту под
последним словом. Прослушайте задание: сейчас вы
встанете, задвинете стульчики, молча подойдете к
ученику не из вашего стола, молча покажете друг
другу листок и каждый выпишет названия растений,
которое он не написал. Затем вы переходите к другому
13
ученику. За 30 сек. вам надо обойти как можно
большее количество учеников и пополнить свой
список. Прошу вас встать, задвинуть стульчики и
подойти к ученику из другой группы. Время вышло.
Прошу вас сесть на свои места, проведите вторую
черту под последним названием растения.
-Ребята, поделитесь в группе своими списками.
Говорить вы будете по очереди, первым начнет номер
1.Ученики под №1 говорят, все слушают и записывают
названия растений, которых нет в списке. Начинаем
по моей команде. Начитает №1, я даю вам 15сек.
Время вышло, ученики под №2 начали, даю 15 сек.
Ученики под №3, у вас 15 сек., начали. Ученики под
№4,начали, даю15сек.
-Завершили, отложили ручки. У кого в списке больше
10 названий, я прошу поделиться с классом.
Внимание, приготовились, Булат будет читать свой
список, а вы ставьте знак +, если это растение есть в
вашем списке.
14
- Дополним список Булата, назовите растения ,
которые Булат не назвал. Поблагодарим Булата за
активность, браво! Поблагодарим друг друга зато, что
мы знаем какие культурные растения выращивают на
полях нашей Родины.
Вывод: В России выращивают пшеницу, кукурузу,
ячмень, рожь, гречиху и д.р.культурные растения.
5.
Физмин
утка
Выполняют
предложенные
действия
Г
ЗАДАНИЕ 12.
(МИКС-ФРИЗ-ГРУП).
Сейчас мы с вами проведем игру. Вы встанете,
задвинете стулья и будете передвигаться по классу
под музыку. Как только музыка остановилась, вы
замираете и внимательно слушаете вопрос. Встаньте
в группы по столько человек, сколько букв в слове
Россия. Значит, вы сформируете группы из 6 человек.
Если кому- то не хватит пары, подойдите ко мне и
помогите проверить все группы.
- Встаньте в группы по столько человек, сколько
цветов российском флаге.
- Встаньте в группы по столько человек, сколько
РУУД
15
голов у орла на гербе России.
- Встаньте в группы по столько человек, на
сколько частей принято делить Россию.
Вывод: Встают в группы по 3,2,5 человек
6.
Совмес
тное
примен
ение
знаний
Листы для
создания
проектов,
карточки с
заданиями.
Работают в
группах
Г
ЗАДАНИЕ 13.
Практическая работа по
созданию проектов.
-Ребята, а ведь не зря к нам на урок пришел
Топтыжка. Медведь- неофициальный символ
России. Топтыжка принес для вас задания, ученики
№3 положите задания Топтыжки на середину стола,
открепите конверт и положите перед собой. Сейчас
мы с вами снова будем создавать проекты. Стол
№1- ваш проект посвящен символам России,
стол№2-вы создаете проект о растениях, которые
выращивают в России, стол№3- ваш проект о
частях России, а столу №4 необходимо собрать
карту России. На эту работу я даю вам 1 минуту.
Время вышло, ученики под№4 возьмите проекты
своего стола и повесьте те их на доску. Проверим
КУУД
ЛУУД
РУУД
16
Проекты
вывешиваю
тся в виде
кластера.
правильность выполнения проектов. Проверим
правильность выполнения проектов. На обдумывание
я даю 10 сек. За это время вы должны будете
внимательно посмотреть на проект, если вы согласны
с этим проектом - встаньте, если видите в нем ошибку
- оставайтесь на местах.
7
Рефлекс
ия
-Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
-Где пригодятся знания?
-Кто из ребят вашей группы больше помог в
открытии новых знаний? Оцените работу этих
ребят словами «отлично». Поднимите руку те, кто
получил «отлично». Молодцы! Давайте
поаплодируем им.
-Всем остальным ребятам я ставлю «хорошо», вы –
умницы.
ЛУУД
РУУД
8
Дом.
задание
Цветные
листочки с
домашними
заданиями.
-Домашнее задание у вас написано на цветных
листочках (26слайд)
В учебнике вы прочитаете материал по теме на с.82-
83, в раб. тетр.стр.70 №3,стр.71 №5
Творческое задание: создать проект про малую
17
родину- Татарстан. О малой родине вы поговорите на
следующем уроке
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики
На все века себя ты увенчала славой
И нет другого у тебя пути.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит
18
19