Автор: Патрушева Ирина Николаевна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Заларинский агропромышленный техникум Населённый пункт: поселок Заларистатья Наименование материала: статья Тема: Инновационные приемы и методы на уроках истории Раздел: среднее профессиональное
Актуальные технологии и методы обучения на уроках истории
«
Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее
однообразия» К.Д.Ушинский
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего
тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему
появления новых идей и людей, мыслящих и действующих
нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и
оптимальному управлению деятельностью других людей и своей
собственной для достижения социально значимых целей.
Поэтому
одной
из
главных
задач
обучения
истории
является
необходимость заинтересовать студентов предметом, вызвать у них
интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать
их познавательную деятельность.
Существует много методов и технологий обучения. В своей
деятельности я использую и работаю по технологии критического
мышления, использую метод ментальной карты и кейс метод
активно использую на своих уроках мозговой штурм, ролевую и
деловую игру, дебаты, метод «Синквейн».
Остановлюсь на методе «Синквейн»
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по
определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – Фраза из 4 слов, связывающая отношение автора к теме.
5 строка – Вывод, завершение темы, выраженной любой частью
речи
Данный
метод
применяю
в
основном
при
повторительно
–
обощающих уроках.
В целях активизации самостоятельной деятельности возвращаюсь
к одному и тому же факту, по-разному формулируя вопросы. Так,
например, на уроке по теме “Ледовое побоище” такие вопросы:
-
Почему
немецкие
и
шведские
рыцари
старались
захватить
прибалтийские и русские земли?
- Рассмотрите схему Ледового побоища. Почему именно так, а не
иначе построил свои полки Александр Невский?
-
Почему
битва
на
Чудском
озере
называется
Ледовым
побоищем?
Использую также метод Инсет
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность
сохранить
интерес
к
теме
и
тексту
учебника,
к
различным
историческим источникам. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».
«v»
«+»
« - »
«?»
Поставьте
этот
знак
на
полях,
е сли
т о ,
ч т о
в ы
читаете,
соответствует
т о м у ,
ч т о
з н а е т е
и л и
думали,
что
знаете
Поставьте
этот
знак
на
полях,
е с л и
т о ,
ч т о
в ы
читаете,
для
вас
является
новым
Поставьте
этот
знак
на
полях,
если то, что вы
читаете,
противоречит
тому,
что
вы
уже
знали
или
д у м а л и ,
ч т о
знаете
Поставьте
этот
знак
на
полях,
е сли
т о ,
ч т о
в ы
читаете,
непонятно,
или вы хотели
бы
получить
более
подробные
сведения
по
данному
вопросу
После работы с текстом идёт активное обсуждение прочитанного на
значок
«?»,
есть
учащиеся,
которые
могут
подсказать
ответ
товарищу по группе.
Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация,
касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в
тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре
находится ключевое понятие. Последующие ассоциации
обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В
результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой
теме.
Данный прием позволяет каждому обучающемуся выйти на
собственное целеполагание, выделить значимые именно для него
понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать
лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и,
объединив их в связное высказывание, тренировать различные
грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития
сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с
данным приемом таковы: возможные предположения обучающихся
моделируют дальнейший финал данного рассказа или
повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения,
которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и
"вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец,
"листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу
того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно
использовать на стадии закрепления с целью анализа какой – либо
проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Данный
прием использую на теме Феодальная раздробленность на Руси..
Использовала метод ментальной карты- это техника
представления любого события или процесса в графической
форме.