Автор: Ольховская Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение джетский сад № 5 общеразвивающего вида р.п. Таловая
Населённый пункт: Воронежская обл., Таловский р-н., р.п. Таловая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по ООД "Развитие речи"
Раздел: дошкольное образование
Открытое логопедическое занятие.
Интегрированная ООД по реализации ОО «Речевое развитие» в
старшей логопедической группе «В гости к весне »
Старшая логопедическая группа
Воспитатель: Ольховская В.В.
2020 г.
1
Цель: Активизация работы по
теме « Весна » через речевые и
музыкально-двигательные
упражнения и игры.
Преодоление и профилактика
речевых нарушений путем
развития, воспитания и
коррекции у детей двигательной
сферы в сочетании со словом и
музыкой.
Задачи:
-совершенствовать у детей
общую и мелкую моторику,
мимику, активность,
самостоятельность, зрительно-
пространственную
ориентировку;
- укреплять у детей мышцы
органов артикуляции, прививать
навыки речевого дыхания,
развивать тонкие движения
пальцев рук,
- развивать плавность и
выразительность речи, речевой
слух и речевую память;
- формировать связную речь
через игры-диалоги
- закреплять у детей знания о
признаках весны, весенних
приметах;
-развивать мимические мышцы,
эмоциональную сферу,
2
воображение и ассоциативно-
образное мышление
дошкольников
Музыкальные задачи:
1. Воспитание чувства ритма.
2. Развитие эмоциональной
сферы личности ребенка.
3. Воспитание динамической
организации двигательного акта
в сочетании с ритмическим
музыкальным воздействием.
Логопедические неречевые
задачи:
1. Развитие слухового и
зрительного произвольного
внимания.
2. Развитие зрительных
представлений.
3. Коррекция нарушений общей,
пальчиковой, мимической,
моторики.
4. Развитие зрительно-
пространственных
представлений.
Логопедические
речевые задачи:
1. Воспитание
продолжительного речевого
выдоха на гласных звуках и
звукоподражаниях, воспитание
ритма речевого дыхания, умения
контролировать свое дыхание.
3
2. Воспитание мягкой атаки
голоса, высотного диапазона
голоса, развитие просодии.
3. Уточнить и расширить
словарь по теме « Весна ».
Педагогические задачи:
1. Воспитание уважительного
отношения друг к другу, умения
внимательно выслушивать друг
друга.
2. Развивать воображение и
творчество.
Оборудование: мультимедийные
средства, карточки для
звукобуквенного анализа,
магнитофон, диск А. Вивальди
«Времена года», платочки
голубые, колокольчики, рубель,
искусственные цветы, домик
Весны, Солнышко, «письмо» с
загадкой, мультимедиа, экран,
батики, пазлы, картины.
Предварительная работа:
Разучивание игр, упражнений,
гимнастики, песен с детьми,
беседа о признаках весны, работа
по формированию и коррекции
слоговой структуры слов,
сюрпризного момента.
Словарная работа:
Признаки весны- ранняя,
долгожданная, звонкая,
4
радостная, поющая, звенящая,
дождливая, нежная…..
Приметы весны- тает снег,
прилетают птицы, набухают
почки, распускаются листочки,
пригревает солнышко, травка
зеленеет….
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
2.
Воспитатель
: Ребята, а
вы знаете, что приветствовать
друг друга можно не просто
словами, но и стихами. Давайте
сейчас поздороваемся именно
так.
Координация речи с движением «
Здравствуй солнце золотое»:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
(Дети проговаривают текст и
показывают движения руками)
Воспитатель:
5
– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас
– Вот послушайте
стихотворение – загадку и
отгадайте к кому в гости мы с
вами отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети – Это весна.
Воспитатель – Правильно. Мы
ребята, отправимся в гости к
весне.
Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
6
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
К весне ребята все спешат,
Знакомым «Здравствуй» говорят.
(Звучит тихая мелодия- А.
Вивальди «Времена года»
-«Весна»)
3
Воспитатель
.: Ребята, а вы
любите гулять? Давайте пойдем
сегодня на прогулку в весенний
лес.
. Беседа с детьми о весне :
- какая бывает весна? ( ответы
детей);
- а что бывает только весной?
( ответы детей).
4.
Воспитатель
:Ребята, весной в
лесу происходит много
интересного. Давайте голосом
нарисуем весеннюю картинку.
4. (Музыка дождя).
Воспитатель
: Ребята, дождик
пошел. Протянем осеннему
дождику свои ручки.
Воспитатель
спрашивает
7
детей:-«Весенний дождик»-он
какой?:(ответы детей)
Самомассаж «Весенний дождь».
Поутру надел на ножки дождь
хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок, там
раскроется цветок.
От дождя травинки
распрямляют спинки.
Дети проговаривают текст и
одной рукой «пробегают» по
другой руке от запястья к плечу,
похлопывают, поглаживают,
повторяя то же самое с другой
рукой и ногами поочередно.
Воспитатель
:
(Звучит тихая мелодия- А.
Вивальди «Времена года»
-«Весна»)
– Вот и пришли мы в гости к
весне. Вот ее дом (Стучит в
дверь), ребята, никто не
открывает нам дверь.
Посмотрите, на двери висит
письмо давайте, прочтем его.
Читает письмо: «Ребята, для
того чтобы дверь открылась, вы
должны выполнить задания
Зимы. Весна»
Воспитатель - Ребята, Зима не
хочет уходить и закрыла Веcну
от нас и нам приготовила
задания, вы хотите, чтобы Весна
8
к нам пришла? Давайте поможем
Весне и все выполним её задания.
1-е задание.
«Назовите приметы весны. »
(Дети перечисляют приметы
весны: солнце светит ярче, тает
снег, бегут ручьи, прилетают
птицы, на деревьях появляются
почки, день становится длинней,
а ночь короче, звенит капель,
появляются первые цветы, висят
сосульки и т. д.)
Стихи о приметах весны:
Вот уж снег последний в поле
тает... (А.К. Толстой)
Вот уж снег последний в поле
тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Весна (Уж тает снег...) (А.Н.
Плещеев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Весна в лесу
Снег обтаял под сосною,
И тепло на мягком мху,
Рано в утренник весною
9
Над опушкою лесною
Гаснут звезды наверху.
Соберутся зайцы грудой
Под капелью и теплом,
Громче дятел красногрудый
Застучит в сухой и рудый
Ствол со щелью и дуплом.
На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
2-е задание.
«Развеселите солнышко. »
Воспитатель:- Посмотрите
ребята, солнышко грустное. Как
вы думаете, почему оно грустное
(ответы) Оно тоже грустит и
ждёт прихода Весны
Воспитатель - Покажите, мне
как солнышко грустит. Ребята,
как вы думаете, что нужно
сделать, чтобы солнышко стало
веселым?
10
Нужно составить рассказ о
весне, используя мнемотаблицу.
Весенние месяцы
У весны веселый старт
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель
К нам уже спешит Апрель
Май их быстро догоняет
Всех цветами он встречает
Света, радости полны
Все три месяца весны
-Нет солнышко всё равно
грустное.
Воспитатель: Давайте
расскажем солнышку, как от его
тепла просыпаются жучки,
букашки и поют птицы,
приходит весна. (Прослушивание
звуков насекомых).
Проводится голосовая игра
«Пришла весна» Т.
Тютюнниковой.
Пригрело весеннее солнце (поют в
верхнем регистре «а-а-а» в
унисон)
Оно всюду распускало свои яркие
лучи (поднимают руки вверх с
растопыренными пальцами,
11
каждый поет свой звук «а-а-а»)
С пригорка побежал веселый
ручеек (произносят «б-л» в
среднем регистре)
Он бежал по камушкам
(волнообразное бульканье)
До краев наполнил большую лужу
(«б-л» в нижнем регистре)
Перелился через край
(волнообразное бульканье)
И дальше побежал («б-л» в
среднем регистре)
Выбрались из-под коры жучки
(«ж-ж-ж» в нижнем регистре)
И букашки («з-з-з» в верхнем
регистре)
Расправили свои крылышки
(«крш-крш» с повышением
интонации)
И полетели кто куда («тр-тр-
тр» шепотом)
Вдруг под кучей хвороста, что-
то зашуршало («ш-ш-ш»)
И вылез ежик (сопят носом)
Ожил под весенним солнцем
муравейник («пи-пи-пи» в верхнем
регистре)
Проснулся голодный, сердитый
медведь (рычание в нижнем
регистре)
12
Лес наполнился птичьими
голосами (имитация голосов
птиц)
А солнышко грело (поют «а-а-а»
в унисон)
И всюду рассыпало свои яркие
лучи (кластер)
Вот и пришла весна.
Танец « Жуки».
Воспитатель: Посмотрите,
солнышко заулыбалось. Это оно
вас благодарит, за то, что вы его
развеселили. Какое солнышко
стало веселое, радостное,
покажите мне. (Мимические
упражнения «Изобрази»)
Воспитатель:-Молодцы
справились и с этим заданием
проказницы Зимы.
Воспитатель:-Зима приготовила
ещё сложнее задание.
3.Слушание голосов птиц.
Воспитатель: Предлагаю вам
встать в хоровод и рассказать
какие же птицы прилетают к
нам весной.
4. задание. «Собери весенние
пазлы».
Воспитатель:- Нужно на стенде
найти картину, которая похожа
на ваши пазлы. Сложите
13
пазлы ,чтобы ваша картина
стала такой же.
Воспитатель:-Слышите…
(Под спокойную мелодию входит
Весна- ребёнок и читает своё
стихотворение)
«Дин-Дон»:
Дин-Дон! Дин-Дон!
Это что за нежный звон?
Это маленький подснежник
улыбается сквозь сон.
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей!
Это чья же теплота
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
И собаку, и кота?
И по- какому случаю?
Идёт весна певучая!
Весна – Здравствуйте, ребята!
Дети – Здравствуй, весна!
Весна – Ребята, не хочет зима
уходить, упирается, снегом
засыпает, ветрами холодит. А
14
так хочется, чтобы поскорее
тепло настало, что же делать?
Как зиму прогнать?
Воспитатель: А мы тебе весна
поможем, предлагаю вам взять
атрибуты и изобразить приход
весны (голубые платочки-
ручейки, колокольчики-птицы,
рубель –зима, цветы –весна)
Танцевальная импровизация на
музыку А. Вивальди «Времена
года» - «Весна».
Воспитатель:
-Вот мы и помогли тебе весна
прогнали зиму. Ой,
посмотрите ,как красиво стало
всё вокруг: расцвели цвели,
прилетели птицы, проснулись
животные.
Логопед:- Нарисуем весенние
букеты в технике « Батик».
Музыка. « Вальс цветов» П.И.
Чайковский.
Весна – Молодцы!
Весна
Весна
К. Кубилинскас
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
15
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
Автор: М. Пожарова
Логопед – Спасибо весна за такое
интересное занятие. Нам с
ребятами очень понравилось у
тебя в гостях. Мы очень рады,
что помогли тебе одолеть зиму.
Итог: До свидания, спасибо всем
за внимание!
16
17