Напоминание

10 кл. Химия к учебнику Еремина В. В., Углубленный уровень.


Автор: Грязева Мария Егоровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ"Комсомольская СОШ"
Населённый пункт: пос. "Комсомолец" Тамбовский район,Тамбовская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: 10 кл. Химия к учебнику Еремина В. В., Углубленный уровень.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская СОШ»

Рассмотрена на заседании Методического

совета школы

и рекомендована к утверждению

протокол № __ от ___августа 2020 года

Руководитель МС __________ /___________/

Утверждена

Приказ № ____ от ________2020 г.

Директор школы ___________/ ________/

Рабочая программа

по химии

для 10 класса

среднего общего образования

2020

Пояснительная записка

1.

Роль и место дисциплины

Курс химии в 10 классе раскрывает содержание обучения на углубленном уровне химического

образования.

Последовательность изучения тем, в сравнении с примерной программой, неизменена и находится в

соответствии с изложением материала в реализуемом УМК, а также логикой изучения предмета на

ступени основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных

разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, определенный

набор демонстраций, контрольных и практических работ.

Программа строится на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагает инструментарий для

организации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов деятельности.

Средства обучения обеспечивают учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт

практической деятельности, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

образования и развития школьников Согласно учебному плану школы для изучения химии в 10 классе

отводится – 5 часа в неделю175 часов в год. Программой предусмотрено проведение 7 тематических

контрольных работ и 10 практических.

2.

Соответствие

Государственному

образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе:

Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями)

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897.)

федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и

науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных

учреждениях;

учебного плана ОУ;

авторской программы

Содержание обучения реализовано в учебниках химии, выпущенных издательством

«Дрофа»:

Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия.

Углубленный уровень. 10 класс;

3.

Цели и задачи

Цель курса:

вооружение учащихся основами химических знаний,

необходимых для повседневной жизни,

производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в

окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.

в направлении личностного развития

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и

способах деятельности.

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.

Подготовка

к

осуществлению

осознанного

выбора

индивидуальной

образовательной

или

профессиональной траектории.

формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,

формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и

трудовой деятельности;

умение планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные

решения, отстаивать свои взгляды и убеждения;

умение излагать свои мысли ясно и исчерпывающе.

в метапредметном направлении

выработку у обучающихся понимания общественной

потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области

будущей практической деятельности;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности.

в предметном направлении

овладение химическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования,

изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

создание

фундамента

для

химического

развития,

формирования

механизмов

мышления,

характерных для математической деятельности.

приобретение навыков чёткого и грамотного выполнения химических записей, при этом используя

язык химии.

Задачи курса:

Формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания

для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности.

Формирование умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с

критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и

обосновывать собственную позицию.

Формирование целостного представления о мире и роли химии в создании современной

естественнонаучной кар- тины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей

действительности (природной, социальной, культур- ной, технической среды), используя для этого

химические знания.

Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых

навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения

проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков,

навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в

повседневной жизни).

4.

Специфика программы

Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой

химии как науки и поставленными задачами.

Основными проблемами химии являются:

изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения;

получение веществ с заданными свойствами;

исследование закономерностей химических

реакций и

путей

управления

ими

в

целях

получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии.

Поэтому в программе по химии нашли отражение основ

ные содержательные линии:

«вещество» — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических

свойствах, биологическом действии;

«химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства

веществ, способах управления химическими процессами;

«применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые

наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности,

сельском хозяйстве, на транспорте;

«язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются,

номенклатура

не- органических и органических веществ,

т.

е. их названия

том

числе

и

тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного

или русского языка на язык химии и обратно.

В результате изучения учебного предмета «Химия» выпускник средней школы освоит

содержание,

способствующее

формированию

познавательной,

нравственной

и

эстетической

культуры. Учащийся овладеет системой химических знаний — понятиями, законами, теориями и

языком

науки как компонентами естественнонаучной картины мира.

Все это

позволит

ему

сформировать

на

основе

системы

полученных

знаний

научное

мировоззрение

как

фундамент

ценностного, нравственного отношения к природе, окружающему миру, своей жизни и здоровью,

осознать роль химической науки в познании и преобразовании окружающего мира, вы- работать

отношение к химии как возможной области буду- щей собственной практической деятельности.

Усвоение содержания учебного предмета «Химия» обеспечит

выпускнику

возможность

совершенствовать

и

развивать познавательные возможности, умение управлять собственной

познавательной

деятельностью;

интеллектуальные

и

рефлексивные

способности;

применять

основные интеллектуальные

операции,

такие

как

формулирование

гипотез, анализ и синтез,

сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей для изучения

свойств веществ и химических реакций; использовать различные

источники

для

получения

химической информации; самостоятельно планировать и организовывать учебно-познавательную

деятельность; развивать исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

Особенности структуры и логики построения курса химии нашли свое отражение в учебниках линии,

которые отличаются

от

аналогичных

сочетанием

научной

строгости

изложения

и

широкой

направленностью на применение химических знаний в повседневной жизни и в жизни общества. В

учебниках реализуется системнодеятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Этот подход

ориентирован на конкретные результаты образования, как системо-образующий компонент стандарта,

где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Изучение химии в 10 и 11 классах построено по линейной схеме. В 10 классе излагается материал

органической химии, а в 11 классе — неорганическая химия, общая химия, химическая технология

5.

Требования к

результатам

Личностные результаты освоения учебного предмета «Химия»

на углубленном уровне:

1)

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

принятие и реализацию ценностей здорового и

безопасного образа жизни, бережное,

ответственное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

2)

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,

художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уров

ню развития науки, значимость науки,

готовность к научно техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых

достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях

об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей

жизни;

сознательное

отношение

к

непрерывному

образованию

как

условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России

и

мира,

понимание влияния

социально-экономических

процессов

на

состояние природной

и

социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного

природопользования, нетерпимого отношения к действиям,

приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого -направленной деятельности;

3)

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных

планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенационалных проблем;

-

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,

ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности

Планируемые метапредметные результаты в рамках освоения учебного предмета «Химия» на

углубленном уровне представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1.Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно

определять

цели,

ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для

достижения поставленной ранее цели;

сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной

цели;

определять несколько путей достижения поставленной цели;

выбирать оптимальный путь достижения цели с

уче

том эффективности расходования

ресурсов ,и основываясь на

соображениях этики и морали;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

— оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и

жизни окружающих людей.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в

информационных источниках противоречий;

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

приводить

критические

аргументы

как

в

отношении собственного

суждения,

так

и

в

отношении действий и суждений другого;

----выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности

широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения

со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и

учителем; формулировать

образовательный

запрос

и

выполнять

консультативные функции

самостоятельно;

ставить

проблему

и

работать

над

ее

решением;

управлять

совместной

познавательной детельностью и подчиняться).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри

образовательной организации, так и за ее пределами);

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной

команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

развернуто, логично и точно излагать

свою

точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания

реального и виртуального);

согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед

знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности

взаимодействия, а не личных симпатий;

воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других

людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных

суждений.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»

на углубленном уровне

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования

выпускник на углубленном уровне научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в

практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

сопоставлять исторические вехи развития химии с историческими периодами развития

промышленности и науки для проведения анализа состояния, путей развития науки и технологий;

анализировать

состав,

строение

и

свойства

веществ, применяя положения основных

химических теорий: химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, строения

атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот, оснований и солей, а также

устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и

строением;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и

идентификации веществ по их составу и строению;

составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ

как носителей ин- формации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному

классу соединений;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,

неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности

веществ;

характеризовать

физические

свойства

неорганических

и

органических

веществ

и

устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

характеризовать

закономерности

в

изменении

химических свойств простых веществ,

водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства

неорганических

и органических веществ изученных классов с целью

их идентификации

и

объяснения области применения;

определять

механизм

реакции

в

зависимости

от

условий

проведения

реакции

и

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и

активности реагентов;

устанавливать зависимость реакционной способности

органических соединений от характера

взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

устанавливать

зависимость

скорости

химической

реакции

и

смещения

химического

равновесия от различных факторов

с

целью

определения

оптимальных

условий

протекания

химических процессов;

устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ,

для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и

органических

соединений заданного состава и строения;

подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать

лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических

веществ;

определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и

приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных

процессах и промышленности;

приводить примеры окислительно-восстановителных реакций в природе, производственных

процессах и жизнедеятельности организмов;

обосновывать практическое использование неоргани

ческих

и

органических

веществ

и

их

реакций в промышленности и быту;

выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и

органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и

приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение

молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов,

входящих в его состав или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического

соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из

веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта

реакции

от

теоретически

возможного;

расчеты теплового

эффекта

реакции;

расчеты

объемных

отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта

реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного

вещества;

использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических

процессов и явлений при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов

получения и распознавания органических веществ;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,

средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным

формулам веществ;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в

сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки

зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования

собственной позиции;

находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и

фактами

при

анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений

на

основе

химических знаний;

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных

направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с

различной

функциональностью, возобновляемых

источников

сырья,

переработки

и

утилизации

промышленных и бытовых отходов.

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования

выпускник на углубленном уровне научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в

практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

сопоставлять исторические вехи развития химии с историческими периодами развития

промышленности и науки для проведения анализа состояния, путей развития науки и технологий;

анализировать

состав,

строение

и

свойства

веществ, применяя положения основных

химических теорий: химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, строения

атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот, оснований и солей, а также

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

свойствами

вещества

и

его

составом

и

строением;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и

идентификации веществ по их составу и строению;

составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ

как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному

классу соединений;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,

неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической активности

веществ;

характеризовать

физические

свойства

неорганических

и

органических

веществ

и

устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

характеризовать

закономерности

в

изменении

химических свойств простых веществ,

водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства

неорганических

и органических веществ изученных классов с целью их

идентификации

и

объяснения области применения;

определять

механизм

реакции

в

зависимости

от

условий

проведения

реакции

и

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и

активности реагентов;

устанавливать зависимость реакционной способности

органических соединений от характера

взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

устанавливать

зависимость

скорости

химической

реакции

и

смещения

химического

равновесия от различных факторов

с

целью

определения

оптимальных

условий

протекания

химических процессов;

устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ

для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и

органических

соединений заданного состава и строения;

подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать

лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических

веществ;

определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и

приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных

процессах и промышленности;

приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных

процессах

и

жизнедеятельности

организмов;

обосновывать

практическое

использование

неоргани

ческих и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;

выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и

органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и

приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение

молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов,

входящих в его состав или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического

соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из

веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта

реакции

от

теоретически

возможного;

расчеты теплового

эффекта

реакции;

расчеты

объемных

отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта

реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного

вещества;

использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических

процессов и явлений при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов

получения и распознавания органических веществ;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,

средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по на- званиям, идентификаторам, структурным

формулам веществ;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в

сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки

зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования

собственной позиции;

находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и

фактами

при

анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений

на

основе

химических знаний;

представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных

направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с

различной

функциональностью, возобновляемых

источников

сырья,

переработки

и

утилизации

промышленных и бытовых отходов.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о

химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в

химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением

правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

интерпретировать данные о составе и строении

веществ, полученные с помощью

современных физикохимических методов;

описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантовомеханических

представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;

характеризовать роль азотосодержащих гетеро циклических соединений и нуклеиновых

кислот как важнейших биологически активных веществ;

прогнозировать возможность

протекания

окислительновосстановительных

реакций,

лежащих в основе природных и производственных процессов.

6.

Формы организации

учебного процесса

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки –

экскурсии, уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия,

уроки-конференции. При этом, учитывая возрастные особенности школьников, соблюдается разумный

баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.Формированию

универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в

урочное и во внеурочное время.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в

проектной группе и фронтальной. В целом формы организации познавательной деятельности

ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-

операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа

личности ученика.

7.

Итоговый контроль

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

- самоконтроль (при введении нового материала),

- взаимоконтроль (в процессе его отработки),

- обучающий контроль (в системе обучающих самостоятельных работ),

- текущий контроль (при проведении контрольных работ, проверочных работ),

- портфель достижений школьника (собранные копии выполненных заданий, работ, грамот за участие в

олимпиадах).

Тематическое планирование

п/п

Разделы программы

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

Количество

практических

работ

1

1

Тема 1. ОСНОВЫ

ХИМИИ

24

1

-

2

2

Тема 2. ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ

ХИМИИ

18

1

-

3

3

Тема 3. УГЛЕВОДОРОДЫ

40(37+3

)

2

2

4

4

Тема 4.

КИСЛОРОДСОДЕЖАЩИЕ

ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА.

33

1

4

5

Тема 5. АЗОТ И -

СЕРОСОДЕРЖАЩИЕ

СОЕДИНЕНИЯ

15

-

-

6

Тема 6 .

БИОЛОГИЧЕСКИ

АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА 30

30

1

2

7

7

Тема 7.

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ

СОЕДИНЕНИЯ

6

1

2

9

8

Тема 8 .ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

6

-

-

Итого:

175

7

10

Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все практические работы, демонстрации,

лабораторные опыты взяты из программы курса химии для10-11классов

программа к линии УМК В. В. Лунина : учебно-методическое пособие / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, И. В. Еремина, Э. Ю. Керимов. — М. :

Дрофа,

Содержание программы

Тема 1. ОСНОВЫ ХИМИИ 24 ч

Строение вещества

Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав

вещества. Молярная и относительная молекулярная массы вещества. Мольная доля и массовая доля элемента в веществе.

Строение атома. Нуклиды. Изотопы. Дефект массы.

Современная модель строения атома. Корпускулярно- волновые свойства электрона. Атомная орбиталь. Распределение электронов

по энергетическим уровням в соответствии с принципом наименьшей энергии, правилом Хунда и принципом Паули. Особенности

строения энергетических уровней атомов d-эле- ментов. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-,

d, f-элементы). Электронные конфигурации положительных и отрицательных ионов. Основное и возбужденные состояния атомов.

Валентные электроны.

Периодический закон. Формулировка закона в свете современных представлений о строении атома. Мировоззренческое и научное

значение Периодического закона Д. И. Менделеева. Радиус атома. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных

соединений, высших оксидов и гидроксидов в периодах и группах. Электроотрицательность.

Химическая связь. Электронная природа химической связи. Виды химической связи. Ковалентная связь и ее характеристики

(энергия связи, длина связи, валентный угол, кратность связи, полярность, поляризуемость). Ковалентная неполярная и полярная связь.

Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной полярной связи. Геометрия молекулы. Дипольный момент

связи, ди польный момент молекулы. Ионная связь. Отличие между ионной и ковалентной связью. Металлическая связь. Водородная

связь и ее влияние на свойства вещества. Межмолекулярные взаимодействия.

Агрегатные состояния вещества. Газы. Газовые законы. Уравнение Клайперона—Менделеева. Закон Авогадро. За- кон объемных

отношений. Относительная плотность газов. Средняя молярная масса смеси.

Строение

твердых

тел:

кристаллические

и

аморфные

вещества. Типы кристаллических решеток: атомная,

молекулярная, ионная,

металлическая. Понятие об элементарной ячейке. Расчет числа ионов, содержащихся в

элементарной ячейке. Ионные радиусы.

Определение металлического радиуса.

Зависимость

физических

свойств

вещества

от

типакристаллической

решетки.

Причины

многообразия веществ. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.

Демонстрации. 1. Образцы веществ молекулярного и немолекулярного строения. 2. Возгонка иода. 3. Модели молекул.

4. Кристаллические решетки.

Основные закономерности протекания химических реакций

Классификация

химических

реакций по

различным признакам

сравнения.

Гомогенные

и

гетерогенные

реакции.

Классификация по знаку теплового эффекта. Обратимые и необратимые реакции. Каталитические и некаталитические реакции. Реакции с

изменением и без изменения степени окисления элементов в соединениях.

Энергетика химических реакций.

Тепловой эффект химической реакции. Эндотермические и

экзотермические реакции.

Термохимические уравнения. Теплота образования вещества. Закон Гесса и следствия из него. Энергия связи. Понятие о внутренней

энергии и энтальпии. Понятие об энтропии.

Второй

закон

термодинамики.

Формула

Больцмана. Энергия Гиббса и критерии

самопроизвольности химической реакции.

Растворы

Способы выражения количественного состава раствора: массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация),

молярная концентрация. Титрование. Растворение как физико-химический процесс. Кристаллогидраты.

Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Истинные растворы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Суспензии и эмульсии.

Золи и гели. Опалесценция. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Седиментация. Синерезис.

Реакции в растворах электролитов. Качественные реакции на ионы в растворе. Кислотно-основные взаимодействия в растворах.

Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора. Сильные и слабые электролиты. Расчет рН растворов

сильных кислот и щелочей. Константы диссоциации слабых электролитов. Связь константы и степени диссоциации. Закон разведения

Оствальда. Реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения. Гидролиз солей. Гидролиз по катиону, по аниону, по

катиону и по аниону. Реакция среды растворов солей: кислотная, щелочная и нейтральная. Полный необратимый гидролиз. Получение

реакцией гидролиза основных солей. Понятие о протолитической теории Брен стеда—Лоури. Понятие о теории кислот и оснований

Лью иса. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности. Равновесие

между

насыщенным раствором и осадком. Произведение растворимости.

Демонстрации. 1. Определение кислотности среды при помощи индикаторов. 2. Эффект Тиндаля. 3. Образование комплексных

соединений переходных металлов.

Лабораторные опыты. 1. Реакции ионного обмена. 2. Свой- ства коллоидных растворов. 3. Гидролиз солей. 4. Получение и свойства

комплексных соединений.

Окислительно-восстановительные процессы Окислительно-восстановительные реакции. Типы

окислительно-восстановительных реакций. Окисление и восстановление.

Окислители

и

восстановители.

Метод

электронного

и

электронноионного баланса. Поведение веществ в средах с разным значением pH. Перманганат калия как окислитель. Окислительно-

восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Гальванический

элемент

(на

примере

элемента

Даниэ-

ля).

Химические

источники

тока:

гальванические

элементы,

аккумуляторы

и

топливные

элементы.

Форма

записи

химического

источника

тока.

Стандартный

водородный

электрод.

Стандартный электродный потенциал системы. Понятие

об

электродвижущей

силе

реакции.

Электрохимический

ряд

напряжений (активности) металлов (ряд стан- дартных электродных потенциалов). Направление окислительновосстановительных

реакций.

Электролиз расплавов и водных растворов электролитов (кислот, щелочей и солей). Законы электролиза. Практическое применение

электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия.

Коррозия металлов: способы защиты металлов от коррозии.

Демонстрации. Взаимодействие перманганата калия с сульфитом натрия в разных средах

Тема 2. Основные понятия органической химии 18ч

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет и задачи органической химии. Место и значение органической

химии в системе естественных наук. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.

Особенности органических веществ. Причины многообразия органических веществ. Органические вещества в природе. Углеродный

скелет органической молекулы, его типы: циклические, ациклические. Карбоциклические и гетероциклические скелеты. Кратность

химической связи (виды

связей в молекулах органических веществ: одинарные, двойные, тройные). Изменение энергии связей между

атомами углерода при увеличении кратности связи. Насыщенные и ненасыщенные соединения.

Электронное строение и химические связи атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей, ее типы для органических соединений:

sp

3

, sp

2

, sp. Образование - и -связей в молекулах органических соединений. Пространственное строение органических соединений.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории

химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.

Структурная формула. Изомерия и изомеры. Структурная и пространственная изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомерия

положения.

Межклассовая

изомерия.

Виды

пространственной

изомерии.

Оптическая изомерия. Асимметрический атом углерода.

Оптические антиподы. Хиральность. Хиральные и ахиральные молекулы. Геометрическая изомерия (цис, транс-изоме- рия).

Физикохимические методы исследования строения и реакционной способности органических соединений. Спектроскопия

ЯМР, массспектрометрия, инфракрасная спектроскопия.

Электронное строение органических веществ. Взаимное влияние атомов и групп атомов. Электронные эффекты. Ин- дуктивный и

мезомерный эффекты. Представление о резонансе.

Классификация

органических

веществ.

Основные

классы органических соединений. Принципы классификации органических

соединений. Понятие о функциональной группе. Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомология.

Гомологи. Гомологическая разность. Гомологические ряды.

Номенклатура органических веществ. Международная (систематическая) номенклатура органических веществ и

принципы

образования названий органических соединений.

Рациональная номенклатура.

Классификация и особенности органических реакций. Способы записей реакций в органической химии. Схема и уравнение. Условия

проведения реакций. Классификация реакций органических веществ по структурному признаку: замещение, присоединение, отщепление.

Реакционные центры. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических реакций. Гомолитический и гетеролитический

разрыв

ковалентной

химической

связи.

Свободно-радикальный

и

ионный

механизмы

реакции.

Понятие

о

свободном

радикале,

нуклеофиле,

электрофиле,

карбокатионе

и

карбанионе. Обозначение ионных реакций в органической химии. Окислительно-

восстановительные реакции в органической химии. Идентификация органических соединений. Генети- ческая связь между классами

органических соединений.

Демонстрации. Модели органических молекул.

Тема 3. Углеводороды 40

Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp

3

Гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический

ряд и общая формула алканов. Систематическая номенклатура алканов и радикалов. Изомерия углеродного скелета алканов. Понятие о

конформациях. Физические свойства алканов. Закономерности

изменения физических

свойств.

Химические

свойства

алканов:

галогенирование, нитрование, дегидрирование, термическое разложение (пиролиз), горение как один из основных источ- ников тепла в

промышленности и быту, каталитическое окисление, крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе,

изомеризация

как

способ получения

высокосортного

бензина.

Механизм

реакции

свободнорадикального замещения (на примере

хлорирования метана). Синтетические способы получения алканов. Методы получения алканов из алкилгалогенидов (реакция Вюр- ца),

декарбоксилированием солей карбоновых кислот и электролизом растворов солей карбоновых кислот. Нахождение алканов в природе и

применение алканов.

Циклоалканы.

Строение молекул циклоалканов.

Общая

формула циклоалканов. Номенклатура циклоалканов.

Изомерия

циклоалканов: углеродного скелета, межклассовая, пространственная (цис-транс-изомерия). Напряженные и ненапряженные циклы.

Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Химические свойства циклопропана: горение, реакции присоединения

(гидрирование,

при- соединение

галогенов,

галогеноводородов,

воды)

и

циклогексана: горение, реакции радикального замещения

(хлорирование, нитрование). Получение циклоалканов из алканов и дигалогеналканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp

2

Гибридизация орбиталей атомов углерода. - и -Связи.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Номенклатура алкенов. Изомерия алкенов: углеродного скелета, положения кратной

связи, пространственная (гео- метрическая изомерия, или цистрансизомерия), межклассовая. Физические свойства алкенов. Химические

свойства алкенов.

Реакции

электрофильного

присоединения

как

способ получения функциональных производных углеводордов:

гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация алкенов. Механизм электрофильного при соединения к алкенам.

Правило Марковникова и его объяснение с точки зрения электронной теории. Радикальное присоединение бромоводорода к алкенам в

присутствии перекисей. Взаимодействие алкенов с бромом и хлором в газовой фазе при высокой температуре или на свету. Окисление

алкенов: горение, окисление кислородом в присутствии хлоридов палладия (II) и меди (II) (Вакер-процесс), окисление кислородом в

присутствии

серебра,

окисление

горячим

подкисленным

раствором

перманганата

калия,

окиление перманганатом калия (реакция

Вагнера),

озонирование.

Качественные

реакции

на

двойную

связь.

Промышленные

и

лабораторные

способы

получения

алкенов.

Получение алкенов дегидрированием алканов; реакцией элиминирования из спиртов, галогеналканов, дигалогеналканов. Правило Зайцева.

Полимеризация алкенов. Полимеризация на катализаторах Циглера—Натта. Полиэтилен как крупното нажный продукт химического

производства. Применение алкенов (этилен и пропилен).

Алкадиены. Классификация алкадиенов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и

пространственного строения сопряженных алкадиенов. Общая формула алкадиенов. Номенклатура и изомерия алкадиенов. Физические

свойства алкадиенов. Химические свойства алкадиенов: реакции

присоединения (гидрирование, галогенирование), горения и

полимеризации. 1,2- и 1,4-Присоединение. Получение алкадиенов. Синтез бутадиена из бутана и этанола. Полимеризация. Каучуки.

Вклад С. В.

Лебедева в получение синтетического каучука. Вулканизация каучуков. Резина. Многообразие видов синтетических

каучуков, их свойства и применение.

Алкины.

Электронное

и

пространственное

строение

молекулы ацетилена.

spГибридизация орбиталей атомов

углерода.

Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура алкинов. Изомерия алкинов: углеродного скелета, положения кратной

связи, межклассовая. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения как способ получения

полимеров и других полезных продуктов. Гидрирование. Реакции присоединения галогенов, галогеноводородов, воды. Тримеризация и

димеризация ацетилена. Реакции замещения. Кислотные свойства алкинов с концевой тройной связью. Ацетилениды. Взаимодействие

ацетиленидов с галогеналканами.

Горение

ацетилена.

Окисление

алкинов

раствором

перманганата калия. Получение ацетилена

пиролизом метана и карбидным методом. Синтез алкинов алкилированием ацетилидов. Применение ацетилена. Горение ацетилена как

источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.

Арены. История открытия бензола. Понятие об ароматичности. Правило Хюккеля. Небензоидные

ароматические системы.

Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Общая формула аре- нов. Изомерия и номенклатура

гомологов бензола. Изомерия дизамещенных бензолов на примере ксилолов. Физические свойства

бензола.

Химические

свойства

бензола. Реакции

замещения в бензольном ядре (электрофильное замещение): галогенирование, нитрование, алкилирование, ацилирование, сульфирование.

Механизм реакции электрофильного замещения. Реакции присоединения к бензолу (гидрирование, галогенирование (хлорирование на

свету)). Реакция го- рения. Особенности химических свойств алкилбензолов на примере толуола. Взаимное влияние атомов в молекуле

толуола. Правила ориентации заместителей в реакциях замещения, согласованная и несогласованная ориентация. Хлорирование толуола.

Окисление алкилбензолов раствором перманганата калия. Галогенирование алкилбензолов в боковую цепь. Нитрование нитробензола.

Получение бензола и его гомологов. Применение гомологов бензола. Понятие о поли ядерных аренах, их физиологическое действие на

организм человека.

Генетическая связь между различными классами угле- водородов. Качественные реакции на непредельные углеводороды.

Галогенопроизводные углеводородов. Электронное строение галогенопроизводных углеводородов. Реакции замещения галогена на

гидроксил, нитрогруппу, цианогруппу, аминогруппу. Действие на галогенпроизводные водного и спиртового раствора щелочи. Сравнение

реакционной спо- собности алкил-, винил-, фенил- и бензилгалогенидов. Взаимодействие дигалогеналканов с магнием и цинком.

Понятие о металлоорганических соединениях.

Магнийорганические соединения. Реактив Гриньяра. Использование

галогено-

производных в быту, технике и в синтезе.

Демонстрации. 1. Составление моделей молекул алканов.

2. Бромирование гексана на свету. 3. Горение метана, этиле- на, ацетилена. 4. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к

растворам перманганата калия и бромной воде.

5. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 6. Получение ацетилена гидролизом карбида кальция. 7. Окисле- ние толуола

раствором перманганата калия. 8. Получение стирола деполимеризацией полистирола и испытание его от- ношения к раствору перманганата

калия.

Тема 4 Кислородсодержащие органические соединения 33

Спирты.

Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Гомологический ряд и общая формула предельных одноатомных спиртов. Физические

свойства предельных одноатомных спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства

спиртов: кислотные свойства (взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы); реакции замещения гидроксильной группы на

галоген как способ получения растворителей; межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация; образование сложных эфиров с неорганическими и

органическими кислотами; горение; окисление оксидом меди (II), подкисленным раствором перманганата калия, хромовой смесью; реакции углеводородного

радикала.

Сравнение реакционной способности первичных, вторичных и третичных

одноатомных

спиртов в реакции замещения

.

Алкоголяты. Гидролиз, алкилирование (синтез простых эфиров по Вильямсону).

Эфиры фосфорных кислот. Роль моно, ди и трифосфатов в биохи

мических процессах.

Промышленный синтез метанола. По- лучение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация этилена. Применение метанола и

этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как представители

предельных многоатомных спиртов, их физические и химические

свойства.

Качественная

реакция

на

многоатомные

спирты

и

ее

применение

для

распознавания глицерина в составе косметических средств. Синтез диоксана из этиле гликоля. Токсичность этиленгликоля. Практическое применение

этиленгликоля и глицерина.

Простые эфиры

как изомеры предельных одноатомных спиртов. Сравнение их физических и химических свойств со спиртами. Реакция расщепления

простых эфиров иодоводо- родом.

Пероксиды простых эфиров, меры предосторожности при работе с ними

.

Фенолы.

Строение, изомерия и номенклатура фенолов. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические и химические свойства фенола и

крезолов. Кислотные свойства фенолов в сравнении со спиртами: реакции с натрием, гидроксидом натрия. Реакции замещения в бензольном кольце

(галогенирование (бромирование), нитрование).

Простые эфиры фенолов

. Окисление фенолов. Качественные реакции на фенол. Получение фенола.

Применение фенола.

Карбонильные соединения.

Альдегиды и кетоны. Электронное и пространственное строение карбонильной группы, ее полярность и

поляризуемость. Классификация альдегидов и кетонов. Строение предельных альдегидов. Го- мологический ряд, номенклатура, изомерия предельных

альдегидов. Строение молекулы ацетона. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия кетонов. Общая формула предельных альдегидов и кетонов.

Физические свойства формальдегида, ацетальдегида, ацетона.

Понятие о кетоеноль

ной таутомерии карбонильных соединений

. Химические

свойства предельных альдегидов и кетонов.

Механизм реак

ции нуклеофильного присоединения по карбонильной груп

пе

. Реакции присоединения

воды, спиртов, циановодорода

и гидросульфита натрия.

Получение ацеталей и кеталей

.

Сравнение реакционной способности альдегидов и кетонов в

реакциях присоединения. Реакции замещения атомов во

дорода при углеродном атоме на галоген. Полимеризация формальдегида и ацетальдегида.

Синтез спиртов взаимодействием карбонильных соединений с реактивом Гринь

яра

. Окисление карбонильных соединений. Особенности

реакции

окисления

ацетона.

Сравнение

окисления

альдегидов и

кетонов.

Гидрирование.

Восстановление

карбонильных

со- единений

в

спирты.

Качественные реакции на альдегидную

группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)).

Альдольнокротоновая

конденса

ция альдегидов и кетонов.

Особенности формальдегида. По- лучение предельных альдегидов: окисление спиртов, гидра-

тация ацетилена

(реакция Кучерова), окислением этилена кислородом в присутствии хлорида палладия (II). Получе

ние ацетона окислением пропанола-2 и разложением

каль

циевой или бариевой соли уксусной кислоты. Токсичность

альдегидов. Важнейшие представители альдегидов и кетонов: формальдегид, уксусный

альдегид, ацетон и их практи

ческое использование.

Карбоновые кислоты. Строение предельных одноосновных карбоновых кислот. Классификация, изомерия и номенклатура карбоновых

кислот. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы.

Гомологический ряд и общая формула предельных

одноосновных карбоновых кислот. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот на примере муравьиной,

уксусной, пропионовой, пальмитиновой и стеариновой кислот. Водородные связи, ассоциация карбоновых кислот. Химические свойства

предельных одноосновных карбоновых кислот. Кислотные свойства (изменение окраски индикаторов, реакции с активными металлами,

основными оксидами, основаниями, солями). Изменение силы карбоновых кислот при введении донорных и акцепторных заместителей.

Взаимодействие карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации), обратимость реакции, механизм реакции этерификации.

Галогенирование карбоновых кислот в боковую цепь. Особенности химических свойств муравьиной кислоты. Получение предельных

одноосновных карбоновых кислот: окисление альдегидов, окисление первичных спиртов, окисление алканов и алкенов, гидролизом

геминальных тригалогенидов. Взаимодействием реактива Гриньяра с углекислым газом. Получение муравьиной и уксусной кислот в

промышленности. Применение муравьиной и уксусной кислот.

Двухосновные карбоновые кислоты: общие способы получения, особенности химических свойств. Щавелевая и малоновая кислота

как представители дикарбоновых кислот. Синтезы на основе малонового эфира. Ангидриды и имиды дикарбоновых кислот.

Непредельные и ароматические кислоты: особенности их строения и свойств. Применение бензойной кислоты. Ароматические

дикарбоновые кислоты (фталевая, изофталевая и терефталевая кислоты): промышленные методы по лучения и применение. Понятие о

гидроксикарбоновых кис- лотах и их представителях молочной, лимонной, яблочной и винной кислотах.

Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты. Значение и применение карбоновых кислот.

Функциональные производные карбоновых кислот.

Хлорангидриды и ангидриды карбоновых кислот:

получение, гидролиз.

Взаимодействие хлорангидридов с нуклефильными

реагентами. Получение сложных эфиров с использованием хлорангидридов и ангидридов кислот.

Сложные эфиры. Строение, номенклатура и изомерия сложных

эфиров.

Сложные

эфиры

как

изомеры

карбоновых кислот

(межклассовая изомерия). Сравнение физических свойств и реакционной способности сложных эфиров и изо- мерных им карбоновых

кислот. Гидролиз сложных эфиров. Способы получения сложных эфиров: этерификация кар- боновых кислот, ацилирование спиртов и

алкоголятов галогенангиридами и ангидридами, алкилирование карбок- силат-ионов. Синтез сложных эфиров фенолов. Сложные эфиры

неорганических кислот. Нитроглицерин. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности.

Амиды карбоновых кислот: получение и свойства на примере ацетамида.

Понятие о нитрилах карбоновых кислот. Циангидрины.

Соли карбоновых кислот, их термическое разложение

в присутствии щелочи. Синтез карбонильных соединений разложением

кальциевых солей карбоновых кислот.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с этанолом.

2. Окисление этанола оксидом меди (II). 3. Горение этанола.

4. Взаимодействие трет-бутилового спирта с соляной кислотой. 5. Иодоформная реакция. 6. Определение альдегидов при помощи

качественных реакций. 7. Окисление альдегидов перманганатом калия.

Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта.

2. Свойства глицерина. 3. Свойства фенола. 4. Свойства формалина. 5. Свойства уксусной кислоты. 6. Соли карбоновых кислот.

Тема 5. Азот- и серосодержащие соединения 15 ч

Нитросоединения. Электронное строение нитро

группы. Получение нитросоединений. Восстановление ни

троаренов в амины. Ароматические нитросоединения.

Акцепторные свойства

нитрогруппы. Альдольнокротоновая конденсация нитросоединений. Взрывчатые вещества.

Амины. Классификация по типу

углеводородного ради-

кала и числу аминогрупп в молекуле, номенклатура, изоме-

рия аминов. Первичные, вторичные и третичные

амины.

Электронное и пространственное строение предельных аминов. Физические свойства аминов. Амины как органические

основания: реакции с водой, кислотами. Соли алкиламмония. Реакция горения аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Реакции

аминов с азотистой кислотой. Понятие о четвертичных аммониевых основаниях. Нитрозамины. Методы идентификации первичных,

вторичных и

третичных аминов. Получение аминов алкилированием

аммиака и восстановлением нитропроизводных углеводородов, из

спиртов. Применение аминов в фармацевтической

промышленности. Ароматические амины. Анилин как представитель ароматических

аминов. Строение анилина. Взаимное влияние групп атомов в молекуле анилина. Влияние

заместителей в ароматическом ядре на

кислотные и основные свойства ариламинов. Причины ослабления основных

свойств анилина в сравнении с аминами предельного ряда.

Химические свойства анилина: основные свойства (взаимодействие с кислотами); реакции замещения в ароматическое

ядро

(галогенирование (взаимодействие с бромной водой),

нитрование (взаимодействие с азотной кислотой), сульфирование); окисление;

алкилирование и ацилирование по атому азота). Защита аминогруппы при реакции нитрования

анилина. Ацетанилид.

Диазосоединения. Диазотирование

первичных ариламинов. Реакции диазосоединений с выделением азота. Условия азосочетания, азо и

диазосостав

ляющие. Азокрасители, зависимость их строения от рН

среды. Индикаторы. Получение анилина (реакция Зини-

на). Анилин как сырье для производства анилиновых красителей. Синтезы на основе анилина.

Сероорганические соединения. Представление о сероорганических соединениях. Особенности их строения и свойств.

Значение сероорганических соединений.

Гетероциклы. Азот-, кислород- и серосодержащие гете

роциклы. Фуран, пиррол, тиофен и имидазол как предста

вители

пятичленных гетероциклов. Природа ароматичности пятичленных гетероциклов. Электронное строение молекулы пиррола,

ароматический характер молекулы. Кислотные

свойства пиррола. Реакции гидрирования гетероциклов. Понятие о природных

порфиринах — хлорофилле и геме. Общие представления об их роли в живой природе. Пиридин

как представитель шестичленных

гетероциклов. Электронное строение молекулы пиридина, ароматический характер молекулы. Основные свойства пиридина. Различие в

проявлении основных свойств пиррола и пиридина. Реакции пиридина: электрофильное замещение, гидрирование, замещение атомов

водорода в -положении на гидроксогруппу. Пиколи-

ны и их окисление. Кетоенольная таутомерия гидроксипиридина.

Таутомерия гидроксипиридина и урацила. Представление об имидазоле, пиперидине, пиримидине, индоле, никотине, атропине,

скатоле, фурфуроле, гистид

не, гистамине, пурине, пуриновых и пиримидиновых осно

ваниях.

Демонстрации. 1. Основные свойства аминов. 2. Каче- ственные реакции на анилин. 3. Анилиновые красители.

4. Образцы гетероциклических соединений.

Тема 6. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА 30

Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Физические свойства

жиров. Химические свойства жиров: гидрирование, окисление.

Пероксидное окисление жиров.

Прогоркание жиров. Гидролиз или

омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Гидрогенизация жиров. Применение жиров.

Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Представление о липидах. Общие представления о биологических

функциях липидов.

Углеводы. Общая формула углеводов. Классификация углеводов. Моно-, олиго- и полисахариды. Физические свойства и нахождение

углеводов в природе (на примере глюкозы и фруктозы). Линейная и циклическая формы глюкозы и фруктозы. Пиранозы и фуранозы.

Формулы Фишера и Хеуорса. Понятие о таутомерии как виде изомерии между циклической и линейной формами. Оптическая изомерия

глюкозы. Химические свойства глюкозы: окисление хлорной или бромной водой, окисление азотной кислотой, восстанов- ление в

шестиатомный

спирт,

ацилирование,

алкилирование,

изомеризация,

качественные

реакции

на

глюкозу

(экспериментальные

доказательства наличия альдегидной и спиртовых групп в глюкозе), спиртовое, молочнокислое, пропионовокислое и маслянокислое

брожение. Гликозидный гидроксил, его специфические свойства. Понятие о гликозидах. Понятие о глюкозидах, их нахождении в

природе. Получение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза. Применение и биологическая роль углево- дов.

Окисление углеводов — источник энергии живых организмов.

Дисахариды.

Сахароза как представитель невосстанавливающих дисахаридов. Строение, физические и химические свойства

сахарозы. Мальтоза, лактоза и целлобиоза: их строение, физические и химические свойства. Гидролиз дисахаридов. Получение сахара из

сахарной свеклы. Применение сахарозы.

Полисахариды. Крахмал, гликоген и целлюлоза как биологические полимеры. Крахмал как смесь амилозы и амило- пектина, его

физические свойства. Химические свойства крахмала: гидролиз, качественная реакция с иодом и ее при- менение для обнаружения

крахмала в продуктах питания. Гликоген: особенности строения и свойств. Целлюлоза: строение и физические свойства. Химические

свойства целлюлозы: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение крахмала и целлюлозы. Практическое значение полиса-

харидов. Понятие о производстве бумаги.

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеозиды. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Состав и строение

нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Гидролиз нуклеиновых кислот. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов. Функции

ДНК и РНК. Комплементарность. Генетический код. Исследование состава ДНК человека и его практическое значение.

Аминокислоты. Состав, строение и номенклатура аминокислот. Гомологический ряд предельных аминокислот. Изомерия предельных

аминокислот. Оптическая изомерия. Физические свойства предельных аминокислот. Основные аминокислоты, образующие белки.

Способы получения ами- нокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения, равновесия в растворах аминокислот.

Свойства аминокислот: кислотные и основные свойства; изоэлектри

ческая точка; алкилирование и ацилирование аминогруппы;

этерификация; реакции с азотистой кислотой. Каче

ственные реакции на аминокислоты с гидроксидом меди (II),

нингидрином, 2,4-

динитрофторбензолом.

Специфические

качественные

реакции

на

ароматические

и

гетероцикли

ческие

аминокислоты

с

концентрированной

азотной

кисло

той,

на

цистеин

с

ацетатом

свинца

(II).

Понятие

о

циклических амидах — лактамах и

дикетопиперазинах. Биологи

ческое значение -аминокислот. Области применения амино

кислот.

Пептиды, их строение. Пептидная связь. Амидный характер пептидной связи. Синтез пептидов. Гидролиз пептидов.

Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Первичная структура белков. Химические методы установления

аминокислотного состава и последовательности. Ферментативный гидролиз белков. Вторичная структура белков: -спираль, -

структура. Третичная и четвертичная

структура

белков.

Дисульфидные

мостики

и

ионные и

ван-дер-ваальсовы

(гидрофобные)

взаимодействия. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки. Превращения белков

пищи в организме. Биологические функции белков. Достижения в изучении строения и синтеза белков.

Демонстрации. 1. Растворимость углеводов в воде и этаноле. 2. Образцы аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Свойства глюкозы. 2. Определение крахмала в продуктах питания. 3. Жиры и их свойства.

4. Цветные реакции белков.

Тема 7.

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 6ч

Основные понятия высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Основные способы

получения высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Сополимеризация. Строение и структура

полимеров. Зависимость свойств полимеров от строения молекул. Классификация полимеров: пластмассы (пластики), эластомеры

(каучуки), волокна, композиты. Современные пластмассы (пластики) (полиэтилен, полипропилен, полистирол, поли- винилхлорид,

фторопласт,

полиэтилентерефталат,

акрилбутадиен-стирольный пластик, поликарбонаты).

Термопластичные и термореактивные

полимеры.

Фенолформальде

гидные смолы. Композитные материалы.

Перспективы использования композитных материалов.

Углепластики.

Волокна, их классификация. Природные и химические волокна. Искусственные и синтетические волокна. Понятие о

вискозе и ацетатном волокне. Полиэфирные и полиамидные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон.

Эластомеры. Природный и синтетический кауч

ук. Резина и эбонит. Применение полимеров. Синтетические пленки. Мембраны.

Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов.

Демонстрации. 1. Образцы пластиков. 2. Коллекция волокон. 3. Поликонденсация этиленгликоля с терефталевой кислотой.

Лабораторные опыты. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и щелочей.

Тема8.

Химия и жизнь (3+3)

Химия и энергетика

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Нефть как смесь

углеводородов. Состав нефти и ее переработка. Первичная и вторичная переработка нефти. Перегонка нефти. Крекинг. Риформинг.

Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Каменный уголь. Коксование угля. Газификация угля. Экологические проблемы, возникающие при использовании угля в качестве

топлива. Альтернативные источники энергии.

Химия и здоровье

Химия пищи. Жиры, белки, углеводы, витамины, ферменты. Рациональное питание. Пищевые добавки. Пи- щевые добавки, их

классификация. Запрещенные и разрешенные пищевые добавки. Основы пищевой химии.

Химия в медицине. Понятие о фармацевтической химии и фармакологии. Разработка лекарств. Лекарственные сред- ства, их

классификация.

Противомикробные

средства

(сульфаниламидные препараты и антибиотики). Анальгетики (аспирин, анальгин,

парацетамол, наркотические анальгетики). Антигистаминные препараты. Вяжущие средства. Гормоны и гормональные препараты.

Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (избыточное

потребление жирной пищи, курение, употребление алкоголя, наркомания).

Химия в повседневной жизни

Косметические и парфюмерные средства.

Бытовая химия. Понятие о поверхностно-активных веществах. Моющие и чистящие средства. Отбеливающие средства. Правила

безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Пигменты и краски. Принципы окрашивания тканей.

Расчеты с использованием законов электролиза

.

Типы расчетных задач

1. Нахождение молекулярной формулы углеводорода по его плотности и массовой доле элементов, входящих в его состав или по

продуктам сгорания.

2.

Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

3. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

4.

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

5. Расчеты теплового эффекта реакции.

6.

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

7. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с опре- деленной

массовой долей растворенного вещества.

8.

Расчеты энергии активации и константы скорости реакции по экспериментальным данным.

9. Расчет константы равновесия по равновесным концентрациям веществ.

10.

Расчет равновесных концентраций веществ, если известны исходные концентрации веществ и константа равновесия.

11.

Расчет pH раствора сильной кислоты и сильного основания, если известна их концентрация.

12.

Расчет pH раствора слабой кислоты и слабого основания, если известна их концентрация и константа диссоциации.

Расчет растворимости соли, если известен



В раздел образования