Напоминание

"Совместная работа семьи и педагогов образовательной организации в поликультурном воспитании дошкольников"


Автор: Алиева Дина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 183
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: статью
Тема: "Совместная работа семьи и педагогов образовательной организации в поликультурном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Иркутска детский сад № 183

«Совместная работа семьи и

педагогов образовательной

организации в поликультурном

воспитании дошкольников»

СОСТАВИЛА :

Музыкальный руководитель Алиева Д.В

Иркутск, 2020г.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

является

приобщение

детей

к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Воспитание

патриотических,

духовно-нравственных,

социально-

коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через

познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той

общественной среды, в которой они живут. Знакомство с родным краем, с

историко-культурными,

национальными,

географическими,

природными

особенностями формируют у детей черты характера, которые помогут им

стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о

родной природе, о истории родного края, полученные в детстве, нередко

остаются в памяти человека на всю жизнь.

Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире

доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот

мир – это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые

чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому,

к городу и Родине. В семье ребенок получает первый опыт общения с

людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать,

находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести.

А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках

памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа,

правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли,

архитектура, быт и верование, любимые праздники.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем

смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую

очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем

очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило бурятских людей, о

чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.

Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные

ценности.

Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими

предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он

держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с

нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям

материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным

человечеством, ребенок становится человеком.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам,

педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном

направлении: приобщать детей к истокам

национальной

культуры.

наследием и историей страны, края., умения рассказывать детям сказки и

предания своего народа. Исследования последних лет (В.В.Абраменко,

М.В.Осорина

и

другие) свидетельствуют

о

том,

что под влиянием

современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация

ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы,

воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить

утраченные ценности.

Учитывая, что успешное решение задач воспитания возможно только при

объединении усилий семьи и специалистов дошкольной организации (в

частности воспитателя и музыкального руководителя), можно сделать вывод

об актуальности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

через

организацию

работы

с

родителями.

Именно

дошкольные

образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших

социальных

институтов,

обеспечивающих

воспитательный

процесс

и

реальное взаимодействие родителей, ребенка и социума.

Таким образом, работа с родителями становится формой

сотрудничества с семьей в интересах ребенка,

формирования общих

подходов к поликультурному воспитанию, совместного изучения личности

ребенка, его психофизических особенностей, выработки единых требований

в организации воспитания, в физическом и духовном развитии.

Чтобы вовлечь родителей в работу воспитатели ,совместно с музыкальным

руководителем проводились

различные совместные вечера, «Семейные

гостиные» на

которых

родители

делились опытом воспитания

детей

в

семье, народные

праздники,

зимние

посиделки

«Раз

Иркутским

вечерком….», вечера народных игр и др.

Мы приглашали родителей на дни открытых дверей "Родной край глазами

детей", проведены собрания для родителей "Традиции и культурное наследие

народа Иркутской области".

Также был запущен Педагогический проект совместной работы родителей,

педагогов и воспитанников «Главное – вместе!». В рамках работы в данном

направлении проведены дни культуры

сибирского народа: «Коренные

народы Иркутской области», «Национальные музыкальные инструменты»,

«Сокровище Байкала - Нерпа», «Великий батюшка Байкал!»

, литературная

беседка «Мы любим нашу малую Родину!» .

Дети

готовились

вместе

с

родителями

и

педагогами:

собирали

рецепты

национальных блюд, изготавливали лепбуки, книжки малютки о Байкале, ,

разучивали песни, учили народные танцы , посетили национальный парк.

Каждый придумал защитное слово и рассказал о своем пректе.

Неоценимую педагогическую ценность имеют уроки, полученные нами в

процессе подготовки к мероприятиям. Например : мама Арсалана помогала

воспитателям и музыкальному руководителю при подготовке к выступлению

своего сына. Анна Федоровна высказала слова благодарности педагогам за

то, что ее сын перестал скрывать свою национальность, стал интересоваться

бурятскими музыкальными песнями.

В процессе этой работы был собран богатый теоретический и

наглядный

материал:

родителями

были

подарены

национальные

самотканные коврики , элементы национальных костюмов, , а также

предметы бытовой утвари, и много др. Это послужило открытию в группе

уголка национальной культуры.

Мы, педагоги, вместе с родителями, взаимно обогащая друг друга в процессе

нравственно-патриотического воспитания детей, готовим достойную почву

для решения основной задачи современности - воспитания гражданина с

чувством гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма.

Дети - единственное, что может сплотить всех нас, ибо дети вне политики,

потенциально все гениальны и дороги одинаково всем. Дети - это всегда

надежда нации, это ее бесценный капитал.

Поэтому мы с папами и мамами растим детей, приобщая к национальной

культуре, обычаям и традициям своего народа, к его нравственным

ценностям, воспитываем у детей уважение к культуре народов, населяющих

нашу Иркутскую область..

Надо ли сохранять и доносить до новых поколений сведения о предках, их

культуре, образе жизни? Вот мы и ответили на свой вопрос и считаем:

-Надо! Следующие поколения должны знать и любить свою малую родину,

беречь и сохранять природу. Быть достойными своих отцов и дедов, активно

участвовать в развитии родной Иркутской области.

Список литературы:

1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально

положительного отношения к людям ближайшего национального окружения

путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.

2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира //

Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы

международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер,

Л. И. Эльконинова. – М., 1994;



В раздел образования