Автор: Людмила Ильинична Зимина
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДШИ им.Ю.А. Розума ГОЩ МО
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: статья
Тема: Что мы делаем для того, чтобы дети ДШИ слушали и понимали современную музыку конца XX начала XI века.
Раздел: дополнительное образование
Л.И Зимина
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы обучения детей современной музыки
конца 20века начала 21века. Освещается особенности обучения современной музыки,
её понимания детьми и возможностью развить у них желание слушать её.
Музыкальное образование должно быть основано на взаимопонимании преподавателя
и учащегося, а также желании погрузиться в мир прекрасного.
Что мы делаем для того, чтобы дети ДШИ слушали и понимали современную
музыку конца XX начала XI века.
Дети – это особый слой общества, который находится на стадии взросления.
Многие взрослые отделяют детей в отдельный класс, считая их непонимающими и не
знающими жизни. Можно поспорить с этим определением, сказав, что дети
разделяются по возрасту и развитию.
Сначала определим, что же такое ДШИ – это центр дополнительного образования
для детей. В таких центрах чаще всего реализуются учебные программы, которые
направленны на обучение детей и развитие детского творчества.
Именно в таких детских учреждениях прививается любовь к музыке. Чтобы дети
слушали и понимали современную музыку, необходимо привить им любовь к ней.
Музыка — это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными
мелодиями и приятными тонами. Вряд ли найдем хотя бы одного человека, который
равнодушен к музыке. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное
влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на
растения. Парадоксально, но мелодичная музыка может стимулировать рост и
развитие всего живого.
Музыка имеет огромное влияние на развитие детей и нельзя этим пренебрегать.
Музыка и другие виды искусств создают культуру досуга и помогают сделать
существование детей увлекательным, осмысленным и интересным. Также, музыка
прививает чувство прекрасного. Эстетическая среда, которую создаёт семя, всегда
играет особую положительную роль - дети хранят полученное знание и делится им с
окружением и передают своим детям.
Приобщать к среде музыки необходимо с наиболее раннего, а правильнее
внутриутробного этапа. Знакомя ребенка с музыкальным материей, подбирайте
легкодоступные его осмыслению сочинения. Не надо думать, что лишь классика
формирует и духовно обогащает ваше дитя. Джаз, народная музыка, а также многие
произведения современной музыки также имеют необходимые свойства. Но, чтобы
любить или не любить что-либо в искусстве нужно его знать и понимать.
Влияние музыки на развитие ребёнка можно описать формулой:
музыка - фантазия - творчество - умение слушать и слышать - развитие
мыслительных способностей.
Дети, очень восприимчивы. Маленький человек воспринимает песню матери как
её существо, её образ, поэтому голос мамы, пение колыбельной песни остаются в его
памяти до конца жизни, а песня матери мелодична и душевна. Музыка для детей -
особый мир переживаний радостных и не очень. Для полного его погружения в этот
мир, необходимо развить у него способности, и, конечно же, музыкальный слух и
эмоциональную реакцию. Иначе музыкальное влияние не сможет выполнить свои
воспитательные функции.
Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество отдельной
личности неповторимо, поэтому необходимо пристально следить за индивидуальными
особенностями детей. Это необходимо учитывать любому преподавателю.
В ходе исследований установлено: ребенок может различать звуки по их высоте
уже в первые месяцы своего существования. В особенности неоспорим данный факт, у
тех, кто именно стали высококлассными музыкантами. Неординарные способности
явно были у Моцарта, который в четыре года играл на органе и скрипке, а в пять лет
написал первое музыкальное произведение.
Целью влияния музыки на воспитание детей является приобщение к музыкальной
культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие
творчества деятельности детей очень большое. Музыка, как и всё искусство может
воздействовать на разностороннее развитие личности ребенка, побуждать к
нравственно эстетическим переживаниям, привести к изменению окружения к
активному мышлению. Основное музыкальное воспитание обязано отвечать главным
требованиям: быть общем, охватывающим всех и всесторонним, гармонично
развивающим разные стороны формирования личности ребенка.
Восприятие музыки — это важнейшая и довольно сложная функция нервной
системы. Главная работа при восприятии музыки ложится на правое полушарие,
однако и левое также задействовано в данном деле. Существует зависимость от того,
играет человек сам или слушает, имеется ли текст, или звучит только мелодия. От
этого зависит какие группы нейронов активируются в мозге. Замечено что, музыка
влияет не только на личность, но и на живые организмы и даже на молекулярную
структуру воды.
Мелодии приятные человеческому уху действуют не только на его
эмоциональное состояние, но и на его физиологические параметры: расширяются
сосуды, замедляется пульс, увеличивается сила сердечных сокращений. Агрессивная и
раздражающая музыка ведет к обратному эффекту.
Проанализируем музыку современных авторов, таких как К.Пендерецкого,
А.Шнитке, И. Слонимского.
Сперва рассмотрим композицию К.Пендерецкого “Трен (Памяти жертв
Хиросимы)”. Первоначально произведение имело название 8,26 по аналогии с
сочинением Кейджа 4,33, что означает лишь продолжительность (в минутах и
секундах) звучания. Но новое название, которое композитору подсказал кто-то из
друзей, оказалось, как видно, удачным, особенно в плане популяризации сочинения:
из абстрактного сонорного оно превратилось в опус почти программный, рождающий
яркие ассоциации.
Так же обратим внимание на произведение «Желтый звук» А.Шнитке. В музыку
пробивался авангард, который не отрицал классику, а органично вырастал из нее,
сонорные качества новейшей музыкальной композиции, которые достигаются
благодаря изменению фактурного и тембрового наполнения звука. Юношеский
экстремизм Шнитке срывал паутину и стирал пыль с закостеневших традиций.
Какофония. В жизни постоянно рождается что-то такое, что люди поначалу не хотят
называть музыкой, но потом это становится для них искусством.
Цикл «Капельные пьески» И. Слонимского хорошо подходят начинающим
ученикам, но они рассчитаны на маленьких детей. Их можно рекомендовать для
знакомства с клавиатурой начинающих и для чтения нот с листа. Фортепианный цикл
«Детские пьесы» обычно входит в педагогический репертуар для средних и старших
классов. Он состоит из семи разнохарактерных пьес, каждая из которых может быть
исполнена отдельно. В цикле фигурируют пьесы лирического характера – образы,
навеянные картинами природы. Первая пьеса цикла – «Пасмурный вечер». Она
поражает мечтательно-трогательной мелодией песенного характера. Красочный
ладогармонический язык с мягко диссонирующими созвучиями, игрой мажора и
минора воссоздаёт картину наступающей ночи с её светотенями и элегическим
настроением. Средний раздел пьесы интересен различными изобразительными
штрихами, которые напоминают отдалённые раскаты грома.
Слово сонорика происходит от лат. sono — звучать, звенеть. Как термин теории
композиции сонорика возникла в ХХ веке. В основе сонорики – «чистый звук»,
внутри которого выделяются тембр, глубина, пространство.
Развитие средств выразительности органной музыки было сопряжено с
нестандартными способами игры и звукоизвлечения, реализующими новейшие
тембро-сонорные принципы композиции. Технический прогресс и желание новых
художественных идей, особой выразительности, способ детализировать эмоции — все
это помогло возникнуть новым инструментам. Новейшие окраски и звучности
прибавила в багаж сонорики еще и электронная музыка.
Большое разнообразие гамм новых инструментов послужило большим толчком в
создании сонорных красок и нового звучания, а процесс эмансипации тембра был
главным составляющим явлением сонорной композиции. Эмансипация тембра и
многопараметровость относятся к сонорике очень плотно. Звук, увеличенный
микрофоном и отредактированный в особой студии, дает полное воздействие на
слушателей, которых сонорная аура покрывает.
Сонорику не стоит определять просто как использование красочных созвучий и
блоков, она важна только при факторе, что музыкальные ценности мелодики –
тематизма – модальности – тональности – гармонии – функциональности – серийности
– полифонии в свернутом виде в полноте входят в свежую трехмерную звуковую
ткань.
Сонорика, по своей сути, граничит с двух сторон с такими явлениями, как
тоновость и шум и подразделяется на:
колористику (тоны слышны);
сонорику (тоны частично слышны);
сонористику (тоны не слышны, только шумы).
Всё же, градации, показывающие эволюционное усиление красочных свойств
сонорики, нуждаются в промежуточных уровнях. Поэтому, для колористики
свойственно полное или частичное сохранение тоновости, предполагающее
колористически окрашенную гармонию и колористическую гармонию. Сонорика, где
можно различить отдельные тоны в разных градациях, характерны: сонорно
окрашенная гармония, сонорная гармония и сонористически окрашенная гармония. В
этом отношении, в сонористике возможно различение только зон и регистров,
возможны сонористическая гармония и сонорный шум. Нынешнее положение музыки
демонстрирует множественные разновидности общего направления сонорики.
Музыкальный звук и шум в сонорной композиции используют в качестве
материала на равных правах, крайние пределы достигаются даже и на привычных
музыкальных инструментах.
Чтобы слушатель понял язык современного музыкального искусства, необходимо
закрепить его в музыкальном сознании, сделать его натуральным и близким для детей.
Здесь прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического
воспитания в педагогическом образовании, возможность развития тембрового слуха,
формирования у ребенка особых знаний в области формообразования, новых методов
композиции, жанровых и стилевых особенностей.
Исследования педагогов и психологов подтвердили, что, школьники младшего
возраста являются наиболее благоприятным полем для взрощения музыкальной
культуры. Возможность проявления музыкальных способностей в этом возрасте
зависит и от задатков ребенка, и от степени музыкальности его окружения, в котором
он находится в первые годы жизни. А также, от постоянной работы педагога.
Музыкальность ребенка очень ярко видна в его деятельности, словесно-логической и
художественно-образной формах. Лучшим условием для эффективного ее
осуществления может быть соотношение в развитии существующих у ребенка
музыкальных способностей.
Для лучшего темпа и качественных характеристик в сфере формирования
музыкальных способностей нужно комплексное применение игровых, литературно-
художественных, ассоциативно-образных приемов и средств, активизирующих
творческую деятельность юного музыканта.
Также с разными сферами музыкального творчества, большой интерес вызывает
сфера детской фортепианной музыки. Анализируя литературу, можно прийти к
следующему выводу: множество произведений для детей программные, а пьесы,
которые не явно программно выражены, имеют элемент жанровости. Описание
музыкального материала, которое акцентирует художественную сторону пьес
помогает увеличению личностной мотивации детей в усвоении современной музыки и
поможет лучше проникнуть в суть исполнительских приемов.
Для детей характерно образное восприятие окружающего мира. Точность
ребяческих дефиниций потрясает по индивидуальной художественной образности и
просит верности, выразительности, солидности. Возможность слухового
представления, мышления звуковыми «образами» - являются ядром музыкальной
памяти и музыкального воображения ребенка-исполнителя. Сложное действие на
визуальную, аудиальную, кинестетическую и репрезентативные сенсорные системы
юного музыканта, показывает и формирует его музыкальное развитие, способствуя
дифференцированному восприятию многослойной фактуры сегодняшней музыки.
Важно обратить внимание на подбор репертуара для ребенка-исполнителя.
Подбирая репертуар, преподавателю необходимо помнить о факте, что сегодняшняя
музыка имеет ряд особенностей, которые представляют трудность в восприятии для
ребенка. Чему сильно способствует отказ от знакомого мажора-минора, всевозможная
метроритмическая структура, необычная фактура, педаль, аппликатура. Прочитав эту
музыку с листа, ребенок может отложить её и совсем отказаться от ее изучения. Всё
же, более глубокий анализ выявляет некоторые преимущества ее изучения. Как писал
Г.Г. Нейгауз, «ученику дается очень яркая, высокая и трудная цель, которая
определяет направление и интенсивность работы - единственный залог развития и
роста», поэтому он в своей педагогической практике «никогда не приспосабливал
произведения к ученику, а всегда лишь старался приспособить ученика к
произведению».
Сегодняшний музыкальный стиль попросту иной язык. Он не сложнее. На самом
деле сложнее педагогу, а не ученику. Ведь слух преподавателя взращен в основе своей
на классике, а у ученика, особенно юного, он вполне свободен, открыт к восприятию
нерегулярной метроритмики, свежих терпких гармоний.
Представляя детям прогрессивный стиль, c прогрессивной музыкальной манерой,
мы совсем никак не преступаем принцип «от обычного к сложному». И в
сегодняшней, и в классической музыке есть и обычное, и непонятное и, конечно, учась
тому и другому языкам, ученику приходится проходить этот путь, увеличивая
последовательно свой музыкальный кругозор. Сложно говорить какой язык
принимается правильнее ребенком. Всё же, любой преподаватель знает, что «Дождь и
радуга» С.Б. Прокофьева намного легче даются ученику, чем «Маленькая Прелюдия»
И.С. Баха.
Возможность постичь особо сложные вещи в юном возрасте общеизвестна.
Вероятно, максимальный ущерб музыкальному обучению ребенка дает
направленность откладывания сегодняшней музыки на «потом». «Педагоги делают
ошибку, - говорил английский педагог Дэвид Гамильтон, - пытаясь приобщить своих
учеников к современной музыке, когда те уже вышли из начальной стадии обучения и
познакомились с традиционной гармонией. В возрасте 12-13 лет, проучившись три-
четыре года, дети начинают думать, что они всё узнали о музыке. У них
вырабатывается неприятие музыки тех композиторов, которые не только разрушают
все правила, но и создают новые с каждым последующим произведением.
Преподаватель, который не знаком с музыкой, написанной после того, как он перестал
быть студентом, отстаёт от жизни. Классика не может быть подготовительной
ступенью к восприятию современной музыки, т.к. это различные явления».
Преподаватель независим в подборе музыки. Например, сборники пьес «От 5 до
50» С.М. Слонимского («Романтический вальс», «Любовь принцессы и охотника» из
сюиты по сказке немецкого поэта Р. Баумбаха «Принцесса, не умевшая плакать»,
«Капельные пьески», «Вальс Золушки и принца», «Король-музыкант» из сюиты по
сказке братьев Гримм) дают исполнителю, и слушателю возможность познакомиться с
многообразием стилевых направлений сегодняшней музыки, сплетением классических
и новых композиционных приемов и средств выразительности.
Детская музыка Слонимского чрезвычайно увлекательная, отважная, догадливая
по выразительным способам и звуковым краскам. В своих произведениях с высоким
высококлассным умением музыкант основал собственный личный персональный,
обширный и броский мир музыки. Детям нравится эта современная музыка, она дает
им стимул к творчеству.
Музыкальный язык имеет признаки универсальности, но он в основном
базируется на национальных, народных интонациях. Поэтому можно сделать
следующий вывод: детей необходимо воспитывать на знакомом им народном
материале, непременно включая его в репертуар, а также произведения иных
национальных культур. Музыка современности так разнообразна, что в данный
момент нельзя говорить о наличии особого единого современного стиля.
Самым распространённым элементом является созвучие, захватывающее целую
гроздь соседних нот - так называемые «кластеры». Очень часто диссонанс разрешается
в диссонанс, а разрешение носит часто динамический характер и достигается тихим
исполнением второго аккорда.
Облик нынешних пьес устанавливает новейшие аппликатурные принципы. Они
похожи на принципы романтиков - первый палец на чёрной клавише, один звук
берётся несколькими пальцами и так далее.
Возможность музыкально мыслить, передавать психологию произведения,
выстраивать концепцию произведения - все это необходимо сочетать с мастерским
владением инструментом, с применением разнообразия приемов темповых,
штриховых, а также приемов в области интонационно-звуковой выразительности.
Сложно понять сегодняшнюю музыку, но всё же это возможно, и к этому
необходимо приложить определенные усилия. Поэтому сегодняшнюю музыку
встречают по-разному. Но, чем раньше ученики узнают её, тем быстрее появится
возможность воспитать музыкально-образованных слушателей, людей, понимающих
новейшие достижения всего сегодняшнего искусства.
Список использованной литературы:
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 2000.
2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,
1998.
3. Гамильтон Д. Музыкальное воспитание в современном мире. Советский
композитор, М. 1973.
4. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики. Л., 2002.