Автор: Титова Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Населённый пункт: р.п.Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена
в проектной деятельности дошкольников
В век быстрого развития информационно инновационных технологий и
в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране,
актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного,
активного, любознательного, креативного поколения.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те
современные педагогические технологии, которые формируют базовые
способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС
ДОО.
Метод мыслительных карт американского психолога Тони Бьюзена —
это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная
техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи,
зарисовывания.
Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют
определенную
схему
действий,
упрощают
процесс
запоминания.
Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления
у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после
этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на
которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет
собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно
разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких
предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий.
В своей работе метод мыслительных карт я использую в проектной
деятельности,
что позволяет
сгруппировать
полученные детьми
знания,
упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности.
Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно
поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить куличик, построить замок?
Такая беседа с детьми старшей группы и явилась мотивом реализации
проекта «От песчинки к песку». Первым этапом в реализации проекта стало
составление мыслительной карты. В центре листа бумаги формата А-3, мы
обозначили основную идею (проблему). Это крупная картинка песочницы с
песком, задающая направление нашим размышлениям.
От центральной идеи проводим несколько изогнутых линий (каждая
имеет свой цвет).
Над первой линией-ветвью
написали
«песчинка».
В
результате
обсуждения появилось три второстепенных линии: «лупа» (рассмотреть
песчинку), «что такое песок?» (определение понятия песок), и картинка
пустыни. Вторая центральная ветвь определила свойства песка «мокрый-
сухой» и все недостатки и преимущества использования того и другого
(какой тяжелее, какой лучше лепится и т.д.). Над третьей линией «кому
необходим?»: человеку, (строительство, использование в гололед, песочные
часы), животному (верблюд), растению (кактус). Последней центральной
линией стала ветвь – «Игра». На ней определили второстепенные линии:
песочница, рисование песком, эксперименты, меры предосторожности при
игре с песком.
- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются
стрелками.
Понятия
организуются
иерархически.
Можно
обводить,
подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно
удобнее вертикально ориентированных.
- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д.
порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только
слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это
повышает
привлекательность,
оригинальность
и
эффективность
мыслительных карт.
При использовании мыслительных карт в проектной деятельности,
визуализируются все имеющиеся представления, связанные с главной
проблемой, и видны их взаимосвязи, что помогает в решении поставленной
задачи.
На
сегодняшний
день
метод
мыслительных
карт
является
инновационным направлением в дошкольной педагогике.
В качестве
учебного упражнения можно
разрабатывать мыслительные карты по
разным познавательным контекстам: это тема занятия, работа по проекту,
попытка соединить разные виды деятельности.