Напоминание

"Живой урок", "В гости к весне" 1-2 класс


Автор: Антонюк Анастасия Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ п.Полевой"
Населённый пункт: п.Полевой, Челябинская область, Сосновский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Живой урок", "В гости к весне" 1-2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На заседании ШМО На методическом совете Директор МОУ СОШ

п.Полевой учителей нач. классов МОУ СОШ п.Полевой

___________________ _______________ ________________ Вишневский В.Л.

Протокол № ______ Протокол № ______ Приказ № _____________

от «_____» ________2015г. от «_____» ________2015г. от «_____» ________2015г

Конспект «живого урока» по окружающему миру. 1-2классы.

«В гости к весне». Экскурсия.

Учитель: Антонюк А.Е

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Полевой»

Проведение «Живого урока»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «В гости к весне!»

Место проведения: лес

Время проведения: конец апреля – начало мая

Продолжительность экскурсии: 2 часа.

Оборудование: компасы, лупы, пластилин, .

Участники: обучающиеся 1-2 классов.

Первая встреча с обучающимися и разговор о предстоящей пешей

прогулки для проведения «Живого урока», вызывало у обучающихся

радость. Они с большим интересом готовились к ней и с нетерпением

ожидали его проведения.

Проведение «Живого урока» проводится в близлежащем лесу от

школы. Лес смешанный: берёзы, сосны осины. Около леса отдельно стоящие

деревья вербы. В лесу муравейник, посадки берёз и сосен.

План проведения экскурсии, намеченный учителем,

соответствовал выделенным направлениям наблюдений весенних изменений

в природе конца апреля, начала мая.

1. Для начала учащиеся определяют направление маршрута по компасу

после установки учителя.

2. По приходу к месту проведения «Живого урока» наблюдают цвет

неба, расположение солнца по отношению к горизонту, облаков. Делают

заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение,

солнце не только светит, но и греет. Облака весной часто кучевые.

3. Учитель просит детей определить в какой лес мы пришли.

Определили, что лес смешанный.

4. Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и

развития растений в этот период весны. Учащиеся рассматривали и

характеризовали деревья: вербу. берёзу, осину и сосну. Определили, что

происходят с деревьями весной.

Подметили, что на земле много

прошлогодней листвы, посмотрели как зацветает верба. Многих

детей

заинтересовало углубление около осины, решили, что это нора. Учитель

объяснил, что с приходом весны кора деревьев становится ярче, начинается

сокодвижение.

После

этих

разъяснений

дети

стали

внимательнее

рассматривать березу и т обнаружили сережки – длинные желтоватые и

небольшие зеленые цилиндрики. Они сделали правильное предположение,

что это цветки дерева. Учитель уточнил, что в конце лета–начале осени в

сережках созревают семена, сережки рассыпаются, и очень мелкие семена с

небольшими крылышками разносятся ветром на большие расстояния. Так

при благоприятных условиях может вырасти молодая березка. В данном

лесу условия были благоприятные, т.к вокруг очень много молодых берёзок

и сосёнок. Учитель предложил продолжить наблюдения за изменением в

жизни берёз на территории школы в течение нескольких дней и определить

насколько быстро растут листочки весной. Обучающиеся рассматривают

сосну. Учитель рассказывает почему у сосны нет нижних веток.

Для того чтобы сделать яркими представления о том как просыпаются

деревья весной, сопереживания момента бурного возрождения природы,

учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы,

открытки деревьев. Учитель использует игровые приемы, загадки.

5. В ходе урока учитель сообщает дополнительные сведения о ярусах

леса. Дети находят мох. Определяют по компасу верно ли утверждение, что

мох на деревья является природным ориентиром и указывает на север.

6. Далее учитель раздал детям лупы и попросил поискать насекомых

на пнях и деревьях. Дети были очень воодушевлены данным заданием. Так

определили, что с приходом весны просыпаются насекомые и пауки,

определили главное отличие их друг от друга, количество ног.

Провели наблюдение у муравейника. Учитель рассказал о жизни

данных насекомых. Увидели бабочек.

7.

Посетив

место

скопления

погрызённых

сосновых

шишек,

поговорили о белках, дятлах.

8. На свежем воздухе у ребят разыгрался аппетит и здесь стал уместен

горячий чай и пряники, которые взяли с собой. На месте чаепития было

предложено послушать звуки леса. Обучающиеся услышали голоса птиц –

свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону. Поскольку птицы были

в полете и их было трудно рассмотреть, учитель решил восполнить

наблюдения и подготовил несколько иллюстраций. Дети рассматривали

рисунки грача, скворца, вороны, воробьев. Сделали вывод, что грач и ворона

похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения,

формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют

зимующими и перелетными.

9. Ребята увидели вставленные трубочки в берёзы и тем самым подвели

разговор к тому, что благодаря сокодвижению, дерево живёт, получает

питательные вещества, а человек использует сок для себя. Учитель делает

вывод, что данное дерево может погибнуть, а ведь ему понадобилось 10-20

лет, чтобы вырасти и радовать нас своей красотой.

10.

На поляне учитель рассказал о первоцветах, нашли только «Мать –и

– мачеху» и были очень рады. Рассказ сопровождался иллюстрациями.

11. В конце урока учитель возвращает школьников к обозначенной

теме урока: "В гости к весне". Дети вспоминают, что они увидели. Подводит

некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные

наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Проводится

игра «Совы и вороны» для закрепления полученных знаний. А для поднятия

настроения игра «Дрозд». Всем очень понравилось. Уставшие, но весёлые

определили обратный маршрут по компасу и пошли в школу. Во время

обратной дороги дети вспоминали, то. Что им больше всего понравилось.

Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе

учитель будет проводить в классе в соответствии с расписанием занятий по

предмету "Окружающий мир". Предлагаются сделать «фоторисунки» "Моя

весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир".

Участки

(этапы)

перемеще

ния

по

маршруту

Места

остановки

Объекты

показа

Время

(мин)

Основное

содержание

информации

Организацио

нные

указания

Методически

е указания

МОУ

СОШ

п.Полево

й

-

-

10 мин.

Введение к теме

урока «В гости к

весне» Правила

по ТБ.

Построение

по парам.

После

информационн

ого

вступления и

начала

движения

к первому

объекту дать

введение к теме

экскурсии.

МОУ

СОШ

п.Полево

й

Перекрёсто

к улиц

Центральн

ой и Мира.

Стороны

света.

4 мин.

Определение

направления

движения по

компасу.

Работа в

парах.

Компас кладём

на ладонь,

красная

стрелка

указывает

направление на

север.

По ул.

Централь

ная.

Перекрёсто

к ул.

Центральн

ой и

Молодёжн

ой.

Стороны

света.

4 мин.

Определение

направления

движения по

компасу.

Работа в

парах.

По компасу

определить

изменение

направления.

По ул.

Молодёж

ная до

поворота

в лес.

Перекрёсто

к ул.Мира

и

просёлочно

й дороге в

лес

Стороны

света.

4 мин.

Определение

направления

движения по

компасу.

Работа в

парах.

По компасу

определить

изменение

направления.

По

просёлоч

ной

Поляна

около леса.

Солнце

небо,

земля.

10 мин.

Изменения в

неживой

природе.

Работать

организован

но, не

Определить

какие

изменения

дороге до

поляны

около

леса.

Наблюдение за

объектами

показа.

Практическое

исследование,

что солнце греет.

рабегаться.

произошли в

неживой

природе с

приходом

зимы.

От

поляны

до

тропинки

в лес.

Лес.

Лес.

3 мин.

Определение

типа леса.

Наблюдение за

объектами

показа.

Обратить

внимание,

какие

деревья

растут в

лесу.

Отметить, что

лес

смешанный.

По лесу

до дерева

верба.

Дерево

верба.

Дерево

Верба.

3 мин.

Описание дерева

верба, его

особенностей.

Наблюдение за

объектами

показа.

Рассматрива

ем кору

почки,

прошлогодн

юю листву.

Рассказ о том,

что верба

первая

просыпается от

зимнего сна.

От вербы

до дерева

осины.

Дерево

осина.

Дерево

осина.

3 мин.

Описание дерева

осина, его

особенностей.

Наблюдение за

объектами

показа.

Рассматрива

ем кору

почки,

прошлогодн

юю листву.

Рассказ о том,

что на самом

деле, осина не

«трусливое»

дерево, а

смелое,

храброе,

напористое.

От дерева

осины до

дерева

берёза.

Дерево

берёза.

Дерево

берёза.

3 мин.

Описание дерева

берёза, его

особенностей.

Наблюдение за

объектами

показа. Ответы

на вопросы.

Работа с

компасом.

Напомнить

правила

работы с

компасом.

Рассматрива

ем кору

почки,

прошлогодн

юю листву.

Отметить, что

берёза

единственное в

мире

белоствольное

дерево,

природный

ориентир (мох,

наросты с

северной

стороны).

Проверка

народной

приметы с

помощью

компаса.

От дерева

осина до

дерева

Дерево

сосна.

Дерево

сосна

3 мин.

Описание дерева

сосна, его

особенностей.

Рассматрива

ем кору

почки,

Отметить, чем

отличается

сосна от других

сосна.

Наблюдение за

объектами

показа. Беседа.

прошлогодн

юю листву.

деревьев,

почему снизу у

дерева нет

веток.

От дерева

сосна до

поляны,

кружённо

й

раститель

ностью.

Поляна.

Вся

растител

ьность

леса.

3 мин.

Определение

яростности леса.

Беседа по

вопросам.

Обращать

внимание на

организован

ность,

вовлечение в

беседу всех

детей.

Рассказ о

четырёх ярусах

леса.

Поляна.

Насеком

ые.

5мин.

Нахождение

насекомых на

деревьях, пнях, в

траве,

рассматривание

их с помощью

лупы, подсчёт

количества ног.

Обращать

внимание на

организован

ность,

вовлечение в

работу всех

детей.

Отметить, что у

насекомых 6

ног, а у пауков

8.

От

поляны

до

муравейн

ика.

Муравейни

к.

Муравьи

,

муравей

ник.

3 мин.

Наблюдение за

муравьями,

рассказ о

муравьях.

Обращать

внимание на

организован

ность,

вовлечение в

работу всех

детей.

Рассказать, что

муравейник это

одна большая

семья и у

каждого своя

работа. У

муравьёв есть

один «друг» -

бабочка

голубянка.

От

муравейн

ика до

места, где

много

погрызён

ных

шишек.

Посадки

сосен.

Погрызё

нные

шишки.

3 мин.

Рассматривание

шишек,

иллюстраций.

Определение,

кто мог бы есть

семена шишек.

Обращать

внимание на

организован

ность,

вовлечение в

работу всех

детей.

Сказать ,что

питаться

шишками

могут белки,

дятлы, клесты.

От места,

где много

погрызён

ных

шишек до

посадок

сосен.

Посадки

сосен.

Поляна

у

посадок.

10

мин.

Чаепитие.

Напомнить,

что мусор не

разбрасывае

м, далеко не

отходим.

От

посадок

сосен до

Берёзы со

вставленны

ми

Берёзы

со

вставлен

3 мин.

Наблюдение за

сокодвижением,

за тем как люди

Обращать

внимание на

организован

Напомнить, что

дерево, из

которого течёт

места. где

люди

набирают

берёзовы

й сок.

трубочкам

и.

ными

трубочк

ами.

губят природу.

ность,

вовлечение в

работу всех

детей.

сок, вскоре

может

погибнуть.

От места.

где люди

набирают

берёзовы

й сок до

поляны в

начале

леса.

Поляна.

Птицы.

3 мин.

Слушаем голоса

птиц, наблюдаем

за птицами.

Рассматриваем

иллюстрации.

Обращать

внимание на

организован

ность,

вовлечение в

работу всех

детей.

Так как в

полёте птиц

плохо видно

показываем

иллюстрации,

сравниваем

грача и ворону.

От

поляны в

начале

леса до

поляны

перед

лесом.

Поляна.

Первые

травы,

первоцв

еты.

3 мин.

Наблюдение за

мать- и мачехой.

Рассказ о других

первоцветах с

показом

иллюстраций.

Напомнить,

что рвать

цветы не

надо.

Отметить,

что

первоцветы мы

называем

весенние

цветы, которые

появляются

тогда,

когда

снежный

покров

сошёл,

или

только

начинает

сходить.

Поляна.

-

-

Подведение

итогов.

Вспомнить какие

изменения

произошли в

живой и

неживой

природе весной.

Использоват

ь игровые

моменты с

вовлечением

всех

участников

урока.

Чётко подвести

итог самой.

От

поляны

перед

лесом до

МОУ

СОШ п.

Полевой.

-

-

-

Напомнить

правила

движения в

колонне.

Обращать

внимание на

организован

ность

Контролироват

ь

порядок

движения

колонны.

«В гости к весне!»

Подготовка учителя к экскурсии:

Спланировать

маршрут

«Живого

урока»

по

местам

с

различной

растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности

пробуждения природы ).

Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

Провести беседу об охране природы.

I. Организационный момент

— Добрый день, юные друзья! Сегодня у нас пройдёт необычный урок,урок

не в классе, а на природе. Учиться мы будем не по книгам, а получать знания

из того, что увидим вокруг, будем наблюдать, проводить исследования,

сравнивать, работать с лупой и компасом, чтобы ответить на многие

вопросы. Наш обычный урок превратится в «Живой урок», который тоже

имеет свою тему, и связан с приходом нового времени года.

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,

-Значит к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,

- Значит к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет,

- Значит к нам пришла... (весна).

(А. Некрасова.)

—Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши

края. Весна — это прекрасное время года,

пожалуй, самое радостное,

красочное, шумное. Почему я его так назвала?

(Радостное оно потому, что с каждым днём становится теплее, солнышко

весело светит. Красочное потому, что появляются зелёные листья и разной

окраски цветки – розовые, жёлтые, голубые, фиолетовые. Шумное потому,

что бегут ручьи, гремит гром, щебечут птицы.)

—И в то же время весной в лесу небезопасно. Проверьте вашу одежду.

Хорошо ли вы заправили брюки в носки? Кофту в брюки? Есть ли головной

убор? Как можно меньше участков тела должно остаться открытым. Это

защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

—А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу, какие правила вы

изучали?

(Нельзя разжигать костер в лесу в пожароопасное время, необходимо

тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли

он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты

можно составлять только из тех растений, которые выращены

человеком.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения,

деревья остаются в природе.

Нельзя шуметь, чтобы не распугать птиц и зверей!

Нельзя ловить бабочек и других насекомых!

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам,

чтобы растения не погибли от вытаптывания.)

Учитель:Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила

поведения в природе, но и сумели их объяснить. А еще нельзя трогать

руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми, не сходить с

тропы, чтобы не потеряться.

Вы готовы в путь?

(Да!)

Учитель. Послушайте стихотворение и ответьте, что же мы будем искать в

весеннем лесу?

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

(Мы будем искать ответы на вопросы о весне.)

Учитель:- Правильно, мы постараемся найти ответы на многие вопросы.

1.Какие

изменения

произошли

в

природе

по

сравнению

с

зимой?

2.Какая погода весной, какие явления природы можно наблюдать с приходом

весны?

3.Как изменились почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли

на

них

цветки

и

листья?

4.Изменился

ли

внешний

вид

хвойных

деревьев?

5.Появились

ли

цветущие

травянистые

растения?

6.Понаблюдать,появились

ли

насекомые.

7.Выяснить,прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их

голоса.

От выхода со школы до входа в парк при помощи компаса определяем в

каком

направлении

держим

путь,

фиксируя

записи

на

планшете.

По мере приближения к лесу учитель обращает внимание учащихся на

красоту весеннего пейзажа, на зелёную дымку над деревьями, на общий вид

леса.

Учитель: Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня

нам на «Живом уроке».

-Солнце светит или греет?

-Капуста-ягода или фрукт?

-Бабочка бегает или летает?

-На небе 2 луны или ни одной?

-В огороде сеют репу или пшеницу?

- У реки два берега или один?

- У нас в деревни реки или пруды?

-Сейчас весна или зима?

-А что такое лес? Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга? Рассмотрите внимательно растения,

окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь. (Ответы детей).

Учитель: Первая остановка.Изменения в неживой природе.

Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны? А под-

сказки вы найдете на плакате «Солнце, облака, не земле — проталины,

ручейки»(Ответы

детей.)

Началом природной весны считают появление первых проталинок. Солнце

поднимается все выше и выше, посылает больше лучей на землю. Лучи

солнца греют лицо и руки. Никогда зимой не бывает такого горячего

слепящего солнца.

Мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Давайте повернёмся лицом к солнцу, поднимем голову и закроем глаза.

Мы почувствуем тепло солнца на лице.

А посмотрите на небо - сейчас оно синее-синее. Солнце встает раньше 7

часов утра и заходит около 7 часов вечера. На небе весной появляются

кучевые

облака.

Чем

кучевые

облака

отличаются

от

зимних? (Ответы

детей.)

Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы дыма, они движутся доволь-

но быстро. Обычно кучевые облака бывают только днем. С утра собираются,

днем клубятся и громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. Иногда эти

облака и совсем не появляются на протяжении всего дня. Это признак

устойчивой хорошей погоды. Когда же кучевые облака становятся темными,

то скоро надо ожидать грозы. Внезапно темнеет небо. Все птицы смолкают.

В теплом воздухе наступает тишина. Вдруг начинается ливень, который так

нужен растениям, однако это ненадолго. Небо быстро проясняется и уже

снова сияет солнце, повсюду сверкают ручьи, громче прежнего поют птицы.

Учитель:

Вторая

остановка.«Деревья

и

кустарники

весной»

-Посмотрите на лес издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?

Учитель: Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое

растет вон на той полянке.

1.Вы знаете, как называется это дерево? (Ответы детей)

Это верба. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви,

которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы

видим цветы вербы, серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются

на

вербе

в

самом

начале

весны.

Верба! Её ветки первыми оживают весной, просыпаются от зимнего сна.

2. Подойдем к осине. Гладкий ствол, покрытый светло-оливковой корой,

округлые выемчато-зубчатые листья на длинных черешках. Опыляет осину

ветер. Огромная заслуга осины перед животным миром: она кормилица

лесных жителей, но люди к ней относились с недоверием. «Дрожит как

осиновый лист» поежится человек, поморщится и помянет недобрым словом.

В общем, досталось осине от человека. На самом деле, осина не трусливое

дерево, а смелое, храброе, напористое.

Эта осина всех выше в лесу –

Вышла на встречу:

Всех остальных заслоню и спасу,

За всех отвечу.

Л. Тараканова

На вырубках и гарях поселяется одной из первых.

3.«Ее узнаешь по простой примете:

нет дерева белей на свете».

-Береза.

-Какого цвета кора у берёзы? (кора белая с черными полосками).

- Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы

светлая, слоистая, ее называют берестой.

- Проведите по коре рукой. Какая она на ощупь? (ответы детей)

-Посмотрите, какие у березы тонкие веточки.

- А как вы думаете, можно ли проверить, пробудилось дерево или нет?

(Ответы детей.)

- Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза по

бегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу.

Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т. к. влага, которая напитала

бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь

для того, чтобы его вырастить, понадобится 40—50 лет.

- Обнимите дерево, чтобы оно почувствовало наше тепло.

- В народе есть такая примета: если из березы течет много сока, то лето будет

дождливое.

- Есть ли листья? Какого они цвета?

(Учащиеся рассматриваю растение и делают вывод).

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных

деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые

барашки, цветы, затем появляются листья).

Береза – прекрасное дерево для ориентирования на местности. Она очень

любит свет, кора ее всегда белее и чище с южной стороны. Трещины,

неровности и наросты встречаются на северной стороне этого дерева.

4. Пока березка растет, она закрывает собой елочку, как заботливая няня. В

старости же елочка заботится о березке.

В народе говорят: «В березовом – веселиться, в еловом – трудиться, в

сосновом бору только молиться!». Редко сосны опускают свои ветви-крылья,

вырастая, они сбрасывают с себя все, что остается в тени. Их ветки

устремлены вверх, как будто уносят дерево к небу. И человеку, когда он

входит в сосновый бор и поднимает вверх голову, кажется, будто какие-то

неведомые силы стремят его ввысь.

С головы зелена,

Стволом красна,

Высока, стройна

Растет сосна.

Как невеста на выданье,

На большом пиру –

Лучшей не видано

Во всем бору.

А. Яшин

-Найдите сосну. Рассмотрите ее. Выделите признаки, по которым вы узнали,

что это сосна(ствол, ветви, хвоя).

Учитель : Не мешают ли расти друг другу растения леса?(Нет, потому

что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник,

еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения

первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники,

мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз

для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и

почему? (Борьба за свет и тепло…)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца?

(Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их

рост.)

Игра «Найди дерево»

- Учитель раздаёт загадки. Кто догадается и отгадает, должен бежать к

свой отгадке.

Игра: найди дерево.

Как мачты корабельные

Над лесом поднялись

Стоят стволы смолистые

И смотрят сверху вниз

Зелёные короны

Ни перед кем не снимут,

И лишь на небе облака

Их ласково обнимут.(сосна)

Хоть

неплохо

я

одета,

Бьет

озноб

меня

всегда.

И

весной,

и

жарким

летам

Вся дрожу, как в холода. (осина)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.(береза)

Пушистые

комочки

Расселись

на

пруточке.

Весною зацветает,

И Пасху зазывает. (верба)

Учитель: Третья остановка.«Насекомые весной»

-А что мы можем увидеть в парке с помощью лупы?

-Подойдите к любому дереву с лупой и внимательно рассмотрите. Каких

насекомых вы увидели?

-Где еще можно увидеть насекомых? (Дети наблюдают за насекомыми в

траве)

-Какие насекомые по размеру? Чем они питаются?

-А кого называют санитарами леса? В каких домиках живут муравьи?

-А вот и первые комары – кусаки. Сколько неприятных ощущений они

доставляют нам в лесу. Кусаки – это самки. Самцы – очень благородны, они

питаются нектарами цветов и являются почти единственными на севере

насекомыми – опылителями.

Самые трудолюбивые санитары леса – это муравьи.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник

не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода.

Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена

растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев

уничтожает

за

лето

до

2

миллионов

насекомых-вредителей.

Лес здоров, если на каждый гектар приходится, по крайней мере, четыре

муравейника. Установлено, что если бы леса остались без муравьев, то урон,

нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром. В среднем в свое

гнездо муравьи ежеминутно приносят по 2-3 десятка насекомых, за час –

полтысячи, за день около 20 тысяч вредителей леса. При этом муравейник –

лишь часть колонии, колония же насчитывает до 20 гнезд и может

существовать до 100 лет. В муравьиных колониях своя иерархия: есть

муравьи – няньки, уборщицы, строители, добытчики корма и строительного

материала.

Иначе

их

называют

фуражирами

(разведчики,

охотники,

носильщики).

А

каких

насекомых

мы

можем

встретить

в

лесу?

Отгадайте

мои

загадки.

Домовитая

хозяйка

Пролетает

над

лужайкой,

Похлопочет

над

цветком-

Он поделится медком. (пчела)

--Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела

успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг.меда одной пчеле

нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов

цветков

На

ромашку

у

ворот

Опустился

вертолет-

Золотистые

глаза-

Кто же это?... (стрекоза)

Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы

схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-

коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз

надо

беречь.

Над

цветком

порхает,

пляшет,

Веером

узорным

машет.

(бабочка)

Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)

--Если нам повезет, то, может быть, мы встретим и друга муравья –

голубянку. Голубянка – это бабочка, их более 1000 видов, различных

цветов. У нас на севере белые. Любят клевер. Гусеница голубянки живет в

муравейнике, когда она окуклится, муравьи оберегают куколку, а затем

помогают бабочке выбраться из муравейника. Такая бескорыстная дружба!

Но нам уже пора! Впереди нас ждет другая стоянка.

Учитель: Четвёртая остановка.«Лесные «жители»

Подходим к месту где много погрызенных сосновых шишек.

-Перелетая с дерева на дерево, стайки клестов «сбивают» на землю огромное

количество еловых (или сосновых) шишек, так как в процессе извлечения

семян часто роняют их.

-Рядом с птичьими гнездами соседствует белка. Она великолепно лазает и

прыгает по деревьям. Живет она в дупле, если его нет, то строит гнездо.

Главный корм для белки – семена хвойных деревьев, побеги, почки деревьев,

а также яйца птиц и птенцы. Делает зимние запасы, пряча их в дупле или в

шаровидном гнезде, которое называют гайно.

Учитель: Пятая остановка.«Мёртвая стоянка»

-Ее не надо долго искать. Она везде, где побывал человек. Посмотрите

вокруг:

свалка

мусора,

обгорелые

деревья,

отходы

продуктов,

кучи

консервных банок. Все это дело рук человеческих. На этой стоянке

вспоминается фантастический рассказ американского писателя А. Лентини

«Дерево», события происходят в городе Бостоне ХХI века. Это печальный

рассказ мальчика о посещении единственного уцелевшего в городе дерева.

Не все обитатели города могли похвастаться такой удачей: увидеть живое

дерево, которое было окружено высокой оградой из металлической сетки.

Все остальные деревья в городе были сделаны из пластика, в них не было

того, что есть в настоящем дереве: свежего и живого запаха. Мальчику не

хотелось уходить, он любовался единственным живым деревом. В траве

около дерева он что-то подобрал. Долго рассматривал, ощупывал, он не мог

понять, что это такое. Интуиция подсказала, наверное, это «желудь».

Это фантастический рассказ, гипербола. Но все мы хорошо понимаем, что

если во время не остановить людей, губящих природу, то, в какое

разоренное, грязное, мертвое пространство превратится наша планета.

-А теперь подойдём к дереву, котороё скоро погибнет, человек сам это

делает, смотрите как человек его губит.( Берёзовый сок). А мы ведь знаем,

что благодаря сокодвижению, дерево живёт, получает питательные вещества.

Учитель: Шестая остановка.«Птицы весной»

-А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?( Мы слышим

пение птиц).

-Какое пение?( Пение птиц звонкое, радостное, веселое).

-Почему птицы поют так радостно?(Они вернулись на родину из теплых

стран, где провели зиму).

- Что они делают сейчас?(Они строят гнезда, а потом будут выводить

птенцов).

(Грачи за год уничтожают 8 тысяч червяков, которые уничтожают корни

культурных растений.

Соловьи, как и люди – долго учатся петь. Только на третий год жизни они

становятся певцами).

Решение проблемной ситуации

-Как вы поступите, когда найдете птичье гнездо?

-Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети

могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

Учитель: Шестая остановка.«Травы - первоцветы»

- Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам,

не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и

трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают,

что солнышко – на их стороне. А это что-нибудь да значит!

-Какие растения мы называем первоцветами?

Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда,

когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить.

Есть такой хороший месяц под названием «март». Этот месяц радует нас

припекающим солнышком, лазурного цвета небом, первыми проталинами. А

на проталинах появляются первоцветы.

-Известно, что у каждого вида цветов своё время цветения. Кому-то нравится

жаркое, нарядное лето, кому-то мила осенняя пора, а есть такие «храбрые»

цветы, которым не страшна холодная погода, к таким цветам относятся

первоцветы. Первоцветы – это растения не только марта, но и других

весенних месяцев.

Растения весной просыпаются. Весеннее солнце не даёт им спать, и они

начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на

лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.

Цветы-первоцветы

Какие красивые названия у первоцветов! Нежные, весенние, красочные.

Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца,

раскрываются вновь.

Первоцвет перелеска – самый «звёздный» весенний цветок. Почему? Потому

что когда смотришь на него, то, кажется, что в одно место сбежались

маленькие звёздочки.

Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы

мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки.

Ветреница – самый «ветреный» первоцвет. Отчего? Оттого, что цветочки

покачиваются на тонких стебельках даже от тихих порывов ветра.

Пролеска – самый «морской» первоцвет. В связи с чем? Просто во время

щедрого цветения довольно большая территория заполняется «синими

брызгами», они сливаются, образуя «синее море».

Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти,

набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте

появились новые, крепкие, красивые первоцветы.

Закрепление увиденного вокруг

Дидактическая игра «Тайны природы»

- Задание детям: разбежаться по парку, найти свою «природную

тайну», рассказать о ней.

Сбор природного материала для уроков трудового обучения

- Присмотритесь, поищите и найдите интересные по форме веточки,

которые вы бы могли использовать для изготовления поделок на уроках

трудового обучения.

-Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий,

своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой

природе. Давайте вооружимся компасами и построим свой маршрут в

обратном

направлении.

4.Подведение

итогов

урока

(Этот этап проводится в школе.На доске составляется схема «Весенние

изменения

в

природе,наблюдаемые

на

экскурсии».

На

листах

А4

составляется схема направления движения к парку и схема обратного пути со

сторонами горизонта,которые ребята фиксировали при помощи компаса

Начался листопад.

На деревьях появляются почки.

Температура воздуха ниже нуля.

Птицы прилетают с юга.

Появляются проталины.

Растаял снег.

Солнце светит чаще.

Земля покрылась снегом.

Появляется трава.

Становится теплее.

Птицы улетели на юг.

Созревают яблони.

Цвет коры деревьев более яркий.

Описание игры «Сколько звуков

Вы предлагаете детям удобно расположиться на берегу моря или в лесу.

Попросите их закрыть глаза и прислушаться только к звукам, которые они

слышат вокруг себя. На правой руке предложите их загибать пальцы в

соответствии с количеством природных звуков (шум воды, пение птиц и т.д.)

на левой руке- неприродным звукам (звуки моторных лодок, шум машин).

После 5-10 минут такой сосредоточенности проведите обсуждение.

Задайте вопросы:.

Какие природные звуки были слышны?

Какие чувства возникали при восприятии природных и неприродных

звуков?

Какие звуки были более приятны для слуха?

Игра ‹‹Дрозд››

Место проведения: класс, лес.

Участники: ребята разных возрастов.

Цель: познакомиться с ребятами.

Ход игры. Игроки образуют два круга, равные по численности. Внутренний

круг – юноши, внешний – девушки. Внутренний круг поворачивается спиной

в центр, а внешний – лицом к центру (образуются пары). Далее все вместе

произносят следующие слова (при этом также выполняя определенные

движения): «Я дрозд и ты дрозд (открытой ладонью показывают на себя и

соседа). У меня нос и у тебя нос (прикасаются кончиками пальцев к своему

носу и к носу соседа). У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие

(прикасаются к своим щечкам и к щечкам соседа). У меня губки сладенькие и

у тебя губки сладенькие (прикасаются к своим губам и к губам соседа). Мы с

тобой два друга, мы любим, друг друга (обнимаются или пожимают руки,

называя при этом свои имена)». После этого внешний круг делает шаг

вправо, и образуются новые пары. Игра продолжается.



В раздел образования