Напоминание

"Народные движения 17 века".


Автор: Небылица Дмитрий Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №93
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Разработка урока по истории России в 7 классе
Тема: "Народные движения 17 века".
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «СОШ№93»

Учитель истории Небылица

Дмитрий Александрович

Урок истории России в 7 классе

по теме «Народные движения 17 века».

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать представление о народных движениях XVII века.

Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений

XVII века;

Развивающие:

Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать

выводы;

Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию,

устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: презентация

«Бунташный

век»,

мультимедийный

проектор, компьютер.

учебная карта

Ход урока

1. Организационный момент – 1 минута

Здравствуйте! Начнем наш урок с проверки домашнего задания. На прошлом

уроке мы изучали тему «Церковный раскол». Внимание на доску.

2. Проверка домашнего задания (по теме «Церковный раскол») – 6 минут

1. Компьютерный вариант проверки:

1 задание – Кто они?

( слайд 2 и 3)

Портреты

Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

- Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским

и всея Руси.

Управлял страной вместе со своим неопытным

сыном.

(Митрополит Филарет)

- Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после

смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке.

(Царь Алексей Михайлович)

- Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во

внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство

выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов

был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)

-

Руководитель старообрядцев.

За свои взгляды был лишён места в

московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность,

приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

2 задание – даты (слайд 4) Какие событие произошли в эти годы?

-1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом

Московским и всея Руси.

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена

церковным собором

- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном

3 задание – Объясните понятия: (слайд 5)

- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян,

проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти

феодала

-

Раскол

- религиозно-общественное движение, возникшее в России в

середине 17 в.

- Протопоп – обиходное название старшего православного священника

(протоиерея).

- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на

сильной, почти неограниченной власти царя

- Соборное Уложение – общерусский свод законов.

- Старообрядцы – противники церковной реформы

3.Новый материал

А) Вступление 5 мин

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от

народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и

потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". И

сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие

бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.

В конце урока вы должны будете дать ответ на следующий вопрос

«Почему XVII век называют «бунташным»? (слайд 6)

Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому

слову. (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)

Сегодня мы познакомимся с новыми народными движениями 17 века.

Запишите тему урока в тетрадь (слайд 7)

Сообщение целей урока:

Цель нашего урока познакомиться с народными движениями XVII

века.

Выявить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги

- Вы будете доказывать свою точку зрения, делать выводы;

- анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-

следственные связи между событиями; и. конечно же, работать с

картой.

Давайте выясним, в чем причины народных выступлений?

(Работа с учебником) Откройте учебник на с. 61, прочитайте 1-й абзац и

назовите причины народных выступлений.

(уч-ся называют причины

выступлений)

- закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

- усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн (что

сказалось на благополучии населения)

- усиление приказной волокиты

- попытка ограничения казачьей вольности

- церковный раскол и расправы со старообрядцами

б) «Соляной бунт» и «Медный бунт» 10 мин

События

XVII

века

объединили

в

стремлении

к

борьбе

против

государственной политики разные сословия и социальные группы. В

выступлениях приняли участия не только представители крестьянства (как

это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев

духовенства.

Сейчас

мы

послушаем

выступления

учащихся

,

которые

они

подготовили дома

«Соляной бунт» и «Медный бунт»

А все учащиеся должны выяснить причины, ход и итоги выступлений .

Результаты занести в сравнительную таблицу «Народные движения в 17

веке» в тетрадях на печатной основе.

Вопросы для сравнения: Дата события, очаг восстания, причина

восстания, участники, результаты)

После выступления детей - проверка выполнения задания в тетради

выборочно и с помощью слайда на экране с заполненной таблицей

- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях (ответы детей

обобщаются)

1.Восставшие не имели четких целей

2. Верили в «доброго» царя

3. Имели плохое вооружение

4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой

Физкультминутка 1 мин (расслабляющие упражнения для

восстановления работоспособности глаз, релаксационная пауза) Давайте

проведем небольшую физкультминутку для глаз

1. Закрыть глаза, зажмуриться, резко открыть.

2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны.

3. Нарисовать глазами перед собой любой предмет.

В) Учитель 10мин

(краткое изложение учебного материала):

Вершиной «бунташного»

века стало восстание

Степана Тимофеевича

Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества.

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление

крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений

(пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного

недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон.

Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и

Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со

времен

Смуты

казачество

представляло

собой

наиболее

активную,

взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна

бежали от крепостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто

хотел стать вольным. (существовало негласное правило «с Дона выдачи нет»,

т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были

профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи,

зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За

Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное

жалованье, а также порох и свинец. Степан Тимофеевич Разин сумел собрать

отважных и непокорных людей. (Сообщение учащегося (биографическая

справка о С.Т.Разине) (слайд 9)

Как вы думаете, почему же началось это восстание? (Ответы детей)

Обсуждение данных причин восстания (слайд 10)

рост повинностей, налогов, оброков крестьян

рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда

ухудшение положения населения

неурожай

эпидемии

проблема беглых на Дону

Учитель:

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:

1 этап – 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами» . Вот как, об этом писал

народ в «Сказаниях о народных восстаниях»:

Разглядеть не успели стрельцы,

Как на струги неслыханно быстро

Налетели в челнах удальцы.

С диким гиканьем, с посвистом страшным

Осаждала суда голытьба.

Царским слугам в бою рукопашном

Приготовила гибель судьба.

Карта (слайд 12) В 1667 г. казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в

поход на Волгу. Блокировав реку, восставшие захватывали торговые суда

русских и персидских купцов. Казаки захватили Яицкий городок. Затем

одержав победу над персидским флотом, получив богатую добычу, летом

1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в

Кагалицком городке. Именно этот поход сделал Разина очень популярной

фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в

1670 г. избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.

Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались

«походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначало

«добыча» (зимняя верхняя одежда).

2-й этап. 1670- 1671 гг.

И дорогами короткими

С Дона к Волге, по степям,

В снаряжении и с лодками

Рать свою повел Степан…

Восстание С.Т.Разина охватило большую часть Российской территории. 19

июля войско повстанцев подошло к Астрахани.

( работа с картой) Весной 1670 г., разинское войско легко овладело

Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов,

Самара,

Саранск.

По всему пути

Разин рассылал «прелестные письма» (т..е.

призывные), в которых подчеркивал, что идет «постоять за великого

государя», будет истреблять чиновников – «приказных» и бояр-изменников,

обещал народу волю вольную, житье сладкое, безбедное.

И туда к Степану тянется

Отовсюду беглый люд,

Кто прийдет, тот и останется

В эти сотни всех берут.

К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.

– Почему восставшие легко одерживали победы? (варианты ответов)

Ой, Симбирск, стена высокая,

Двадцать восемь дней под стенами

Со своими неизменными

Силачами атаманами,

С войском, с пушками, с таранами

Разин город осаждал,

Но Симбирска царь не сдал.

( работа с учебной картой и контурной картой в тетрадях) В сентябре

1670 г., Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада города.

Однако

Симбирск

не

был

взят

восставшими,

так

как

подоспели

правительственные войска из Казани.

В решающем сражении разинцы

потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон,

где укрылся в Черном Яре и вновь стал набирать силы. Но зажиточные

казаки, опасаясь расправы,

выдали Разина

властям. Летом 1671 г.

плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали. А 6 июня

публично четвертовали на Красной площади. (слайд 12)

Также смертной казни были подвержены тысячи восставших. Однако память

о нем долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали

легенды.

В чем причины поражения восстания С.Т. Разина (ответы детей)

стихийность, низкая организованность

отсутствие четких целей у восставших

разнородный социальный состав

разрозненность действий крестьян

4. Закрепление изученного материала. 5 мин

Какие события происходили в данных годах? (слайд 13)

1648 г - (Соляной бунт)

1662 г – (Медный бунт)

1667 г – (Поход за зипунами)

1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)

Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание

С.Т.

Разина,

т.

к.

оно

носило

массовый

характер,

имело

своего

предводителя)

Вспомните и назовите, что обозначает выражения: "поход за зипунами"

(поход за военной добычей), «прелестные письма» (призывные письма

Разина)

Чем закончились данные события? (Восстания были подавлены)

- Покажите на карте города захваченные Степаном Тимофеевичем Разиным.

(Астрахань, Саратов, Самара, Пенза, Царицын, Саранск, Яицкий городок)

И теперь мы с вами, я думаю, можем ответить на проблемный вопрос,

который

был

задан

в

начале

урока:

«Почему

XVII

век

называют

«бунташным»?» (ответы детей)

XVII век вошел в историю, как «бунташный», т..к. меньше, чем за полвека,

кроме мелких восстаний, прошло несколько

мощных выступления.

Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено

прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.

5.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. 2 мин.

Сегодня на уроке класс работал хорошо, слажено, хочется похвалить всех

ребят, но особенно выделить учащихся, подготовивших дополнительный

материал к уроку. Оценки за урок.

Ребята было ли вам сегодня интересно на уроке. Покажите это так, как

выражали своё мнение в Спарте. Если вам интересно поднимите большой

палец вверх, если нет – вниз.

Д\з - (слайд 14) 1. § 8.

2. Ответить на вопросы 1–5

3. По выбору:

* Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А

что отталкивает?

* Нарисовать рисунок – иллюстрацию

Спасибо за сотрудничество на уроке!



В раздел образования