Напоминание

"Лес в картинах художника И.И.Шишкина "


Автор: Степанкова Надежда Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №"20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская обл.Г.о.Подольск пос.Железнодорожный ул. Большая Серпуховская д 202 б
Наименование материала: Конспект познавательного занятия
Тема: "Лес в картинах художника И.И.Шишкина "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

познавательного занятия

«Лес в картинах художника И. И. Шишкина»

Подготовила и провела:

Воспитатель - Н. С. Степанкова

Февраль 2017г.

2

Цель занятия:

1. Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему. Вызывать удивление и

радость от встречи с необыкновенным по силе и точности изображения леса картинами

художника И. И. Шишкина.

2. Развивать обзорное восприятие, умение выделять выразительные средства /цвет,

композиция/.

3. Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами /пейзаж,

художник, композиция, теплые, холодные тона/.

Материал: репродукции картин И.И. Шишкина: "Утро в сосновом лесу", "Афанасьевская

корабельная роща близ Елабуги", "Рожь", "Зима", "Туманное утро", "Сосны, освещенные

солнцем".

Ход:

Вос-ль: Современники называли Ивана Ивановича Шишкина царем леса.

И мы понимаем справедливость этого, когда слышим в названиях его картин слова

"сосновый бор", "корабельная роща" и т.п. Сегодня я вас приглашаю на выставку

репродукций картин замечательного русского художника, который всю свою жизнь и

творчество посвятил изображению леса. /Дети входят в зал и рассматривают репродукции/.

Вос-ль: - Что изображено на картинах?

- Что общего в этих картинах?

Дети: - Мы видим настоящий лес.

- Сказочный лес.

- Пейзаж.

Вос-лъ: -Рассмотрим картину "Корабельная роща"...Что главное на этой картине? /Деревья/.

-Какие деревья изобразил художник? /Стройные сосны/.

-Эта картина-завещание. Она написана в год кончины художника. Смотрите-ка внимательно:

золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучей, несокрушимой

стеной стоят сосны-великаны, озаренные ярким солнцем. Солнце как будто играет в темных

водах ручья, который берет начало возле мощных корней сосен. Он словно течет нам навст-

речу. Приглядитесь: сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно, видна каждая песчинка.

А рядом с могучими великанами тянутся тонкие, молодые сосенки. Это сосновые детки

прибежали на опушку, которая обдает нас, зрителей, дыханием жаркого лета.

Но особую жизнь картине придает игра света и тени. На переднем плане деревья ярко

освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает - каждый в отдельности -

прямые, крепкие, золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое,

сливаются в густую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса -

шишкинского леса. Художнику здесь все дорого: и старые сосны, и совсем юные сосенки,

едва поднявшиеся над землей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная

в тени, прозрачная вода, серый камень, зеленая трава, серо-зеленый мох, выбравшиеся

наружу из земли кривые корни - все детали замечает художник. Но при этом он

помнит о главном и особенно его выделяет. А главное в этой картине что?... Да,

конечно, отборные, стройные стволы зрелых могучих сосен. Из таких деревьев

раньше строили корабли. Оттого и роща называется корабельной.

3

Вопросы: - Как художник расположил деревья? Что больше всего бросается в глаза?

- Можно ли сказать, что лес освещается солнечным светом?

- Как это передано? Какие цвета использовал художник?

- Почему в глубине лес темный?

- Как Иван Иванович Шишкин назвал картину?

На следующих занятиях мы с вами еще поговорим о прекрасных картинах И. И.

Шишкина. А сейчас я вам предлагаю нарисовать свою картину леса, глядя на

репродукции картин И. И. Шишкина.



В раздел образования