Напоминание

"Ежик в гостях у ребят"


Автор: Вискова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: Г.Оренбург
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием мнемотехники
Тема: "Ежик в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

№ 117

Конспект занятия по развитию речи

для детей 5-6 лет в группе №3

«Ежик в гостях у ребят»

Воспитатель: Вискова Лариса Васильевна

Оренбург 2020

Конспект занятия по развитию речи

«Ежик в гостях у ребят».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием;

-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;

- уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;

Развивающие:

- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины,

грамматически правильно строить предложения;

- развивать внимание, память;

- развивать умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений

и отгадывании загадок

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», «Ежи» из серии : Развитие речи в картинках: к

«Программе развитие речи дошкольников» О.С.Ушаковой); мнемотаблицы к загадке о

еже и стихотворению «Хитрый ежик-чудачок», разрезные картинки формата А5 в кол-ве 6

штук с уменьшенной копией картины «Ежи», игрушка ёж, раскраски «Еж» (по количеству

детей), музыка «Звуки природы. Великолепие осени».

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа:

Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил - был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи»,

разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе,

рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких

животных.

ХОД:

Ребята, давайте вспомним правило:

Каждый день всегда, везде, на занятиях в игре,

Громко, четко, говорим, никуда мы не спешим.

Ответить хочешь, не шуми, только руку подними.

Ребята, к нам сегодня пришел гость, а кто угадайте

Загадка: (мнемотаблица)

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. Кто же это? Это. (еж).

Рассматривание ежа (игрушка)

Воспитатель: Давайте скорее поздороваемся с ёжиком

А откуда к нам еж пришел? Где живут ежи? (ответы детей). Еж – какое животное? (дикое).

- Правильно, ежи очень интересные животные.

Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный). Ежи

живут семьями, Давайте назовем членов семьи ежей:

папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.

Интересные сведения о еже

Они живут в лесу, в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета.

Маленькие ушки и хвостик. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых,

улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной

начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы.

Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные.

Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это

природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в

воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически

не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей. Ежи приносят

пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.

Ребятки, ёжик грустный какой-то, говорит, что он потерялся и не может найти свою

семью. Поможем ему?

Ребята, давайте мы развеселим нашего ёжика, сделаем так, чтобы у него было прекрасное

настроение, как у нас с вами. Для этого мы разучим вместе с ежиком стихотворение.

Поможет нам в этом мнемотаблица.

Чтобы четко и чисто проговаривать слова, давайте проговорим чистоговорки:

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи, Жа-жа-жа — есть иголки у ежа

Жу-жу-жу – помогу ежу, Ож-ож-ож – в траве колючий еж

У ежа ежата, у ужа — ужата. Не живут ужи, где живут ежи.

Заучивание стихотворения «Хитрый ёжик-чудачок» с помощью мнемотаблицы.

Ребята, скажите, а какой пиджачок у ёжика? Куда он цепляет свои подарочки? Как автор

называет ёжика? Какой ёжик? Где ёжик находит плоды? Кому ёж несёт свою находку?»

(Ответы детей.)

Воспитатель ещё раз читает стихотворение, показывая к каждой строчке

соответствующую картинку.

-Воспитатель: «Ребята, а теперь я вам буду показывать картинку, а вы постараетесь

рассказывать стихотворение. Пожалуйста, кто запомнил, поднимайте руки».

Воспитатель показывает картинки по очереди, дети воспроизводят текст к каждой из

них.

(В случае, если дети затрудняются, можно проговорить стихотворение всем вместе.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети говорили чётко, выговаривали все

слова. Необходимо учить детей читать выразительно.)

- Воспитатель: «Ребятки, видите, как изменилось настроение у ежа?

Устали? Давайте немножко отдохнем.

Физминутка с элементами дыхательной гимнастики (все вдохи делаются носом)

«Ежик – смельчак»

Ветер елками шуршит (махи руками над головой, вдох, на выдохе длительно произносим

«ш-ш-ш»

Ежик наш домой спешит (ходьба на месте, ладошками трем друг об друга, вдох, на

выдохе произносим «шур-шур-шур»)

А на встречу ему волк (руки по швам, встаем на цыпочки, тянем голову вверх, вдох,

произносим длительно «у-у-у»)

На ежа зубами щелк (изображают)

Еж иголки показал, волк с испуга убежал (бег на месте, вдох, на выдохе произносим «ой-

ой-ой»)

Актуализация знаний (Рассматривание картины)

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес.

Раз, два, три, ежик домой скорее беги.

Воспитатель: Закройте все глаза.( Выставляю картину «Ежи».)

Открывайте глаза. Посмотрите, наш ежик нашел свою семью.

Давайте рассмотрим картину, но чтобы хорошо рассмотреть, сделаем гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз:

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз, повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза, видеть лучше будем сразу.

Составление рассказа по картине

1.

- Что изображено на этой картине? (лесная полянка).

2.

- А какое время года? (ранняя осень).

3.

- Кого вы видите здесь? (ежей)

4.

- Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).

5.

Что делает мама ежиха? (наблюдает за своими детками)

6.

-Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять,

побегать, порезвиться, собрать листья для того, чтобы сделать себе укрытие на зиму).

7.

- Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).

8.

- Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика… а

один ежонок свернулся в клубочек). Давайте вспомним, в какой ситуации ежи

сворачиваются в клубочек? (Когда чувствуют опасность). Кого испугался ежонок? (Жука).

Почему ежонок испугался жука? (Он большой, у него длинные лохматые лапы, яркие

красные крылья, на голове рога). Как жук жужжит.).

9.

- Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

10. - Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка.

Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).

А теперь все вместе составим по нашей картине небольшой рассказ

Я вам предлагаю у себя на столе из частей собрать такую же картинку, чтобы лучше

разглядеть детали.

Игра «Собери картину про ежей» (работа по подгруппам)

Пальчиковая гимнастика

Вот иголки и булавки (пальцы в замок)

Выползают из под лавки (пальчики шагают по столу)

На меня они глядят (складываем большой и указательный пальчики в колечки и подносим

к глазам )

Молочка они хотят (сделать блюдечко ладошками)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Рассказ по картине

11.

Примерный рассказ.

Однажды, в теплый осенний день мама – ежиха со своими ежатами…. (пришли на лесную

полянку). Они пришли на лесную полянку для того, чтоб… (поискать себе червячков и

личинок и собрать листья для будущей норки). Вдруг один ежонок… (увидел жука). Он

испугался и …. (Свернулся в клубок). Крылья у жука были… (яркого красного цвета), на

голове (рожки). Он громко… (жужжал).

Мама – ежиха успокоила своих ежат и сказала, что жук…. (совсем не страшный). Ежата

успокоились и продолжили… (искать червячков и собирать листья). Хорошо ежатам на

лесной полянке.

Заслушиваются по очереди 2-3 ребенка.

Рефлексия:

- Хорошо, ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по

картине, выучили стихотворение про ежика, помогли ежику вернуться к своей семье)

Что новое и интересное узнали о ежах?

- Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали, и я приготовила для вас маленький

сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.



В раздел образования