Автор: Мухамадиева Гульчачак Салимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №121"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование логического мышления на уроках математики в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Формирование логического мышления на уроках математики в
начальных классах
Мухамадиева Гульчачак Салимовна
МАОУ «Лицей №121» г. Казань
Аннотация: В статье преобладает важность логического мышления.
Как раньше начнется этот процесс, тем продуктивен будет результат.
Логическое
мышление
важная
часть
интеллекта.
Именно
математика
представляет реальные возможности для его развития. Представлены основные
формы работы над заданиями, несколько из множеств инновационных
технологий, применяемых на уроках для развития логического мышления.
Выделена наиболее успешная классификация задач по способу действий.
Ключевые слова: логическое мышление, развитие, математика, анализ.
Formation of logical thinking in mathematics lessons in primary classes
Mukhamadieva Gulchachak Salimovna
Municipal Autonomous educational institution “Lyceum №121”, city of Kazan
Abstract: The article is dominated by the importance of logical thinking. The
earlier this process starts, the more productive the result will be. Logical thinking is
an important part of intelligence. Mathematics presents real opportunities for its
development. The main forms of work on tasks are presented. The most successful
classification of tasks by method of action is highlighted. Several of the many
innovative technologies used in the lessons for the development of logical thinking.
Keywords: logical thinking, development, mathematics, analysis
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть
педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои
способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал –
одна из основных задач современной школы. [3, с. 10].
Умение мыслить логически, выполнять умозаключение. Поэтому одной
из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является
развитие самостоятельной логики мышления. [1, с. 32].
Развивая логическое мышление, мы вносим свой вклад в работу
интеллекта,
а
интеллект
-
это
гарантия
личной
свободы
человека
и
самодостаточности
его
индивидуальной
судьбы.
Чем
больше
человек
использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем меньше
он подвержен многочисленным попыткам манипулирования им.
Начальное образование призвано заложить основы общего психического
развития детей, что создало бы условия для воспитания самостоятельной
личности, критически оценивающей свои поступки. В младшем школьном
возрасте дети обладают значительными резервами развития, это тот возраст,
который продуктивен в развитии логического мышления: дети включаются в
деятельность и новые системы межличностных отношений, которые требуют от
них новых психологических качеств.
Основная цель работы по развитию логического мышления состоит в том,
чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются
им в качестве исходных. Успешное осуществление этой задачи во многом
зависит от формирования познавательных интересов учащихся. Математика
предоставляет реальные возможности для развития логического мышления.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно
велика. Причина этой исключительной роли математики заключается в том, что
она является самой теоретической наукой из всех, изучаемых в школе. Она
обладает высоким уровнем абстракции, и самый естественный способ
представления знания - это восхождение от абстрактного к конкретному. [4,
с. 32].
Однако не существует конкретной программы логических приемов
мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного
предмета.
В
результате
работа
по
развитию
логического
мышления
продолжается без знания системы необходимых приемов, без знания их
содержания и последовательности формирования.
Основная
работа
по
развитию
логического
мышления
должна
проводиться с учетом поставленной задачи. Ведь в любой задаче есть большие
возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические
задачи - отличный инструмент для этого. Наибольший эффект может быть
достигнут при использовании различных форм работы над заданием. Это:
1.Работа над решенной задачей.
2.Решение задач разными способами.
3.Правильно организован способ анализа задачи - по вопросу или от
данных к вопросу.
4.Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку").
5.Самостоятельное составление задач учениками.
Разнообразие логических задач очень велико. Наиболее успешной
задачей логической классификации является предложенная Е. Навлинским. Он
различает
классификацию
логических
задач
по
способу
действия,
выполняемого в процессе решения, и, для начального курса математики,
комбинаторные задачи также являются логическими, так как учащимся не
даются общие правила и нормы для решения таких задач:
- задачи на установление соответствий между элементами различных
множеств;
- комбинаторные задачи;
- задачи на упорядочивание элементов множества;
- задачи на установление временных, пространственных,
функциональных отношений;
- задачи на активный перебор вариантов отношений.
Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу
состояния и построению цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
Использование таких заданий расширяет математический кругозор
младших школьников, способствует математическому развитию и повышает
качество математической подготовленности. Мы формируем способность
выполнять логические операции и одновременно развиваем их.
В настоящее время существуют множество инновационных технологий,
применяемых
для
развития
логических
мыслительных
операций:
«Игровые технологии», «Развивающее
обучение»,
«Математическое
моделирование», «Step by step», «Наглядное моделирование». Все они имеют
одну и ту же цель - повысить способность образовательной системы
образовательного учреждения добиваться более качественных образовательных
результатов.
Одной
из
составляющих
является
создание
условий
для
максимального развития логического мышления дошкольников в процессе
подготовки к успешному обучению.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, будет
труднее учиться. Решение задач, выполнение упражнений потребует много
времени и сил.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится четко и ясно мыслить, сможет в нужный момент сосредоточиться на
сути проблемы, ему станет легче учиться, а, следовательно, процесс обучения и
сама школьная жизнь принесут радость и удовлетворение.
Основной технологией в младшем школьном возрасте является игровая
технология. Воспитание детей должно быть развивающим, увлекательным,
проблемно-игровым,
обеспечивать
субъективную
позицию
ребенка
и
постоянный рост его самостоятельности и творчества. Все это происходит в
игровой форме.
В технологии «Step by step» развивающие задания для школьников. Они
направлены
на
расширение
их
субъективного
опыта
и систематизированы вокруг
категорий
разного
характера
(таких,
как «живое», «неживое», «движение», «качество», «количество», «причина»,
«следствие», «потребности», «ресурсы».
Взаимодействие с окружающей средой один из
принципов развивающего
обучения.
Это
взаимодействие
включает
все
этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию
целей,
анализ
результатов
деятельности.
Они
учат
детей
выявлять
противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
[2, с. 31].
Математическое моделирование можно классифицировать
по логике действий, выделяя: математические развлечения; логические игры,
задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения. («Танграм», «Сфинкс»,
«Листик», «Коломбово
яйцо»).
Во
всех
видах
деятельности
применяются логические операции: анализ, синтез, классификация, сравнение,
умозаключение.
Наглядное моделирование. Эта задача решается путём формирования
у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных
типов.
Использование инновационных технологий в учебном процессе не
только
научит
рассуждать
и
доказывать,
но
и
способствует
развить
познавательный интерес и творческое воображение, так же научит логическим
операциям:
анализу,
синтезу,
сравнению,
умению
классифицировать
и
организовывать, что так необходимо детям при подготовке к успешному
школьному обучению.
Таким образом, наглядно-образное мышление формируется на основе
наглядно-действенного и играет важную роль в формировании у детей
понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. Совместно с
наглядно-действенным
и
наглядно-образным
мышлением
на
уроках
математики развивается логическое мышление, которое предполагает наличие
у ребенка способности к выполнению основных логических операций таких
как:
– сравнение, связанное с выявлением в предметах общего и различного;
– анализ — мысленное разложение какого-либо сложного предмета или
явления на составляющие его части;
– обобщение.
Формирование
логического
мышления
является
важной
частью
педагогического процесса. Одна из главных задач современных школ - помочь
им
в
полной
мере
проявить
свои
способности,
развить
инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи
во многом зависит от формирования у учеников логического мышления.
Выбранные формы и методы развития логического мышления способны
развить самостоятельность логического мышления, что позволит детям строить
выводы, давать доказательства, утверждения, логически связанные между
собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном счете,
самостоятельно приобретать знания, а также активно использовать эти знания в
повседневной жизни. Поэтому использование учителем начальных классов
правильно выбранных форм и методов развития логического мышления на
уроках математики является необходимым элементом обучения математике.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый
класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд.,
перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.
2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие.
– Балашов, 2005
3. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. / - М.:
Издательский центр "Академия", 2004. - 238 с.
4. Полукаров И.В. Учебное пособие: Методические указания по изучению
дисциплины для студентов заочного отделения. - Санкт-Петербург, 2007