Напоминание

Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"


Автор: Грекова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: Мирный
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"
Раздел: начальное образование





Назад




Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"

Грекова Татьяна

Анатольевна, учитель

начальных классов МАОУ

«СОШ №12 с углубленным

изучением английского

языка» г. Мирный РС

(Якутия)

Воспитание малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их

организационное единство, психологическую общность, без опоры на

общественное мнение, принятые в детской (подростковой) среде нормы

поведения и ценностные ориентиры. Коллектив, как бы он не назывался, -

«справедливое сообщество», «бойскаутский отряд», «команда зелёных» или

«община Маленького принца», - является весьма действенным и мощным

инструментом

воспитания

в

руках

думающих

педагогов-гуманистов,

сориентированных на ребёнка, как на высшую ценность.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного

социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через

общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через

средства массовой информации, чтение книг и другие источники.

Однако, только в коллективе его освоение специально планируется и

направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в

школу становится членом многих коллективов, часть из которых он

выбирает самостоятельно (кружки, секции, клубы, внешкольные детские и

подростковые коллективы и т.п.), а членом других и, прежде всего,

классного и школьного коллектива, он становится в силу определённых

условий.

Поэтому я решила создать детский коллектив через проект «Шахматная

страна».

Цели проекта:

1.

Создание в классе игровой ситуации, сплачивающей коллектив.

2.

Выявление лидеров.

3.

Подготовка учащихся к самоуправленческим функциям.

4.

Создание в коллективе атмосферы, способствующей плавному переходу

учащихся начальной школы в среднее звено.

В ходе реализации проекта предполагается:

Строить работу по принципу игры в шахматы;

Создать атмосферу игры, соответствующую детской психологии данного

возраста;

Создать положение об обязанностях шахматных фигур;

Обучить учащихся игре в шахматы;

Расширить положительное отношение учащихся к общественной работе

пут ем создания духа соревнования.

Проект включает в себя следующие материалы:

Положение об обязанностях шахматных фигур;

Положение о правилах игры в шахматной стране.

Общий план реализации проекта:

Первый класс (второе полугодие) – учащиеся получают первичные

представления о положениях, обучаются игре в шахматы.

Второй класс (первое полугодие) – направляющая роль, по-прежнему,

отводится учителю. У учащихся появляются навыки реализации проекта.

Второй класс (второе полугодие) – учитель старается передать некоторые

функции учащимся для испытания их самоуправленческого опыта.

Третий – четвертый класс – функции самоуправления передаются

учащимся, но при педагогическом руководстве учителя.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Обучение детей игре в шахматы: Шахматные доски с фигурками – 5 шт.

Обеспечение наглядности соревнований:

1.

Визитные карточки для каждой фигуры.

2.

Стенды с изображением шахматной доски – 2 шт.

3.

Фотографии детей (по количеству участников команды).

4.

Поощрение

участников

«шахматной

игры»

-

по

мере

необходимости через родителей.

Положение об обязанностях шахматных фигур.

1.

Король – мозговой центр, подает идеи, следит за выполнением поручений

членов команд.

2.

Королева – разрабатывает идеи, поданные королем, отшлифовывает,

делает распоряжения по их реализации, является первым помощником и

заместителем короля.

3.

Офицеры – организуют помощь в учебе и контроль. Осуществляют

контроль за чтением и посещением школьной библиотеки, и заведуют

классной библиотекой.

4.

Кони – проводят физкультминутки на уроках, организуют игры на

переменах.

5.

Ладьи –

оказывают

помощь

учителю

в

организации

внеклассных

мероприятий, в проведении классных часов и оформлении стенгазеты.

6.

Пешки – ученики, которые отвечают за санитарное состояние класса,

проводят рейды по проверке внешнего вида учеников, дежурят в

столовой, заполняют классный календарь наблюдений за природой,

ухаживают за цветами.

Положение о правилах игры в шахматной стране.

Ученики – фигуры шахматного государства – условно делятся на белые и

черные, то есть две разные команды. Эти группы детей соревнуются между

собой, выполняя одинаковые поручения. Затем подводят итоги, и определяется

команда победитель.

Итак, белые начинают. Свой ход они делают в течение недели. Черные

выполняют ответный шаг на протяжении следующей недели. Раз в две недели

подводятся итоги, определяется победитель. Проводятся перевыборы всех

фигур, кроме короля и королевы, которые избираются на месяц.

Чтобы эта работа была в игровой форме, заинтересовала детей, создается

классная шахматная доска, вместо фигур на которой фотографии детей.

Учащиеся хорошо знают правила игры в шахматы, поэтому представляют свои

положения на шахматной доске на стенде.

В конце дня, если ребенок выполнил свое поручение, он делает один шаг

своей фигурой (фотографией). Таким образом, по расположению фигур на

доске в конце недели видна работа команд.

Дополнение:

В игре используется две доски по следующие причине: при игре в

шахматы захваченная фигура убирается с доски (как бы умирает). В данном

проекте предусматривается только соревнование.



В раздел образования