Напоминание

Рекомендации для родителей. Развиваем речь ребенка 2-4 лет


Автор: Ульяна Сергеевна Кубрикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Солнышко д/с №21
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации для родителей. Развиваем речь ребенка 2-4 лет
Дата публикации: 20.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для родителей

Развиваем речь ребенка 2-4 лет

Как можно развить речь малыша? По исполнению, ребенку, двух лет, родители

начинают задавать такой вопрос. Большинство родителей бояться диагноза «Задержка

речевого развития» и начинают искать всевозможные пути решения.

Причины задержки речевого развития может быть из-за повреждения головного мозга,

инфекции. Но такие отклонения врачи (невролог, психолог и логопед) наблюдают у детей с

рождения. А есть такие дети, которые рождены абсолютно здоровыми и у них также может

быть задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится желание родителей

обучать ребенка через развивающие игры из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У

детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими

игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не

формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.

Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать

сказки, и самое главное, играть. Ведь игра, является основной деятельностью для детей 3–4

лет.

Исследователи словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста особую роль

отводят проблеме понимания речи, обогащения ее смысловым содержанием, формированию

обобщающей функции слова и подведение к осознанию смысловой стороны слова (Н. Х.

Швачкин, А. Н. Богатырева, В. И. Логинова, В. В. Гербова, Г. Н. Бавыкина)

[2]. Во время

игры ребенок начинает экспериментировать со словами, создавая новые, и проявляет

большой интерес к языковой действительности. Особенно ярко это проявляется в процессе

словообразования и словотворчества. Но работая над развитием речи ребенка, игры

необходимо проводить последовательно и систематически, только тогда можно добиться

положительных результатов.

Если вы решили заняться развитием речи вашего ребенка, то начинаем с того, что

ребенку необходимо до трех лет знать все части тела. Направляем игры именно на знание

частей тела, а также на ориентировку – верх, виз, лево, право. Даем ребенку задания такие:

«Покажи мне правую руку», «Покажи левое ухо», «Покажи левую коленку» и т.д. Начиная,

при этом, сначала, с основных частей тела: рука, нога, голова, живот, носик, глазки. Затем

выполняем задания на части тела: локти, колени, пальцы и т.д. Закрепляем слова со словами

«лево», «право», «верх», «низ».

Также существуют простые игровые упражнения, но совершенно необходимые для

способствования речевого развития ребенка. Это те упражнения которые ребенок должен

делать ручками. С двух лет ребенок в состоянии повторить минимальные движения, которые

вы ему показываете. Двумя руками, синхронно, показываем действия пальцев. Например,

большие пальцы верх, вперед, остальные в кулак. В таких игровых упражнениях важно

сначала показать, затем корректировать их действия словами, чтобы они сделали

самостоятельно. Далее усложняем упражнения, например: «Добрая коза – Злая коза»

выставляя указательные пальцы, а после мизинец. Начинать такие упражнения лучше кладя

кулаки на стол, так как ребенку 2-2,5 лет сложно достать мизинец. Делая упор на стол

доставать только нужные пальцы. Затем ребенок уже научится выполнять упражнения с

поднятыми руками.

Следующие

игровые

упражнения,

которое

способствуют

развитию

речи,

это

упражнения на соединения пальцев, например: «Наши пальчики здороваются» все пальцы

соединяются с большим пальцем левой и правой руки. Важно понимать раскрытия пальцев

после каждого соединения. Также необходимо проговаривать название каждого пальчика,

чтобы ребенок выучил и проговаривал с вами. Упражнение усложняется, выполняя действия

в обратную сторону. Можно давать задание «Соедини большой палец с мизинцем, с

указательным пальцем и т.д.». Такие игровые упражнения выполняются каждый день.

Полезно проводить с ребенком игровое упражнение «Кулак, Ребро, Ладошка».

Поочередно показывать, на столе, действия двумя руками, синхронно. Усложняя упражнения

быстротой выполнения.

Для ребенка 3-4 лет существует множество пальчиковых игр, где движения пальцами

сопровождаются словами. Дети всегда с интересом играют и легко проговаривают слова,

составляя их в предложения. Такие игры всегда доступны и необязательно при этом,

садиться за стол, как на урок. С ребенком можно играть дома на диване или во время

прогулки.

Игровые упражнения с пальчиками просты для выполнения детьми младшего

дошкольного возраста и длятся всего 2 минуты, но при этом вы заметите изменения в вашем

ребенке. Происходит развитие мелкой моторики руки, развитие психических процессов

(памяти, внимания, мышления, воображения). Такие факторы влияют на развитие речи

вашего ребенка.

Речевые центры в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами,

исходящими от пальцев рук. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны развития

речи.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте ему как можно больше

художественной литературы и играйте, играйте, играйте.

Источники литературы:

1. О.С. Ушакова Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института

Психотерапии, 2001. – 256 с.

2. Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Серия от рождения до трех. Изд.

СФЕРА, 2017.



В раздел образования