Напоминание

"Формирование учебной мотивации при подготовке детей к школе".


Автор: Пырликова Лилия Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формирование учебной мотивации при подготовке детей к школе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Формирование учебной мотивации при подготовке детей к школе».

Подготовила:

педагог – психолог

Пырликова Л.В.

Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно

и непринуждённо в рамках «специфически детских видов деятельности».

В.Г. Кудрявцев

Каждый ребенок, достигнув шестилетнего возраста, осознает то, что впереди его ждет

самая веселая и интересная пора - школьная жизнь. Школа - важный период в жизни

ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче будет потом учиться. Но, к

сожалению, не каждый ребенок воспринимает это как что-то удивительно важное.

Зачастую многие даже боятся того, что их ждет, представляя свое будущее как

непреодолимое препятствие, которое доставляет столько потерь и неудач, что просто

затмевает все стремления и мечты ребенка.

Почти все дети данного возраста испытывают трудности при адаптации к новым

условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически, возникает чувство

тревоги и неуверенности, связанное с совершенно новой жизнью в школе. Дети очень

остро

реагируют

на

ситуацию

в

их

жизни.

У

них

появляется

возбудимость,

раздражительность, агрессия, повышается утомляемость. Ребенку сложно понять и

осознать, что происходит. Мечты о прилежной и интересной учебе становятся

рассеянными, а жажда знаний проходит. Понятно, что многое будет зависеть и от

личности педагога, его форм и методов работы, творческой направленности, активности и

толерантности. Но, для нас сейчас важнее личность самого ребенка, будущего ученика,

школьника.

Мотивация

к

обучению у

дошкольников

остается

актуальной

проблемой

для

современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение

уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже

в детском саду.

Ребенок может иметь хорошее общее развитие и уметь управлять собою, но если у него не

выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно.

Как известно, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

– положительных представлений о школе;

– желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

– сформированной позиции школьника.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные

формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение

рассказов

и

разучивание

стихов

школьной

тематики,

рассматривание

картинок,

отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после

экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и

игра в школу. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу»,

«Разложи все по порядку», «Что лишнее?»

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много

неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные

стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость

школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость

помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно

показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми

на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации

школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом

воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. В сюжет

игры можно ввести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться и всем мешает,

нарушает установленные правила.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания.

Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в

книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного

учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить

начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть

свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является

мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях

семейного воспитания.

Как правило, учебная мотивация возникает естественным путем при нормальном

развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со

сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и

дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает

картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и

собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами,

пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т. д.) и, конечно же,

слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого

дня ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему

окружающему, ребенок к шести годам сам стремится научиться читать и считать, что

говорит о возникновении у него учебной мотивации.

Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе

можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка

стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие

мотивы.

Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или

структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания,

стремление

овладевать

способами

самостоятельного

приобретения

знаний;

познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы

ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие

познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное

развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения

с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.).

Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения,

но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть

полезным обществу,

стремление получить одобрение старших,

добиться успеха,

престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми,

одноклассниками.

Мотив достижения успеха - стремление достичь высоких результатов и мастерства в

деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые

результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Переживание

успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношении ребенка к

себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию

достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения

должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они

учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию

успеха. Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет,

самый подходящий для этого. Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается

с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным,

критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,

послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка

зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой

стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может

породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого

жизненного опыта через доверие и подражание другим людям.

Мотив избегания неудачи - это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой

оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство

воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной

мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и

школьная дезадаптация.

Мотив саморазвития - это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это

стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою

компетентность. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно

приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие

приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение

вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и

учебе как к серьезной деятельности. Ребенок приходит в школу с определенной

мотивацией. Это стремление к одобрению, к поддержке взрослых, к завоеванию

авторитета среди сверстников, желание занять «позицию школьника».

Развитие мотивации к школьному обучению предполагает формирование представлений

дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его

завтрашний день и подготовку ребенка.

Формированию положительного отношения к школе помогают и различные режимные

процессы, приучают ребенка к самостоятельности, дисциплинированности во время

экскурсий, прогулок можно подчеркнуть, что вести себя нужно, как будущим ученикам.

Следует добиваться того, чтобы ребенок всё успевал делать вовремя.

Стремление в школу только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности

ребенка к обучению.

Многие родители и педагоги полагают, что ребенок готов к обучению в школе, потому,

что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним

готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного

поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то,

что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у

ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему

нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного

возраста.



В раздел образования