Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным, социокультурным ценностям.
Автор: Зарипова Гульнара Хамитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 107 Населённый пункт: Уфа Наименование материала: Статья Тема: Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным, социокультурным ценностям. Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным
социокультурным ценностям
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня
обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и
воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно,
поскольку
связано
с
восстановлением
традиций,
уклада
жизни,
и с т о р и ч е с ко й
п р е е м с т в е н н о с т и
п о ко л е н и й ,
с о х р а н е н и е м ,
распространением
и
развитием
национальных
культур
и
воспитанием
бережного отношения к историческому наследию российского народа.
В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение
знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение
традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как
мини-музеи
в
наших
группах.
Дети
получают
возможность
увидеть
предметы
старинной
утвари
и
старинной
одежды;
в
«избе»
слушают
народные
сказки,
поют
колыбельные
песни,
знакомятся
с
обычаями
русского
народа.
Работая
с
книгами,
мы
обращаем
внимание
на
иллюстрации,
содержание
произведений,
также
на
описание
положительных поступков и подвигов героев.
В
МАДОУ
№
107
создаются
необходимые
условия
для
образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная
комната,
физкультурный
и
музыкальный
залы,
зимний
сад,
изостудия,
спортивная площадка и др.
Реализуя
задачи
духовно-нравственного
воспитания
детей,
мы
подбираем
наиболее
эффективные
формы
по
всем
направлениям
образовательного
процесса:
познавательному,
речевому,
художественно-
эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для
накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях,
такие условия естественным образом создаются в коллективных формах
организации детской активности.
Традиционными
для
нас
стали
создание
коллективных
работ:
рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т.п.;
участие в выставках детских рисунков и поделок; реализация проектов:
«Моя страна», «Моя семья» и др.
Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго
регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду .
Работа
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников
является
своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный
процесс.
Мы, воспитатели, ежедневно устанавливаем душевную и духовную
связь
с
ребёнком,
от
нашего
педагогического
мастерства
зависит
личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Воспитатель
в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка,
поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в
нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на
общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не
сразу
получаются
такие
контакты
с
детьми,
поэтому
одной
из
задач
методической работы с кадрами является повышение уровня их личной
ответственности
за
каждого
воспитанника,
информационной
и
технологической компетентности.
Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы,
круглые столы, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко
вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию
дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на
открытых
просмотрах
различных
форм
работы
с
детьми,
на
мастер-
классах.
Эффективны
в
плане
повышения
мастерства
воспитателей
и
смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в
мероприятиях, организованных другими службами.
Подключаем
к
нашей
общей
работе
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
и
родителей
наших
воспитанников:
через
информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в
детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные
беседы
о
замеченных
проблемах
и
отклонениях
в
их
развитии.
Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по
реализации
образовательной
программы
в
контексте
решения
задач
духовно- нравственного воспитания.
Формы работы используем разнообразные, но наибольший эффект
дают
дни
открытых
дверей,
проблемно-тематические
семинары
по
вопросам духовно-нравственного воспитания, совместные творческие дела
и
индивидуальные
беседы,
когда
родители
получают
объективную
информацию о своем ребенке, его статусно-ролевых характеристиках в
коллективе детей.
Углубленная
работа
по
духовно-нравственному
направлению
позволяет
создать
реально
функционирующую
систему
духовно-
нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении,
построенную
на
ценностях
отечественной
культуры
и
отвечающую
потребностям
развития
целостной
личности
ребенка,
которая
надежно
позитивной социализации дошкольников.
Литература:
1.
Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое
воспитание).
Конспекты
занятий.
-
М.:
УЦ
Перспектива, 2011г., 296 с.
2.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры.- Детство-Пресс, 2007.
3.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6
лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов
России).
4.
Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития
теории
духовно-нравственного
воспитания
детей
дошкольного
возраста. –Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3
(26) с.43-67.
5.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. –
М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.