Автор: Алиева Дина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 183
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: статью
Тема: "Совместная работа семьи и педагогов образовательной организации в поликультурном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Иркутска детский сад № 183
«Совместная работа семьи и
педагогов образовательной
организации в поликультурном
воспитании дошкольников»
СОСТАВИЛА :
Музыкальный руководитель Алиева Д.В
Иркутск, 2020г.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
приобщение
детей
к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Воспитание
патриотических,
духовно-нравственных,
социально-
коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через
познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той
общественной среды, в которой они живут. Знакомство с родным краем, с
историко-культурными,
национальными,
географическими,
природными
особенностями формируют у детей черты характера, которые помогут им
стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о
родной природе, о истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире
доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот
мир – это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые
чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому,
к городу и Родине. В семье ребенок получает первый опыт общения с
людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать,
находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести.
А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках
памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа,
правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли,
архитектура, быт и верование, любимые праздники.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую
очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем
очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило бурятских людей, о
чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам.
Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные
ценности.
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими
предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он
держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с
нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям
материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным
человечеством, ребенок становится человеком.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам,
педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном
направлении: приобщать детей к истокам
национальной
культуры.
наследием и историей страны, края., умения рассказывать детям сказки и
предания своего народа. Исследования последних лет (В.В.Абраменко,
М.В.Осорина
и
другие) свидетельствуют
о
том,
что под влиянием
современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация
ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы,
воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить
утраченные ценности.
Учитывая, что успешное решение задач воспитания возможно только при
объединении усилий семьи и специалистов дошкольной организации (в
частности воспитателя и музыкального руководителя), можно сделать вывод
об актуальности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
через
организацию
работы
с
родителями.
Именно
дошкольные
образовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших
социальных
институтов,
обеспечивающих
воспитательный
процесс
и
реальное взаимодействие родителей, ребенка и социума.
Таким образом, работа с родителями становится формой
сотрудничества с семьей в интересах ребенка,
формирования общих
подходов к поликультурному воспитанию, совместного изучения личности
ребенка, его психофизических особенностей, выработки единых требований
в организации воспитания, в физическом и духовном развитии.
Чтобы вовлечь родителей в работу воспитатели ,совместно с музыкальным
руководителем проводились
различные совместные вечера, «Семейные
гостиные» на
которых
родители
делились опытом воспитания
детей
в
семье, народные
праздники,
зимние
посиделки
«Раз
Иркутским
вечерком….», вечера народных игр и др.
Мы приглашали родителей на дни открытых дверей "Родной край глазами
детей", проведены собрания для родителей "Традиции и культурное наследие
народа Иркутской области".
Также был запущен Педагогический проект совместной работы родителей,
педагогов и воспитанников «Главное – вместе!». В рамках работы в данном
направлении проведены дни культуры
сибирского народа: «Коренные
народы Иркутской области», «Национальные музыкальные инструменты»,
«Сокровище Байкала - Нерпа», «Великий батюшка Байкал!»
, литературная
беседка «Мы любим нашу малую Родину!» .
Дети
готовились
вместе
с
родителями
и
педагогами:
собирали
рецепты
национальных блюд, изготавливали лепбуки, книжки малютки о Байкале, ,
разучивали песни, учили народные танцы , посетили национальный парк.
Каждый придумал защитное слово и рассказал о своем пректе.
Неоценимую педагогическую ценность имеют уроки, полученные нами в
процессе подготовки к мероприятиям. Например : мама Арсалана помогала
воспитателям и музыкальному руководителю при подготовке к выступлению
своего сына. Анна Федоровна высказала слова благодарности педагогам за
то, что ее сын перестал скрывать свою национальность, стал интересоваться
бурятскими музыкальными песнями.
В процессе этой работы был собран богатый теоретический и
наглядный
материал:
родителями
были
подарены
национальные
самотканные коврики , элементы национальных костюмов, , а также
предметы бытовой утвари, и много др. Это послужило открытию в группе
уголка национальной культуры.
Мы, педагоги, вместе с родителями, взаимно обогащая друг друга в процессе
нравственно-патриотического воспитания детей, готовим достойную почву
для решения основной задачи современности - воспитания гражданина с
чувством гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма.
Дети - единственное, что может сплотить всех нас, ибо дети вне политики,
потенциально все гениальны и дороги одинаково всем. Дети - это всегда
надежда нации, это ее бесценный капитал.
Поэтому мы с папами и мамами растим детей, приобщая к национальной
культуре, обычаям и традициям своего народа, к его нравственным
ценностям, воспитываем у детей уважение к культуре народов, населяющих
нашу Иркутскую область..
Надо ли сохранять и доносить до новых поколений сведения о предках, их
культуре, образе жизни? Вот мы и ответили на свой вопрос и считаем:
-Надо! Следующие поколения должны знать и любить свою малую родину,
беречь и сохранять природу. Быть достойными своих отцов и дедов, активно
участвовать в развитии родной Иркутской области.
Список литературы:
1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально
положительного отношения к людям ближайшего национального окружения
путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира //
Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы
международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер,
Л. И. Эльконинова. – М., 1994;