Напоминание

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным, социокультурным ценностям.


Автор: Зарипова Гульнара Хамитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 107
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным, социокультурным ценностям.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным

социокультурным ценностям
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, и с т о р и ч е с ко й п р е е м с т в е н н о с т и п о ко л е н и й , с о х р а н е н и е м , распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как мини-музеи в наших группах. Дети получают возможность увидеть предметы старинной утвари и старинной одежды; в «избе» слушают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомятся с обычаями русского народа. Работая с книгами, мы обращаем внимание на иллюстрации, содержание произведений, также на описание положительных поступков и подвигов героев. В МАДОУ № 107 создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, спортивная площадка и др. Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, мы подбираем наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно- эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.
Традиционными для нас стали создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т.п.; участие в выставках детских рисунков и поделок; реализация проектов: «Моя страна», «Моя семья» и др. Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду
.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс. Мы, воспитатели, ежедневно устанавливаем душевную и духовную связь с ребёнком, от нашего педагогического мастерства зависит личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Воспитатель в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка, поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не сразу получаются такие контакты с детьми, поэтому одной из задач методической работы с кадрами является повышение уровня их личной ответственности за каждого воспитанника, информационной и технологической компетентности. Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы, круглые столы, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на открытых просмотрах различных форм работы с детьми, на мастер- классах. Эффективны в плане повышения мастерства воспитателей и смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в мероприятиях, организованных другими службами. Подключаем к нашей общей работе по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей наших воспитанников: через
информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные беседы о замеченных проблемах и отклонениях в их развитии. Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по реализации образовательной программы в контексте решения задач духовно- нравственного воспитания. Формы работы используем разнообразные, но наибольший эффект дают дни открытых дверей, проблемно-тематические семинары по вопросам духовно-нравственного воспитания, совместные творческие дела и индивидуальные беседы, когда родители получают объективную информацию о своем ребенке, его статусно-ролевых характеристиках в коллективе детей. Углубленная работа по духовно-нравственному направлению позволяет создать реально функционирующую систему духовно- нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенную на ценностях отечественной культуры и отвечающую потребностям развития целостной личности ребенка, которая надежно позитивной социализации дошкольников.
Литература:
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: УЦ Перспектива, 2011г., 296 с. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Детство-Пресс, 2007. 3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России). 4. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. –Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3 (26) с.43-67.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.


В раздел образования