Напоминание

"Правописание гласных и согласных в приставках"


Автор: Талалаева Галина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Луганская СОШ
Населённый пункт: Комаричский район Брянская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 10 классе
Тема: "Правописание гласных и согласных в приставках"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Учитель Талалаева Галина Петровна

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после

приставок»

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме

Задачи урока:

- актуализировать и систематизировать знания о правописании приставок;

- организовать деятельность обучающихся по формированию умения определять группу

приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием;

- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

- активизировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию , использовать теоретические знания для

объяснения способов деятельности;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Слайд 1

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим

могущественным орудием. И.С.Тургенев

--Как вы понимаете это высказывание?

2) Орфоэпическая разминка. Слайд 2

ЕГЭ задание 4

А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения .

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это

слово.

1) оптОвый 1) иксЫ

2) вернА 2) балУясь

3) кухОнный 3) зАгнутый

4) прибЫв 4) цепОчка

5)молЯщий Ответ: 3 5) СлИвовый Ответ: 1

3.Формулировка темы, цели и задач урока. Слайд 3

- Найдите « третье лишнее» в цепочках слов:

1. п…дойти, бе…численные, …доровье

2. …гореть, пред…стория, …дшний

3. пр…морский, пр…рвать, …дание.

Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Слайд 4

- Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после

приставок»

- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего

урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) : вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать

орфографические навыки написания приставок, узнать формулировки задания 10 ЕГЭ ,

научиться правильно их выполнять

4. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о

приставках.

- Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

- Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов.

--Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке более 50 активно действующих приставок.

--На какие группы можно разделить все приставки?

Слайд 5. Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.

--Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).

Слайд 6. Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-,

черес- и др.

--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со

звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного ,

то в приставке пиши С.)

--А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание,

здоровье, ни зги .

Слайд 7. Третья группа- это приставки, написание которых зависит от

смысла.Это пре-и при-.

---Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)

Слайд 8. Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).

---Посмотрите на слайд ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте

правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре

группы приставок.

--А какие гласные нужно писать после приставок? Сейчас вы, наверное , ожидаете

скучной теории…А хотите стихотворение? Слайд 9

Вдруг раздался страшный рык-

Это Ы прогнало И от приставки на согласный :

Был тут Иск – стал розЫск .

Ясно?!

Лишь исключение взИмать с буквой И надо писать.

---Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)

Слайд 10

А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-

Все дамы очень странные.

Уж такие утончённые :

В букву И они влюблённые.

Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !

К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,

Стали сверхИзысканнее всех!

-- Попробуйте сформулировать вторую часть правила ( ответы учащихся)

А теперь найдите в учебнике ( параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в

рифмованном алгоритме. Озвучьте их ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер

Ы И

1)После русских приставок 1) взимать (исключение)

на согласный 2) после русских приставок меж-и сверх-

3) после русских приставок на гласный

4) в сложносокращённых словах после 1 части

4) после иностранных приставок

5. Физкультминутка. (Звучит музыка) Слайд11

--Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза…Представьте, что вы лежите на

зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните

поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо,

напряжение и усталость уходят..

6. Закрепление материала.

--А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока, но

вначале обратите внимание на слайд и познакомьтесь со значениями этих приставок.

Слайд 12

Супер- первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».

Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то

пространство.

Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.

Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех

направлениях.

Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь

Суб- первая часть сложных слов в значении « подчинённый кому-нибудь, не главный»

( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра,

субИнспектор)

1. Подготовка к ЕГЭ. Знакомство с формулировкой задания 10 по сборнику Н.Сениной

Слайд 13

--- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та

же буква. Запишите номера ответов. ( Учащиеся комментируют ответы).

1. .пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать

2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера

3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе...крайний

4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут

Ответ: (1 3)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

2..Выпишите слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3)

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я

глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на

голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно ,

бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно

пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый

воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с

отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.

(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело

трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким

громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог

усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его

оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я

п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я

благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15)

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

3.. Определите тему и основную мысль текста.

4. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к

ней.

5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)

3. Тест. Проверочная работа

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.

пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

2.

пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

3.

ад..ютант, бул..он, компан..он

4.

об..рвать, д..йти, от..двинуть

5.

р..списка, р..зыск, р..спись

Ответ: 14

1.

Пресечь, преодолеть, преградить

2.

Прерывать, пристать, премаленький

3.

Адъютант, бульон, компаньон

4.

Оборвать, дойти, отодвинуть

5.

Расписка, розыск, роспись

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

2.

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

3.

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

4.

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

5.

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Ответ: 35

1.

Пресечь, пригласил, приоткрыть

2.

Привлечь, предание, придирки

3.

Прибежище, приберег, приукрасил

4.

Прадед (исключение), прообраз, праязык

5.

Пререкаться, прекрасный, премилый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна

и та же буква. Запишите номера ответов.

1.

..десь, ..даваться, ..дание

2.

и..бавиться, и..резать, и..менить

3.

ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

4.

р..спись, р..списаться, р..зыск

5.

пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Ответ: 25

1.

Здесь, сдаваться, здание

2.

Избавиться, изрезать, изменить

3.

Расписание, разбежаться, разукрасить

4.

Роспись, расписаться, розыск

5.

Прилечь, присвоил, приоткрыл

7. Итоги урока.

- Чем мы занимались на уроке?

- Какие правила повторили?

- Расскажите правила и приведите примеры.

8. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

9. Домашнее задание Параграфы 27-29, упражнение 158 или составить словарный

диктант на изученные правила (35 слов).

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»



В раздел образования