Напоминание

"Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности дошкольников"


Автор: Титова Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Населённый пункт: р.п.Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена

в проектной деятельности дошкольников

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и

в связи с переходом на новую модель образования в нашей стране,

актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного,

активного, любознательного, креативного поколения.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те

современные педагогические технологии, которые формируют базовые

способности, необходимые для развития личности и соответствуют ФГОС

ДОО.

Метод мыслительных карт американского психолога Тони Бьюзена —

это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная

техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи,

зарисовывания.

Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют

определенную

схему

действий,

упрощают

процесс

запоминания.

Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления

у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после

этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на

которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет

собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно

разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких

предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий.

В своей работе метод мыслительных карт я использую в проектной

деятельности,

что позволяет

сгруппировать

полученные детьми

знания,

упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности.

Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно

поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить куличик, построить замок?

Такая беседа с детьми старшей группы и явилась мотивом реализации

проекта «От песчинки к песку». Первым этапом в реализации проекта стало

составление мыслительной карты. В центре листа бумаги формата А-3, мы

обозначили основную идею (проблему). Это крупная картинка песочницы с

песком, задающая направление нашим размышлениям.

От центральной идеи проводим несколько изогнутых линий (каждая

имеет свой цвет).

Над первой линией-ветвью

написали

«песчинка».

В

результате

обсуждения появилось три второстепенных линии: «лупа» (рассмотреть

песчинку), «что такое песок?» (определение понятия песок), и картинка

пустыни. Вторая центральная ветвь определила свойства песка «мокрый-

сухой» и все недостатки и преимущества использования того и другого

(какой тяжелее, какой лучше лепится и т.д.). Над третьей линией «кому

необходим?»: человеку, (строительство, использование в гололед, песочные

часы), животному (верблюд), растению (кактус). Последней центральной

линией стала ветвь – «Игра». На ней определили второстепенные линии:

песочница, рисование песком, эксперименты, меры предосторожности при

игре с песком.

- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются

стрелками.

Понятия

организуются

иерархически.

Можно

обводить,

подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно

удобнее вертикально ориентированных.

- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д.

порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только

слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это

повышает

привлекательность,

оригинальность

и

эффективность

мыслительных карт.

При использовании мыслительных карт в проектной деятельности,

визуализируются все имеющиеся представления, связанные с главной

проблемой, и видны их взаимосвязи, что помогает в решении поставленной

задачи.

На

сегодняшний

день

метод

мыслительных

карт

является

инновационным направлением в дошкольной педагогике.

В качестве

учебного упражнения можно

разрабатывать мыслительные карты по

разным познавательным контекстам: это тема занятия, работа по проекту,

попытка соединить разные виды деятельности.



В раздел образования