Автор: Ульяна Сергеевна Кубрикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Солнышко д/с №21
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей. Развиваем речь ребенка 2-4 лет
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей
Развиваем речь ребенка 2-4 лет
Как можно развить речь малыша? По исполнению, ребенку, двух лет, родители
начинают задавать такой вопрос. Большинство родителей бояться диагноза «Задержка
речевого развития» и начинают искать всевозможные пути решения.
Причины задержки речевого развития может быть из-за повреждения головного мозга,
инфекции. Но такие отклонения врачи (невролог, психолог и логопед) наблюдают у детей с
рождения. А есть такие дети, которые рождены абсолютно здоровыми и у них также может
быть задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится желание родителей
обучать ребенка через развивающие игры из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У
детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими
игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не
формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.
Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать
сказки, и самое главное, играть. Ведь игра, является основной деятельностью для детей 3–4
лет.
Исследователи словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста особую роль
отводят проблеме понимания речи, обогащения ее смысловым содержанием, формированию
обобщающей функции слова и подведение к осознанию смысловой стороны слова (Н. Х.
Швачкин, А. Н. Богатырева, В. И. Логинова, В. В. Гербова, Г. Н. Бавыкина)
[2]. Во время
игры ребенок начинает экспериментировать со словами, создавая новые, и проявляет
большой интерес к языковой действительности. Особенно ярко это проявляется в процессе
словообразования и словотворчества. Но работая над развитием речи ребенка, игры
необходимо проводить последовательно и систематически, только тогда можно добиться
положительных результатов.
Если вы решили заняться развитием речи вашего ребенка, то начинаем с того, что
ребенку необходимо до трех лет знать все части тела. Направляем игры именно на знание
частей тела, а также на ориентировку – верх, виз, лево, право. Даем ребенку задания такие:
«Покажи мне правую руку», «Покажи левое ухо», «Покажи левую коленку» и т.д. Начиная,
при этом, сначала, с основных частей тела: рука, нога, голова, живот, носик, глазки. Затем
выполняем задания на части тела: локти, колени, пальцы и т.д. Закрепляем слова со словами
«лево», «право», «верх», «низ».
Также существуют простые игровые упражнения, но совершенно необходимые для
способствования речевого развития ребенка. Это те упражнения которые ребенок должен
делать ручками. С двух лет ребенок в состоянии повторить минимальные движения, которые
вы ему показываете. Двумя руками, синхронно, показываем действия пальцев. Например,
большие пальцы верх, вперед, остальные в кулак. В таких игровых упражнениях важно
сначала показать, затем корректировать их действия словами, чтобы они сделали
самостоятельно. Далее усложняем упражнения, например: «Добрая коза – Злая коза»
выставляя указательные пальцы, а после мизинец. Начинать такие упражнения лучше кладя
кулаки на стол, так как ребенку 2-2,5 лет сложно достать мизинец. Делая упор на стол
доставать только нужные пальцы. Затем ребенок уже научится выполнять упражнения с
поднятыми руками.
Следующие
игровые
упражнения,
которое
способствуют
развитию
речи,
это
упражнения на соединения пальцев, например: «Наши пальчики здороваются» все пальцы
соединяются с большим пальцем левой и правой руки. Важно понимать раскрытия пальцев
после каждого соединения. Также необходимо проговаривать название каждого пальчика,
чтобы ребенок выучил и проговаривал с вами. Упражнение усложняется, выполняя действия
в обратную сторону. Можно давать задание «Соедини большой палец с мизинцем, с
указательным пальцем и т.д.». Такие игровые упражнения выполняются каждый день.
Полезно проводить с ребенком игровое упражнение «Кулак, Ребро, Ладошка».
Поочередно показывать, на столе, действия двумя руками, синхронно. Усложняя упражнения
быстротой выполнения.
Для ребенка 3-4 лет существует множество пальчиковых игр, где движения пальцами
сопровождаются словами. Дети всегда с интересом играют и легко проговаривают слова,
составляя их в предложения. Такие игры всегда доступны и необязательно при этом,
садиться за стол, как на урок. С ребенком можно играть дома на диване или во время
прогулки.
Игровые упражнения с пальчиками просты для выполнения детьми младшего
дошкольного возраста и длятся всего 2 минуты, но при этом вы заметите изменения в вашем
ребенке. Происходит развитие мелкой моторики руки, развитие психических процессов
(памяти, внимания, мышления, воображения). Такие факторы влияют на развитие речи
вашего ребенка.
Речевые центры в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами,
исходящими от пальцев рук. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны развития
речи.
Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте ему как можно больше
художественной литературы и играйте, играйте, играйте.
Источники литературы:
1. О.С. Ушакова Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института
Психотерапии, 2001. – 256 с.
2. Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Серия от рождения до трех. Изд.
СФЕРА, 2017.