Автор: Степанкова Надежда Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №"20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская обл.Г.о.Подольск пос.Железнодорожный ул. Большая Серпуховская д 202 б
Наименование материала: Конспект познавательного занятия
Тема: "Лес в картинах художника И.И.Шишкина "
Раздел: дошкольное образование
Конспект
познавательного занятия
«Лес в картинах художника И. И. Шишкина»
Подготовила и провела:
Воспитатель - Н. С. Степанкова
Февраль 2017г.
2
Цель занятия:
1. Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему. Вызывать удивление и
радость от встречи с необыкновенным по силе и точности изображения леса картинами
художника И. И. Шишкина.
2. Развивать обзорное восприятие, умение выделять выразительные средства /цвет,
композиция/.
3. Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами /пейзаж,
художник, композиция, теплые, холодные тона/.
Материал: репродукции картин И.И. Шишкина: "Утро в сосновом лесу", "Афанасьевская
корабельная роща близ Елабуги", "Рожь", "Зима", "Туманное утро", "Сосны, освещенные
солнцем".
Ход:
Вос-ль: Современники называли Ивана Ивановича Шишкина царем леса.
И мы понимаем справедливость этого, когда слышим в названиях его картин слова
"сосновый бор", "корабельная роща" и т.п. Сегодня я вас приглашаю на выставку
репродукций картин замечательного русского художника, который всю свою жизнь и
творчество посвятил изображению леса. /Дети входят в зал и рассматривают репродукции/.
Вос-ль: - Что изображено на картинах?
- Что общего в этих картинах?
Дети: - Мы видим настоящий лес.
- Сказочный лес.
- Пейзаж.
Вос-лъ: -Рассмотрим картину "Корабельная роща"...Что главное на этой картине? /Деревья/.
-Какие деревья изобразил художник? /Стройные сосны/.
-Эта картина-завещание. Она написана в год кончины художника. Смотрите-ка внимательно:
золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес. Могучей, несокрушимой
стеной стоят сосны-великаны, озаренные ярким солнцем. Солнце как будто играет в темных
водах ручья, который берет начало возле мощных корней сосен. Он словно течет нам навст-
речу. Приглядитесь: сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно, видна каждая песчинка.
А рядом с могучими великанами тянутся тонкие, молодые сосенки. Это сосновые детки
прибежали на опушку, которая обдает нас, зрителей, дыханием жаркого лета.
Но особую жизнь картине придает игра света и тени. На переднем плане деревья ярко
освещены солнцем. Солнечный свет словно омывает, оглаживает - каждый в отдельности -
прямые, крепкие, золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое,
сливаются в густую чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса -
шишкинского леса. Художнику здесь все дорого: и старые сосны, и совсем юные сосенки,
едва поднявшиеся над землей. Разлапистые ветви, хвоя, яркая и теплая на свету и мрачная
в тени, прозрачная вода, серый камень, зеленая трава, серо-зеленый мох, выбравшиеся
наружу из земли кривые корни - все детали замечает художник. Но при этом он
помнит о главном и особенно его выделяет. А главное в этой картине что?... Да,
конечно, отборные, стройные стволы зрелых могучих сосен. Из таких деревьев
раньше строили корабли. Оттого и роща называется корабельной.
3
Вопросы: - Как художник расположил деревья? Что больше всего бросается в глаза?
- Можно ли сказать, что лес освещается солнечным светом?
- Как это передано? Какие цвета использовал художник?
- Почему в глубине лес темный?
- Как Иван Иванович Шишкин назвал картину?
На следующих занятиях мы с вами еще поговорим о прекрасных картинах И. И.
Шишкина. А сейчас я вам предлагаю нарисовать свою картину леса, глядя на
репродукции картин И. И. Шишкина.