Напоминание

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную и экспериментальную деятельность


Автор: Шумихина Вера Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 22"
Населённый пункт: г. Киров Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную и экспериментальную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.Г. Шумихина

воспитатель МКДОУ № 22 г. Кирова

первая квалификационная категория

«Развитие познавательной активности через проектную и

экспериментальную деятельность»

В нашей стремительно развивающейся жизни надо развиваться каждый

день. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое

поколение: активное, любознательное.

Необходимо в ребёнке развивать,

нравственные, эстетические качества личности, развивать познавательные

способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с

взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся

трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как

научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать,

экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Основными задачами проектной деятельности, как средства развития

познавательной активности у старших дошкольников, являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство,

стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности

дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Доминирующим детским вопросом становится «почему?»,

недаром

дошкольников называют

«почемучками».

Множество подобных вопросов

ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня

в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и

следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что

исследование доступно детям дошкольного возраста. Ребёнок всё старается

увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать.

Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать.

Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и

умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в

системе работы детского сада.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,

исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых,

дети

могут стать

авторами

своих

собственных

творческих,

а

также

исследовательских,

приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в

педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь

в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить,

поддержать,

развить

любознательность,

склонность

к

экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность

ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого

необходимо не только создать проблемную ситуацию, решение которой

приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств, но и

обеспечить оборудование для исследования.

И сейчас я хочу поделиться своим опытом работы с детьми по

экспериментированию в ходе проектной деятельности.

В группе есть музей для проектной деятельности и мини лаборатория,

центр экспериментирования.

Чтобы дети правильно провели опыт без участия взрослого, они должны

знать структуру его проведения. С помощью пооперационных карт дети

самостоятельно учатся экспериментировать.

В ходе работы над проектом «Огород на подоконнике» в нашей группе

появился свой маленький огородик. Рассмотрели какие семена бывают, как их

можно посадить. Дети по опорным схемам самостоятельно сажали и ухаживали

за своей рассадой. Каждый ребенок вел свой дневник наблюдений. Во время

этих проектов дети принимали активное участие в опытах, в наблюдениях,

сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали

из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Создали огород на участке детского

сада, собирали урожай, взвешивали его, пробовали на вкус. Именно проектная

деятельность

наиболее

эффективна

для

развития

познавательно-

исследовательской деятельность.

На «Утреннем круге» у детей возник вопрос: «Чем мы дышим?»

В проекте «Воздух вокруг нас» дети сделали вывод, что воздух существует в

окружающем пространстве, выявили его свойство - невидимость и как сделать,

что бы воздух стал чище.

Проект «Нет жизни без воды», изучали свойства воды (жидкое, твёрдое,

газообразное), круговорот воды в природе. Проводя опыты с водой, видели,

что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и

интересного!

Дети проявили интерес к магниту. Так возник проект

«Магнит»,

познакомились с магнитом, узнали, где находится, почему так называется. Были

сформированы представления о физическом явлении – магнетизм. Опытным

путём выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы,

действует

через

различные

предметы,

магнит

не

боится

препятствий.

Пополнили словарь детей терминами «магнетизм».

Работая над проектом «Волшебный поролон», дети исследовали свойства

поролона. Конструктивные игры с поролоновыми губками – увлекательное и

полезное занятие,

которое

способствует познавательному развитию детей,

активизируют воображение, мышление и речь. Активными участниками

мастер-класса «Игрушка для театра» были родители.

В ходе проекта «Молоко» мы с детьми делали узоры в молоке, писали

тайное послание. Проводили опыты по сворачиванию молока под воздействием

кислоты и его скисание.

Интересны оказался

проект «Пчелка»,

в ходе которого детьми были

сделаны следующие заключения: пчела является настоящей труженицей, она

собирает нектар хоботком, а в зобике превращает его в мёд; люди добывают мед

при помощи медогонок; медом называют продукт из нектара растений, который

содержит множество полезных веществ, для здоровья людей; продуктами

пчеловодства является не только мед, но и прополис, перга, пыльца, маточное

молочко, пчелиный яд. Все эти продукты по-разному полезны для организма

человека.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- папки-передвижки.

2.

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный

процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе

Центров экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий, мастер-класс «Волшебный поролон»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в

семье», «Проведение экспериментов летом»;

-

консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной

деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- создание совместных проектов.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно

связано с другими видами деятельности детей:

- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и

измерительные приборы);

- с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому

песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

-

с литературой (чтение познавательных книг:

«Почемучка», «Детская

энциклопедия)» - отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять

сказки, формулировать выводы);

- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)

- с социальной - коммуникативной деятельностью ( умение договариваться,

подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

- с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В

любом

виде

деятельности

можно

найти

много

интересного,

занимательного,

неизведанного.

Дети

сами

выбирают

себе

занятие

по

интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более

открытыми, стараются сами сделать выводы, в общем, познают окружающий

мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе

со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в

результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все

виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит,

это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем,

делаю вклад в наше будущее.

В заключении можно сделать вывод о том, что на современном этапе

развития

дошкольного

образования

проблеме

познавательного

развития

дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и

проектную

деятельность

при

решении

проблемы

познавательного

-

исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся

обеспечивать

стадийный

переход,

качественные

изменения

в

развитии

познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.



В раздел образования