Напоминание

"Система работы над именем существительным в 4 классе"


Автор: Гамзаева Анжела Гаджиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Камчатский край, г.Петропавловск- Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы над именем существительным в 4 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы над именем существительным в 4 классе

В 4 классе система работы над именем существительным условно

делятся на 4 этапа.

На первом этапе школьники изучают падежи. Учащиеся знакомятся с

названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей, учатся

склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают

последовательностью действий, которые необходимо выполнять для того,

чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его

основных признаков. Исходя из сущности падежа, ознакомление со

склонением проводится в процессе анализа предложений, выделяется

основа

предложения

и

словосочетания.

Наблюдая

над

изменением

окончаний одного и того же существительного с разными словами, учащиеся

подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по

вопросам

называется изменением по

падежам

или

склонением.

На

падежную форму слова влияет в предложении предлог. Необходима

специальная работа над

предлогами

в процессе изучения падежей.

Целесообразно

установить

вместе

с

учащимися

последовательность

действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в

предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное,

затем по вопросу и предлогу задать вопрос.

Второй этап - изучение трёх типов склонения имен существительных.

На данном этапе у учащихся формируется умение распознавать

склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной

форме.

Для

более

прочного

усвоения

материала

учащимися,

надо

организовать

ознакомление

с

тремя

типами

склонения,

чтобы

они

самостоятельно установили признаки существительных по которым они

делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. С этой

целью материал упражнений на первых парах акцентирует внимание детей

на

каждом

из

признаков.

Например:

определить

склонение

существительных у слов осина, осень , зима. Выявляется чем сходны имена

существительные и как определить их склонение. Аналогичная работа

проводится и с существительными мужского рода. Далее упражнения

усложняются за счет того, что окончания сходны, а род нет (рысь, мышь,

конь). Далее дети сами подбирают существительные одного и того же рода,

но разных склонений и наоборот. Труднее всего определить склонение в

косвенных падежах, поэтому, как учащиеся научились определять склонения

у существительных в именительном падеже, широко используются тексты.

Дети находят имена существительные, ставят слово в именительный падеж и

находят склонения.

Третий этап - правописание падежных окончаний в единственном числе.

Основная задача данного этапа - формирование навыка правописания

безударных падежных окончаний и развития осознанного употребление

имен существительных в разных падежах.

На предыдущих этапах у

обучающихся формировались умение распознавать падежи и тип склонения

имен существительных. На этой ступени указанные умения выступают во

взаимодействии между собой, и на этой основе формируется навык

правописаний окончаний. Для того, чтобы усвоенные грамматические знания

учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое

внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо

выполнять для правильного написания безударных окончаний.

1.

Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано

существительное в предложении.

2.

По вопросу и предлогу узнают падеж.

3.

Узнают склонение.

Например: живет (где? в чем? П.п., 1-е скл., окончание е) в деревне.

Позднее работа протекает быстрее в умственном плане и подобные записи

не нужны.

Четвертый этап- склонение и правописание имен существительных во

множественном

числе.

Школьники

подводятся

к

выводу,

что

во

множественном числе существительные не делятся на три склонения.

Работа

на

уроках

носит

практический

характер

и

включает

лишь

элементарные обобщения.

Изучение имен существительных в начальных классах носит комплексный

характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее

признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных

окончаний.



В раздел образования