Автор: Талалаева Галина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Луганская СОШ
Населённый пункт: Комаричский район Брянская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 10 классе
Тема: "Правописание гласных и согласных в приставках"
Раздел: полное образование
Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Учитель Талалаева Галина Петровна
Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после
приставок»
Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме
Задачи урока:
- актуализировать и систематизировать знания о правописании приставок;
- организовать деятельность обучающихся по формированию умения определять группу
приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием;
- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.
- активизировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-
следственные связи, систематизировать, обобщать;
- развивать коммуникативную компетенцию , использовать теоретические знания для
объяснения способов деятельности;
- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,
пониманию значения орфографической грамотности;
- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний. Слайд 1
1.Устная работа с эпиграфом к уроку:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием. И.С.Тургенев
--Как вы понимаете это высказывание?
2) Орфоэпическая разминка. Слайд 2
ЕГЭ задание 4
А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения .
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это
слово.
1) оптОвый 1) иксЫ
2) вернА 2) балУясь
3) кухОнный 3) зАгнутый
4) прибЫв 4) цепОчка
5)молЯщий Ответ: 3 5) СлИвовый Ответ: 1
3.Формулировка темы, цели и задач урока. Слайд 3
- Найдите « третье лишнее» в цепочках слов:
1. п…дойти, бе…численные, …доровье
2. …гореть, пред…стория, …дшний
3. пр…морский, пр…рвать, …дание.
Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Слайд 4
- Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после
приставок»
- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего
урока.
Целеполагание (цели и задачи урока) : вспомнить – узнать – научиться.
Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать
орфографические навыки написания приставок, узнать формулировки задания 10 ЕГЭ ,
научиться правильно их выполнять
4. Работа по теме урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о
приставках.
- Что такое приставка?
- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …
- Каково назначение приставок?
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.
--Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?
- В русском языке более 50 активно действующих приставок.
--На какие группы можно разделить все приставки?
Слайд 5. Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.
--Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).
Слайд 6. Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-,
черес- и др.
--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со
звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного ,
то в приставке пиши С.)
--А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание,
здоровье, ни зги .
Слайд 7. Третья группа- это приставки, написание которых зависит от
смысла.Это пре-и при-.
---Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)
Слайд 8. Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).
---Посмотрите на слайд ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте
правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре
группы приставок.
--А какие гласные нужно писать после приставок? Сейчас вы, наверное , ожидаете
скучной теории…А хотите стихотворение? Слайд 9
Вдруг раздался страшный рык-
Это Ы прогнало И от приставки на согласный :
Был тут Иск – стал розЫск .
Ясно?!
Лишь исключение взИмать с буквой И надо писать.
---Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)
Слайд 10
А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-
Все дамы очень странные.
Уж такие утончённые :
В букву И они влюблённые.
Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !
К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,
Стали сверхИзысканнее всех!
-- Попробуйте сформулировать вторую часть правила ( ответы учащихся)
А теперь найдите в учебнике ( параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в
рифмованном алгоритме. Озвучьте их ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер
Ы И
1)После русских приставок 1) взимать (исключение)
на согласный 2) после русских приставок меж-и сверх-
3) после русских приставок на гласный
4) в сложносокращённых словах после 1 части
4) после иностранных приставок
5. Физкультминутка. (Звучит музыка) Слайд11
--Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза…Представьте, что вы лежите на
зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните
поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо,
напряжение и усталость уходят..
6. Закрепление материала.
--А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока, но
вначале обратите внимание на слайд и познакомьтесь со значениями этих приставок.
Слайд 12
Супер- первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».
Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то
пространство.
Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.
Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех
направлениях.
Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь
Суб- первая часть сложных слов в значении « подчинённый кому-нибудь, не главный»
( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра,
субИнспектор)
1. Подготовка к ЕГЭ. Знакомство с формулировкой задания 10 по сборнику Н.Сениной
Слайд 13
--- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква. Запишите номера ответов. ( Учащиеся комментируют ответы).
1. .пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать
2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера
3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе...крайний
4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут
Ответ: (1 3)
2. Работа с текстом (текст распечатан)
1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».
2..Выпишите слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.
(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3)
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я
глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на
голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно ,
бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно
пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый
воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с
отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело
трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким
громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог
усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его
оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я
п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я
благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15)
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
3.. Определите тему и основную мысль текста.
4. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к
ней.
5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)
3. Тест. Проверочная работа
Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1.
пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
2.
пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
3.
ад..ютант, бул..он, компан..он
4.
об..рвать, д..йти, от..двинуть
5.
р..списка, р..зыск, р..спись
Ответ: 14
1.
Пресечь, преодолеть, преградить
2.
Прерывать, пристать, премаленький
3.
Адъютант, бульон, компаньон
4.
Оборвать, дойти, отодвинуть
5.
Расписка, розыск, роспись
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1.
пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
2.
пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
3.
пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
4.
пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
5.
пр..рекаться, пр..красный, пр..милый
Ответ: 35
1.
Пресечь, пригласил, приоткрыть
2.
Привлечь, предание, придирки
3.
Прибежище, приберег, приукрасил
4.
Прадед (исключение), прообраз, праязык
5.
Пререкаться, прекрасный, премилый
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1.
..десь, ..даваться, ..дание
2.
и..бавиться, и..резать, и..менить
3.
ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
4.
р..спись, р..списаться, р..зыск
5.
пр..лечь, пр..своил, пр..открыл
Ответ: 25
1.
Здесь, сдаваться, здание
2.
Избавиться, изрезать, изменить
3.
Расписание, разбежаться, разукрасить
4.
Роспись, расписаться, розыск
5.
Прилечь, присвоил, приоткрыл
7. Итоги урока.
- Чем мы занимались на уроке?
- Какие правила повторили?
- Расскажите правила и приведите примеры.
8. Рефлексия.
Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Урок мне показался (коротким / длинным)
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)
4. На уроке мне было (интересно / скучно)
9. Домашнее задание Параграфы 27-29, упражнение 158 или составить словарный
диктант на изученные правила (35 слов).
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Выполните тестовые задания.
1. В каком слове пишется буква А?
а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.
2. В каком слове пишется буква З?
а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.
1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,
6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.
4. В каком слове пишется буква Е?
а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,
в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;
б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;
в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;
г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.
Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.
0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»