Автор: Зорин Борис Спиридонович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "ШИСОО" с. Самбург Пуровского района
Населённый пункт: с. Самбург Пуровский район ЯНАО
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Система профориентационной работы в школе"
Раздел: среднее образование
Педагогическое эссе «Система профориентационной работы в школе»
Зорин Борис Спиридонович, учитель технологии
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а
сейчас
она
становится
особо
актуальной
в
связи
с
изменениями,
происходящими
в
нашем обществе.
О множестве новых профессий
школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии
претерпевают существенные изменения.
Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких
факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его
индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного
освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность,
формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте –
благополучия его семьи.
Главные мои задачи:
1. Оказание
помощи школьникам в решении профессионального
самоопределения.
2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора
профессий
с
учетом
их
ценностных
ориентаций,
способностей
и
возможностей, жизненных планов и перспектив.
Поэтому провожу работу:
информирование
учащихся
о
профессиях,
путях
их
получения,
возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке
труда профессий, в приоритете (технические, сельскохозяйственные
профессии);
изучение
с
привлечением
специалистов
и
с
использованием
современных методов и средств диагностики профессионально важных
качеств школьников;
коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога,
консультации учащихся по вопросам выбора профессии;
организация
экскурсий
на
предприятия
с
целью
знакомства
с
профессиями и организацией труда;
организация встреч с представителями учебных заведений;
работа с родителями включает в себя выступления педагога-психолога,
классных руководителей.
Мероприятия
провожу
строго
по
плану
и
планированию
профориентационной работы.
1
Определил главные направления профориентационной работы, главные
мероприятия,
а
также
получил
рекомендации
по
планированию
профориентационной работе с обучающимися разных возрастных групп.
Проведено
индивидуальное
консультирование
воспитанников
по
профессиональному
выбору.
Определены
профессиональные
интересы,
оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Были проведены групповые профориентационные занятия, классные
часы с учащимися, преимущественно в форме тренингов. На занятиях
проводилось анкетирование, в классах обсуждалась специфика профессий,
выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого учащегося.
Сформированы
представления
о
направлениях
и
видах
профессиональной
деятельности,
оказана
помощь
в
личностном
самоопределении и самоактуализации.
При
работе
с
учащимися
учтены
возрастные
особенности,
индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в
выборе профессии. Поэтому для достижения поставленных целей и задач
использую различные формы работы по профориентации.
1.
Обновление уголков по профориентации в школе происходит
постоянно. Пресс – сектор регулярно пополняет информационный стенд
новой и полезной информацией для учащихся («В мире профессий»,
«Слагаемые выбора профессии», «В помощь выпускнику», «Куда пойти
учиться»). В МБОУ «ШИСОО» с. Самбург с помощью оформленных стендов
учащиеся узнали больше информации о профессиях, которые востребованы в
Ямало-Ненецком автономном округе и ознакомились с материалами для
поступления в ВУЗы и колледжи России.
2.
В
школе-интернате
были
проведены
мониторинговые
исследования,
индивидуальные
консультирования,
тестирования,
анкетирования.
3.Были организованы экскурсии на предприятия села Самбург, были
организованы встречи с представителями работодателей.
4. В школе-интернате проходят уроки занятости, открытые уроки по
профориентации, всеобуч, онлайн- уроки, тематические классные часы.
В течение апреля-мая в школе-интернате проводим родительские
собрания – лектории ««Роль семьи в профессиональном самоопределении
детей»,
которые
были
направлены
на
повышение
психологической
компетенции по вопросам профессионального самоопределения. Также
анкетирование родителей с целью выявления их отношения к выбору
учащимися профиля обучения.
2
Реализация разработанного плана, поставленных задач, применение
различных форм и методов в профориентационной работе показала их
эффективность.
По результатам проведенной работы учащимся даны рекомендации
педагогов–психологов, классных руководителей, социальных педагогов,
работодателей, представителей профессиональных учебных заведений по
профессиональному выбору, которые каждый воспитанник мог обсудить с
родителями.
3