Автор: Заикина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: ННОД по окружающему миру с применением АМО
Тема: "Дары деревьев"
Раздел: дошкольное образование
«Дары деревьев»
ННОД по окружающему миру с применением АМО.
Составила воспитатель Заикина Н.В
Цель:
в процессе познавательной деятельности по окружающему миру
«Дары деревьев» дети узнали о пользе деревьев, появилось желание
беречь и защищать природу.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям знания о значении деревьев для человека и живых
существ.
Обучать детей с помощью эксперимента находить истину.
Развивающие:
Развитие навыков самостоятельного освоение и применения
новой информации;
развитие мышления, внимания, обогащение словарного запаса
детей.
Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к природе и деревьям в
частности
Материалы и оборудование: дерево, листья для дерева, яблоки. Белка,
различные
жучки,
змея,
птичка,
гнездо.
Деревянный
стульчик,
докторский колпак подарочная коробка. Листки с заданием «Найди
тень дерева». Два таза с песчаными холмиками, две лейки с водой,
клеёнка для эксперимента, варежки с солнышком. Аудиозапись
Вáнгелис «Музыка природы»
Ход НОД
1 фаза НОД
1 этап – приветствие
АМО- «Добрые слова» (заимствованный, но изменённый)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся. Но непросто скажем: «Здравствуйте!», а пожелаем им что-
нибудь приятное.
Дети дарят цветы, сделанные своими руками с пожеланиями.
- Доброе утро! Мы желаем Вам удачи!
- Здравствуйте! Пусть этот день будет счастливым!
- Мы рады видеть Вас у нас в гостях!
- Доброе утро! Весёлого дня!
- Здравствуйте! Пусть этот день принесёт Вам только радость!
- Доброе утро! Хорошего дня!
1
Пока дети здороваются с гостями, на ковре появляется дерево, звучит музыка
леса
2 этап - вхождение в тему
АМО - «Подарок» (авторский)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл ещё один гость. Что это? (дерево).
Давайте встанем вокруг дерева и хорошенько рассмотрим его.
Под деревом стоит коробочка, перевязанная ленточкой. Дети замечают
подарок.
Воспитатель: Дерево пришло к нам с подарком?! (Воспитатель ставит
подарок на стол). Давайте раскроем его (Воспитатель просит кого-то из
детей открыть коробочку, остальные стоят полукругом, не заслоняя свет от
окна).
В коробочке лежат предметы: листик, картинка с тенью (А4), докторский
колпачок, белка,
деревянный стульчик.
Воспитатель: Давайте разложим все эти предметы на столе и подумаем, почему
они оказались в одной коробке, а коробочка - под деревом? Есть у вас какие-
нибудь мысли?
(высказывания детей).
2 фаза
3 этап – интерактивная лекция
АМО – «Листочек» (авторский)
Мнения наши разошлись, поэтому я предлагаю рассмотреть каждый предмет в
отдельности. Начнём с листочка. Он имеет какое-нибудь отношение к дереву? А
вот я смотрю в окно, а на деревьях листьев не вижу. Почему? А когда они
распустятся? Пусть на нашем дереве тоже распустятся листочки, помогите мне
их прикрепить. Как вы думаете, что для человека дают листья (кислород). А
зачем нам кислород? (Чтобы дышать). Чтобы мы с вами были здоровы, деревья
дают на чистый воздух. Мы можем теперь предположить, почему листик
оказался в этой коробке?
Дети высказывают свои предположения
АМО – «Тень»
(заимствованный, но изменённый)
Воспитатель: (держит в руках картинку с тенью). А это что такое? (тень)
Тень может быть связана с деревом? (Тень всегда бывает под деревом)
Воспитатель: в какое время года у нас бывает очень жарко? (Летом). Давайте
на секунду закроем глаза и перенесёмся в знойное лето. Представьте, что Вы
сидите под деревом и наслаждаетесь прохладой. Пройдите за столы, и
определите под тенью какого дерева вы сидите. Для этого вам нужно соединить
карандашом тень с деревом, к которому она относится. Садитесь на то место,
где найдёте свой портрет. (Дети рассаживаются в определённые места в
зависимости от диагноза по зрению и окклюдера).
Дети выполняют задание и называют названия деревьев.
2
Воспитатель: Как называется твоё дерево. Интересно, что послужило тебе
подсказкой в определении дерева? Теперь скажите, почему же эта картинка
попала сюда? (Дети высказывают свои предположения).
Зрительная гимнастика «Солнышко»
Вы молодцы, даже солнышко захотело с вами поиграть. Давайте выйдем на
нашу полянку возле дерева и станем в ряд. Наденьте на правую руку варежку.
Что вы на ней увидели? (Солнышко)
Вот какое солнышко.
Показать ладошки.
На моей ладошке.
Посмотреть на руку перед собой.
Поднесу поближе, посмотреть на руку перед собой.
Посмотрю немножко.
Бывает солнце далеко, отвести руку далеко,
А бывает – близко. Приблизить.
Солнце в небе высоко, Поднять руку и посмотреть вверх.
Опустилось низко. Опустить, посмотреть вниз.
Вправо руку отвожу отвести руку вправо, проследить взором.
И на солнышко гляжу.
Влево руку отведу, То же влево.
Следом взгляд переведу.
Вправо – влево смотрят глазки, На каждое слово переводить взгляд вправо –
влево.
Солнце будто бы из сказки.
Солнышку уж спать пора,
Глазки закрываю. Закрыть глаза без напряжения.
Посчитаю: раз, два, три, На раз-два-три – зажмурить глаза.
Быстро поморгаю. Моргать глазками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Солнышку пора вставать! Потянуться.
АМО - «Дерево - доктор» (авторский)
Воспитатель: (берёт докторский колпачок и одевает его на дерево). Ребята,
смотрите, наше дерево стало доктором. Разве оно может лечить? Давайте так,
сейчас каждый из вас подойдёт к дереву, дотронется до него и расскажет, о
каких лечебных свойствах деревьев он знает.
- берёзовый сок очищает организм.
- липовый чай помогает при простуде.
- от ягод рябины быстро заживают раны.
3
- калину используют от высокого давления.
- кора дуба помогает от поноса.
- хвоя ели помогает при диатезе
(Если дети затрудняются, помочь им наводящими вопросами).
Воспитатель: Действительно почки, листья, цветки, плоды и даже корни
деревьев помогают нам справиться с болезнями. Только надо научиться
пользоваться этим даром деревьев.
На Руси еще в XX веке знали, что…
прижмись щекой к осине — перестанут ныть зубы;
прислонись к черемухе ушибленным местом — исчезнет синяк;
подойди к дубу — сразу ощутишь прилив сил.
АМО – «Дерево-дом» (заимствованный)
Воспитатель: а белка, что здесь делает? (Она живёт в дупле дерева).
Воспитатель: Дерево является домом для многих животных, птиц насекомых.
Посмотрите, сколько к нашему дереву пришло жильцов, помогите им найти
своё место на дереве.
Птица в гнезде на ветках, жучки на стволе, змея, ёж в корнях, пчёлы в дупле
Воспитатель: Наше дерево стало похоже на многоэтажный дом. Кто живёт в
корнях деревьев? Кто поселился в дупле? А кто любит прятаться под корой
деревьев? О каком жильце мы ещё не сказали? (на ветвях деревьев птицы вьют
гнёзда)
Динамическая пауза
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (Указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (Руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (Хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (Присели)
Воспитатель: а как вы думаете, дерево может дать дом для человека? (Из
брёвен можно построить дом). Тогда из дерева можно сделать и вот этот
стульчик? Давайте посмотрим вокруг и назовём, что ещё в нашей группе
сделано из дерева.
АМО – «Холм и дерево» (авторский)
4
Воспитатель: А вы знаете ребята, что корни деревьев тоже помогают нам. Они
дают нам защиту. Подойдите сюда.
Смотрите вот два песчаных склона. На них
находятся дома. Скажите, чем отличаются эти склоны друг от друга. (На одном
из склонов растёт дерево). Вот пошёл дождик. (Кому-то из детей поручить
полить на склоны из лейки). Что произошло? (дерево защитило дом от
разрушения) В нашем городе много холмов, даже в песни поётся «Всё холмы, да
холмы». Из-за сильных дождей и ветров склоны холмов могут осыпаться.
Почему же они у нас не осыпаются? (На них растут деревья) А какая часть
дерева защищает склон? (корень).
Воспитатель: Я вижу, вы проголодались. А может ли дерево нас накормить?
(Деревья дают на вкусные плоды).
А когда на дереве созревают плоды? (осенью.) Представим, что наступила
осень. И пусть на нашем деревце созреют яблочки.
Дети вешают на дерево яблоки
Ребята, вы узнали, что за дерево пришло к нам в гости? (Яблоня).
4 этап – проработка содержания темы
Воспитатель: Давайте теперь вернёмся к нашему подарку и вспомним всё,
что мы решили.
Листик попал в коробку потому что…(он даёт чистый воздух)
Тень (прохладу в жаркий день)
А что же означает докторский колпачок (деревья нас лечат)
Белка (дерево дом для животных и насекомых)
Стульчик (из дерева сделаны многие предметы)
Воспитатель: Так, что же эти предметы объединяет? (это то, что даёт нам
дерево) А какая часть дерева защищает холмы? (корни). Деревья одаривают
нас круглый год и ничего не требуют взамен. Скажите, а вам захотелось
сделать что-нибудь хорошее для деревьев?
5 этап –
Рефлексия3 фаза
Тихо звучит музыка (Вáнгелис «Музыка природы»)
Давайте мы скажем нашим гостям до свидания, они пойдут в гости к другим
ребятам, а мы сядем под нашу яблоньку, и вы мне расскажите про свои
планы.
Использованная литература:
Т.В Лазарев. "Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1
"Технология АМО
5
"
6