Автор: Пырликова Лилия Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формирование учебной мотивации при подготовке детей к школе".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Формирование учебной мотивации при подготовке детей к школе».
Подготовила:
педагог – психолог
Пырликова Л.В.
Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно
и непринуждённо в рамках «специфически детских видов деятельности».
В.Г. Кудрявцев
Каждый ребенок, достигнув шестилетнего возраста, осознает то, что впереди его ждет
самая веселая и интересная пора - школьная жизнь. Школа - важный период в жизни
ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче будет потом учиться. Но, к
сожалению, не каждый ребенок воспринимает это как что-то удивительно важное.
Зачастую многие даже боятся того, что их ждет, представляя свое будущее как
непреодолимое препятствие, которое доставляет столько потерь и неудач, что просто
затмевает все стремления и мечты ребенка.
Почти все дети данного возраста испытывают трудности при адаптации к новым
условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически, возникает чувство
тревоги и неуверенности, связанное с совершенно новой жизнью в школе. Дети очень
остро
реагируют
на
ситуацию
в
их
жизни.
У
них
появляется
возбудимость,
раздражительность, агрессия, повышается утомляемость. Ребенку сложно понять и
осознать, что происходит. Мечты о прилежной и интересной учебе становятся
рассеянными, а жажда знаний проходит. Понятно, что многое будет зависеть и от
личности педагога, его форм и методов работы, творческой направленности, активности и
толерантности. Но, для нас сейчас важнее личность самого ребенка, будущего ученика,
школьника.
Мотивация
к
обучению у
дошкольников
остается
актуальной
проблемой
для
современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение
уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже
в детском саду.
Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не
выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно.
Как известно, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
– положительных представлений о школе;
– желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
– сформированной позиции школьника.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные
формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение
рассказов
и
разучивание
стихов
школьной
тематики,
рассматривание
картинок,
отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после
экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и
игра в школу. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу»,
«Разложи все по порядку», «Что лишнее?»
Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много
неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные
стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость
школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость
помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно
показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми
на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации
школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом
воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. В сюжет
игры можно ввести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться и всем мешает,
нарушает установленные правила.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания.
Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в
книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного
учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить
начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть
свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является
мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях
семейного воспитания.
Как правило, учебная мотивация возникает естественным путем при нормальном
развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со
сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и
дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает
картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и
собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами,
пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т. д.) и, конечно же,
слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого
дня ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему
окружающему, ребенок к шести годам сам стремится научиться читать и считать, что
говорит о возникновении у него учебной мотивации.
Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе
можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка
стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие
мотивы.
Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или
структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания,
стремление
овладевать
способами
самостоятельного
приобретения
знаний;
познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы
ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие
познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное
развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения
с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.).
Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения,
но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть
полезным обществу,
стремление получить одобрение старших,
добиться успеха,
престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми,
одноклассниками.
Мотив достижения успеха - стремление достичь высоких результатов и мастерства в
деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые
результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Переживание
успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношении ребенка к
себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию
достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения
должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они
учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию
успеха. Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет,
самый подходящий для этого. Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается
с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным,
критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,
послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка
зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой
стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может
породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого
жизненного опыта через доверие и подражание другим людям.
Мотив избегания неудачи - это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой
оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство
воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной
мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и
школьная дезадаптация.
Мотив саморазвития - это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это
стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою
компетентность. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно
приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие
приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение
вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.
Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и
учебе как к серьезной деятельности. Ребенок приходит в школу с определенной
мотивацией. Это стремление к одобрению, к поддержке взрослых, к завоеванию
авторитета среди сверстников, желание занять «позицию школьника».
Развитие мотивации к школьному обучению предполагает формирование представлений
дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его
завтрашний день и подготовку ребенка.
Формированию положительного отношения к школе помогают и различные режимные
процессы, приучают ребенка к самостоятельности, дисциплинированности во время
экскурсий, прогулок можно подчеркнуть, что вести себя нужно, как будущим ученикам.
Следует добиваться того, чтобы ребенок всё успевал делать вовремя.
Стремление в школу только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности
ребенка к обучению.
Многие родители и педагоги полагают, что ребенок готов к обучению в школе, потому,
что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним
готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного
поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то,
что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у
ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему
нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного
возраста.