Автор: Грекова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: Мирный
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"
Раздел: начальное образование
Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"
Грекова Татьяна
Анатольевна, учитель
начальных классов МАОУ
«СОШ №12 с углубленным
изучением английского
языка» г. Мирный РС
(Якутия)
Воспитание малоэффективно без опоры на коллектив самих ребят, их
организационное единство, психологическую общность, без опоры на
общественное мнение, принятые в детской (подростковой) среде нормы
поведения и ценностные ориентиры. Коллектив, как бы он не назывался, -
«справедливое сообщество», «бойскаутский отряд», «команда зелёных» или
«община Маленького принца», - является весьма действенным и мощным
инструментом
воспитания
в
руках
думающих
педагогов-гуманистов,
сориентированных на ребёнка, как на высшую ценность.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного
социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через
общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через
средства массовой информации, чтение книг и другие источники.
Однако, только в коллективе его освоение специально планируется и
направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в
школу становится членом многих коллективов, часть из которых он
выбирает самостоятельно (кружки, секции, клубы, внешкольные детские и
подростковые коллективы и т.п.), а членом других и, прежде всего,
классного и школьного коллектива, он становится в силу определённых
условий.
Поэтому я решила создать детский коллектив через проект «Шахматная
страна».
Цели проекта:
1.
Создание в классе игровой ситуации, сплачивающей коллектив.
2.
Выявление лидеров.
3.
Подготовка учащихся к самоуправленческим функциям.
4.
Создание в коллективе атмосферы, способствующей плавному переходу
учащихся начальной школы в среднее звено.
В ходе реализации проекта предполагается:
Строить работу по принципу игры в шахматы;
Создать атмосферу игры, соответствующую детской психологии данного
возраста;
Создать положение об обязанностях шахматных фигур;
Обучить учащихся игре в шахматы;
Расширить положительное отношение учащихся к общественной работе
пут ем создания духа соревнования.
Проект включает в себя следующие материалы:
Положение об обязанностях шахматных фигур;
Положение о правилах игры в шахматной стране.
Общий план реализации проекта:
Первый класс (второе полугодие) – учащиеся получают первичные
представления о положениях, обучаются игре в шахматы.
Второй класс (первое полугодие) – направляющая роль, по-прежнему,
отводится учителю. У учащихся появляются навыки реализации проекта.
Второй класс (второе полугодие) – учитель старается передать некоторые
функции учащимся для испытания их самоуправленческого опыта.
Третий – четвертый класс – функции самоуправления передаются
учащимся, но при педагогическом руководстве учителя.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта.
Обучение детей игре в шахматы: Шахматные доски с фигурками – 5 шт.
Обеспечение наглядности соревнований:
1.
Визитные карточки для каждой фигуры.
2.
Стенды с изображением шахматной доски – 2 шт.
3.
Фотографии детей (по количеству участников команды).
4.
Поощрение
участников
«шахматной
игры»
-
по
мере
необходимости через родителей.
Положение об обязанностях шахматных фигур.
1.
Король – мозговой центр, подает идеи, следит за выполнением поручений
членов команд.
2.
Королева – разрабатывает идеи, поданные королем, отшлифовывает,
делает распоряжения по их реализации, является первым помощником и
заместителем короля.
3.
Офицеры – организуют помощь в учебе и контроль. Осуществляют
контроль за чтением и посещением школьной библиотеки, и заведуют
классной библиотекой.
4.
Кони – проводят физкультминутки на уроках, организуют игры на
переменах.
5.
Ладьи –
оказывают
помощь
учителю
в
организации
внеклассных
мероприятий, в проведении классных часов и оформлении стенгазеты.
6.
Пешки – ученики, которые отвечают за санитарное состояние класса,
проводят рейды по проверке внешнего вида учеников, дежурят в
столовой, заполняют классный календарь наблюдений за природой,
ухаживают за цветами.
Положение о правилах игры в шахматной стране.
Ученики – фигуры шахматного государства – условно делятся на белые и
черные, то есть две разные команды. Эти группы детей соревнуются между
собой, выполняя одинаковые поручения. Затем подводят итоги, и определяется
команда победитель.
Итак, белые начинают. Свой ход они делают в течение недели. Черные
выполняют ответный шаг на протяжении следующей недели. Раз в две недели
подводятся итоги, определяется победитель. Проводятся перевыборы всех
фигур, кроме короля и королевы, которые избираются на месяц.
Чтобы эта работа была в игровой форме, заинтересовала детей, создается
классная шахматная доска, вместо фигур на которой фотографии детей.
Учащиеся хорошо знают правила игры в шахматы, поэтому представляют свои
положения на шахматной доске на стенде.
В конце дня, если ребенок выполнил свое поручение, он делает один шаг
своей фигурой (фотографией). Таким образом, по расположению фигур на
доске в конце недели видна работа команд.
Дополнение:
В игре используется две доски по следующие причине: при игре в
шахматы захваченная фигура убирается с доски (как бы умирает). В данном
проекте предусматривается только соревнование.