Внеклассные тематические мероприятия как фактор повышения эффективности преподавания биологии в системе в сетевого взаимодействия
Автор: Разуменко Оксана Евгеньевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Внеклассные тематические мероприятия как фактор повышения эффективности преподавания биологии в системе в сетевого взаимодействия Раздел: полное образование
Внеклассные тематические мероприятия как фактор повышения эффективности
преподавания биологии в системе в сетевого взаимодействия
Разуменко О.Е., учитель биологии МБОУ «СОШ № 7»
«Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силою принуждения
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдет"
К.Д. Ушинский
В
2014-2015
учебном
году
МБОУ
«СОШ
№7»
был
присвоен
статус
Ресурсного
центра
профильного
обучения
учащихся
по
предмету
«Химия»
и
открыт
сетевой
класс
для
десятиклассников города на основании приказов Департамента образования:
от 02.06.2014 № 538 ДО. Об утверждении Положения о ресурсном центре профильного
обучения и предпрофильной подготовки учащихся в муниципальной образовательной
сети [1];
от
17.09.2014
№
753.
Об
организации
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций
в
рамках
реализации
профильного
обучения
и
предпрофильной
подготовки учащихся [2].
В 2015-2016 учебном году МБОУ «СОШ №7» был открыт сетевой класс для десятиклассников
города по предмету «Биология».
Основной
целью
деятельности системы
сетевого
взаимодействия
является обеспечение
условий для получения качественных образовательных услуг по предпрофильной подготовке и
профильному обучению учащихся. В школе № 7 созданы все условия для осуществления
полноценного качественного обучения: составлено расписание, предоставлены учебники и все
необходимые
средства
обучения.
Проходят
занятия
в
кабинете
биологии,
который
соответствует современным требованиям, в распоряжении учителя: современные технические
средства
обучения:
интерактивная
доска,
оборудование
и
реактивы
для
проведения
практических работ, мобильный класс, цифровая лаборатория «Архимед», дидактический
материал, наглядные и учебные пособия, в том числе и электронные.
Особое
внимание
внедрению
и
реализации
сетевого
профильного
обучения
уделяет
Департамент образования и администрация школы. Систематически проводится контроль
успеваемости и посещаемости, регулярно контролируется качество проведения занятий.
В соответствии с пожеланиями школьников в МБОУ СОШ № 7 были созданы две
группы сетевого класса:
для изучения предмета «БИОЛОГИЯ» на профильном уровне – 16 человек;
для изучения элективных предметов – 16 человек.
В
профильном
классе
организован
учебно-воспитательный
процесс
в
соответствии
с
нормативными
документами
органов
управления
образованием
и
документацией,
определяющими организацию образовательного процесса.
Обучение осуществляется по рабочим программам, разработанным учителем Разуменко О.Е.:
Предмет «Биология»
Рабочая программа для 10 класса по биологии (профильный уровень) примерной программы
среднего (полного) общего образования по биологии. Программа рассчитана на 105 часов в год
1
(3 часа в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров
В.Б.. Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 10 кл.: учебник/ В.Б. Захаров, С.Г.
Мамонтов,Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.-3-е издл., стереотип.-М.:Дрофа, 2015.
Элективные предметы:
Что вы знаете о своей наследственности? Рабочая программа составлена на основе сборника
Биология. Элективные курсы ( Курс «Что вы знаете о своей наследственности?». 9-11 классы.
Зверева Ирина. М.: Издательство: Корифей, 2006г. Программа рассчитана на 34 часа в год (1
час в неделю). Цель данного курса развить и усилить интерес к биологии, помочь учащимся в
выборе профиля..
Практикум по анатомии и физиологии человека .
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы «Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека» автор М.В.
Высоцкая
(Биология.
10-11
классы.
Практикум
по
анатомии
и
физиологии
человека.
Профильное образование / авт.-сост. М.В. Высоцкая,– Волгоград: Учитель, 2008. Программа
рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Цель данного курса сформировать навыки
постановки
и
проведения
физиологического
эксперимента,
лабораторных
работ,
решения
экспериментальных задач; познакомить с основами системы самосбережения и укрепления
здоровья.
Поскольку
в
настоящее
время
основным
критерием
оценки
деятельности
школы
является
сдача
ЕГЭ
школьниками,
поэтому
одним
из
направлений
деятельности
Ресурсного
центра
является
деятельность
по
подготовке
обучающихся
к
государственной (итоговой) аттестации.
Подводя некоторые итоги прошедшего учебного года, можно отметить следующее:
Количество учащихся на начало года – 15, на конец года – 13
Выбыло – 3 (школа № 14, школа №2); прибыло – 2 человека: (школа №14, школа № 2).
Итоги успеваемости по предмету «Биология»
В начале года была проведена входная контрольная работа по контрольно-измерительным
материалам за курс основной школы по биологии, итоги:.
Успеваемость составила - %
Качество знаний –%
На конец года – проведена итоговая контрольная работа за курс биологии 10-го класса, итоги:
Успеваемость составила –100 %
Качество знаний –%
Средний балл выполнения заданий части А – 75%.
Средний балл выполнения заданий части В – 70%.
Средний балл выполнения заданий части С –50%.
Итог - % выполнения – 65 %.
Лучшие работы у учащихся: Рекашова У., Иванцова А., Ахмадеева А.
Худшие работы у учащихся:
2
Рисунок 1. Динамика успеваемости учащихся сетевого класса
По результатам итоговой контрольной работы сделаны выводы для дальнейшей работы с
учащимися. В целом, уровень подготовки обучающихся 10 класса по биологии соответствует
требованиям государственного образовательного стандарта. У всех учащихся сформированы
знания и умения по основным разделам курса на базовом уровне (100%), на профильном
(50%), что дает основание считать подготовку обучающихся класса химико-биологического
профиля по предмету удовлетворительной.
Опыт работы в классе профильного обучения сетевой формы организации учебного процесса
позволяет сделать определенные выводы.
Положительные моменты:
‾
профильное образование в сетевой форме позволяет учащимся расширить выбор
изучаемых предметов, получить опыт взаимодействия в измененной социальной
ситуации;
‾
учащимся школ города предоставлена возможность изучать выбранный предмет по
программам
профильного
обучения,
удовлетворить
свои
учебные
потребности
и
получить полноценное образование по выбранному профилю;
‾
школьникам
предоставляется
возможность
подготовиться
к
государственной
аттестации, не прибегая к услугам репетиторства;
‾
достаточно высокая учебная мотивация школьников в профильном классе. Сознательно
выбрав профиль обучения, учащиеся стремятся к достижению цели и получению
знаний по профилю;
‾
работа в малой группе (9 – 13человек) позволяет учителю оптимально реализовать
принципы
личностно-ориентированного
обучения,
наиболее
полно
учитывать
индивидуальные особенности учащихся, больше времени уделять каждому из них;
‾
материальная заинтересованность учителя, что особенно важно в условиях сокращения
часов на предметы естественного цикла.
Проблемные моменты:
‾
дополнительная нагрузка на школьников, обучение в две смены;
‾
пропуски
занятий
учащимися
(иногда
вызваны
тем,
что
школьники,
активно
участвующие
в
концертной
деятельности,
во
внеклассных
мероприятиях
дополнительного образования, пропускают уроки, потому что мероприятия проводятся
во второй половине дня);
‾
разный уровень знаний школьников и их учебных возможностей;
3
‾
не всегда удается поддерживать тесный контакт с координаторами сетевого класса в
разных школах;
‾
домой сходить на обед ребята не успевают;
‾
одна из проблем это расписание уроков, ребята опаздывают;
‾
для
ведения
документации
в
каждой
школе
создан
сетевой
класс
и
приходится
прикреплять планирование многократно.
С целью выявить отношение учащихся к уровню обучения в сетевом классе был проведен
опрос. Анкетирование проведено с целью: узнать мнения учеников по обучению в сетевом
классе.
Ученикам
было
предложено
6
вопросов.
В
анкетировании
принимали
участие
8
учащихся.
Вопросы анкеты:
1. Почему ты выбрал обучение в сетевом классе?
Все учащиеся выбрали сетевой класса для того, чтобы получить глубокие знания и успешно
сдать ЕГЭ.
2. Какие положительные моменты сетевого обучения Вы можете отметить?
В качестве положительных моментов ученики отмечают: количество часов, небольшое число
учащихся
в
классе,
возможность
индивидуальной
работы
с
учителем,
высокий
уровень
преподавания, работа на нетбуках, лабораторные работы.
3. Какие отрицательные моменты, проблемы, трудности вы можете отметить?
Учащиеся отметили: большую нагрузку, обучение в две смены, пропуски занятий из-за
мероприятий внеурочной деятельности, удаленность от места жительства (для обучающихся
МБОУ СОШ №14).
4. Один гол в сетевом классе. Нужна такая форма обучения?
На этот вопрос все респонденты положительно.
Ответы учащихся представлены в презентации.
Говорить о результатах работы сетевого класса пока еще рано, показателем качества работы
будет
служить
итоговая
аттестация
в
11-м
классе,
но
следует
отметить,
что
этот
опыт
заслуживает
внимания
и
дальнейшего
развития,
поскольку
позволяет
удовлетворить
потребности
участников
образовательного
процесса
и
способствует
повышению
качества
образования.
Современная
школа
постоянно
находится
в
условиях
эксперимента,
происходящие
изменения
не
всегда
к
лучшему
(обилие
бумажной
работы,
не
нужной
отчетности и пр.), но эксперимент по созданию сетевого класса, на наш взгляд, нужно
продолжать, ведь он полностью отвечает интересам учащихся и помогает им реализовать свои
учебные потребности. А ведь самая главная фигура в образовании – это ученик!
Под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально
организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных
интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и
обеспечению разумного отдыха школьников.
Внеклассная работа строится на ином по сравнению с уроками материале; проводится
в иных, чем урок, организационных формах; в значительной большей степени, чем на уроке,
основывается на самостоятельной работе школьников; проходит во внеурочное время.
Основная цель внеклассного занятия по биологии является биологическое образование
обучающихся для воспитания биологически и экологически грамотных людей.
4
Особенности внеклассной работы :
1.
Добровольный характер.
2.
Организация деятельности учащихся по интересам, что способствует развитию
индивидуальных способностей школьников. При это работа должна быть посильной для
каждого школьника.
3.
Внеклассная
работа
строго
не
регламентирована
по
времени
и
по
срокам
проведения (может проводится не по строгому расписанию). В то же время она должна быть
систематичной.
4.
Содержание внеклассной работы отбирает учитель. Содержание определяется с
учетом интересов школьников, особенностей региона и др.
5.
Осуществляется связь с современностью более широко, чем на уроке.
6.
Используются более разнообразные формы работы, следовательно создаются
благоприятные условия для учета психолого-возрастных особенностей школьников (например,
в
средних
классах
могут
преобладать
игровые
формы
работы,
в
старших
классах
-
самостоятельная работа в музее, с литературой).
7.
Внеклассная работа содержит более широкие возможности для формирования
умений
школьников,
чем
на
уроке.
Это
происходит
в
основном
за
счет
использования
элементов исследовательской работы.
При правильной организации внеклассной работы повышается качество обучения.
Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью.
Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными
видами деятельности.
При
организации
внеклассных
занятий
с
учащимися
сетевого
класса
необходимо
рационально использовать время , поэтому очень важно планировать внеклассную работу.
Такой
план
следует
составлять
в
соответствии
с
желаниями
учащихся
и
с
учетом
общешкольного годового плана.
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает
в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет", - писал К.Д. Ушинский .
Учение
же,
опирающееся
на
интерес
учащихся
к
предмету,
становится
более
легким
и
плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию
своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не
могут быть полностью решены только на уроках.
Тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно
с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних. Они почти полностью
построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и
могут быть совсем необычны.
Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Расширение и углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Внеклассная
работа
делает
уроки
более
эффективными
как
для
учителя,
так
и
для
учеников.
Подготовка к трудовой деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие умений на практике применять свои знания.
5
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом
понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно,
чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало
целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.
В своей работе использую следующие педагогические технологии: арт - технологии,
игровые технологии, ИКТ – технологии.
Арт-технологии
–
это
технологии,
помогающие
осуществлять
процесс
обучения
и
развития детей через искусство –это фотография и художественно - творческую деятельность
(Фотоконкурс «Мир, в котором мы живем», фото подборки для урока (модификационная
изменчивость, генетика, фотосинтез, селекция. Подготовка плакатов по теме урока.).
Игровые технологии – разные виды игр, введенных в педагогический процесс, как одно
из
средств
достижения
поставленных
целей
внеклассной
деятельности
(викторины,
путешествие в микро-мир, игры «Что? Где? Когда?», игровой зачет «Вопрос на засыпку»).
ИКТ – технологии - это технологии, используемые
для подготовки и
передачи
информации
ученику
с
помощью
различных
устройств
и
способов
посредством
использования
современного
компьютерного
оборудования
(подборка
и
создание
видеороликов по теме предложенной учителем и классом, подготовка сообщений к уроку,
подготовка презентаций к уроку, решение тестов в он-лайн,
тестирование на ноутбуках
мобильного класса, мини-проекты, работа с каталогом в библиотеках школы, города и подбор
материала для создания виртуальных экскурсий «Мир профессий»).
Данные
технологии
позволяют
более
активно
включать
учащихся
в
учебно-
воспитательный процесс.
Наиболее
популярны
фото-
и
видеоматериалы,
компьютерные
презентации
(авторские и готовые), аудиоматериал, задания в игровой форме, кроссворды, викторины ,
видеоролики. Широко использую в работе такую форму как подготовка к уроку сообщения,
доклады, практикую стендовую форму отчета.
Таким образом:
Успех внеклассной работы связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная
работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами
деятельности.
При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время
обучающихся,
в
следствии
их
загруженности,
поэтому
важно
планировать
внеклассную работу.
В
результате
с
высокой
загруженностью
учитель
организация
внеклассного
мероприятия не предоставляется возможным;
В настоящее время школа не малокомплектная и работает в две смены поэтому есть
проблема как нехватка свободного помещения в школе. а проведения внеклассного
занятие, желательно непосредственно в кабинете биологии.
Источники информации:
1.
Об
организации
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций
в
рамках
реализации
профильного
обучения
и
предпрофильной
подготовки
учащихся
в
2014/2015 учебном году. Приказ ДО от 17.09.2014 № 753.
6
2.
Об
утверждении
Положения
о
ресурсном
центре
профильного
обучения
и
предпрофильной
подготовки
учащихся
в
муниципальной
образовательной
сети.
от
Приказ ДО от 02.06.2014 № 538.
3.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный
уровень). Биология. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-
правовых
документов
и
методических
материалов.
–
Вентана-Граф,
2008.
–
(Современное образование).
4.
Васильева Т. В. Организация внеклассной работы по биологии [Текст] / Васильева, Т. В.
// Биология в школе. - 2012. - № 3. - С. 42 - 45.
5.
Курганский С.М. Внеурочная работа по биологии 6-11 классы_М. ВАКО, 2015.
6.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструкт / Д.В.
Григорьев, М: Просвещение.—2011.– 223 с.
7
Приложение 1. Результаты опроса учащихся сетевого класса
Анкетирование проведено с целью: узнать мнения учеников по обучению в сетевом
классе. Ученикам было предложено 6 вопросов. В анкетировании принимали участие 8
учащихся.
8