Напоминание

"Стрессоустойчивость публичных выступлений"


Автор: Петрина Нина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" МО "Дорогобужский район" Смоленской области
Населённый пункт: пгт Верхнеднепровский
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Стрессоустойчивость публичных выступлений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» муниципального образования

Дорогобужский район Смоленской области

Методическое сообщение

«Стрессоустойчивость публичных выступлений»

Выполнила: Петрина Н. П.,

преподаватель народного отделения

2019 г. п.г.т. Верхнеднепровский

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 2 стр.

1.Причины, вызывающие боязнь концертных выступлений……….2 стр.

2.Методика снижения негативных форм

сценического волнения

…………………………………………..

6 стр.

3.Виды волнения…………………………………………………….. 7 стр.

4.Методы работы по снижению

концертного волнения…………………………………………………7 стр.

Заключение……………………………………………………………..10 стр.

Список литературы…………………………………………………….11стр.

1

Введение

Выступление на сцене является чрезвычайно важным, ответственным,

эмоционально-окрашенным

моментом,

который

требует

психоэмоционального

напряжения.

Различные

свойства

характера

исполнителя, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия, а также и

темперамент – все это в той или иной степени проявляется во время

публичного

выступления.

Каждому

учащемуся

ДМШ

приходится

сталкиваться с мероприятиями, предполагающими выступление на публике –

академическими концертами, зачетами, экзаменами, конкурсами. Воспитание

артистических

способностей,

способности

владеть

собой

в

момент

концертного выступления – сложнейший и многогранный процесс развития

творческой личности, это овладение способами и методами саморегуляции,

воспитание внимания, творческой уверенности и т.д.

1.Причины, вызывающие боязнь концертных выступлений.

Существует множество причин, вызывающих боязнь концертных

выступлений:

непривычная обстановка;

нетвердо выученный текст музыкального произведения;

недостаточная техническая оснащенность;

неудачно подобранный репертуар;

неуверенность в своих силах;

неправильное психическое воздействие на ученика со стороны

педагога и окружающих.

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности

складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская

подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным

произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в

условиях

публичного

выступления;

только

концертное

выступление

2

определяет

и

уровень

освоения

материала,

и

степень

одаренности

исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного

открытого

выступления

юного

музыканта-исполнителя

и

его

исполнительскими

качествами.

Возможны

ситуации,

когда

хорошо

подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных

причин сценические срывы; или возникают такие ситуации, когда с хорошей

стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И

вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и

комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический»

потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость

психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность

музыканта-исполнителя. Формирует психическое состояние творческого

подъёма во время выступления. Наиболее ценными являются следующие

потребности:

потребность

приобщиться

к

прекрасному,

участвуя

в

исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами

по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании

запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о

музыкальном художественном образе.

Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно

воодушевляет и позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные

возможности ученика. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и

педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью.

Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов,

лекторов, спортсменов, учащихся и студентов. Такие признания можно найти

в высказываниях многих выдающихся артистов.

Но волнуется каждый по-своему. Значит, вдумчивому педагогу

необходимо лучше изучить психологические особенности своих учащихся и

проверить их в экстремальных условиях.

3

Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создают

такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Но характер

эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, знаний

и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.

Как правило, большинство учащихся младшего возраста ничего не

знают об эстрадном волнении и не испытывают его, потому что, во-первых, у

многих из них ещё не сформировались собственные эстетические критерии и

ещё не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений.

Слушание других исполнителей, даже своих сверстников, ещё ничего не

говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над

музыкальным произведением, для достижения того или иного результата.

Во-вторых,

ещё

не

сформировался

уровень

притязаний

между

предъявляемыми педагогом требованиям и собственными возможностями

для них выполнения. За исключением очень одаренных учащихся, основным

мотивом для занятия музыкой у детей является желание родителей. Только в

процессе

обучения

любовь

к

музыке,

подкрепленная

успехами

и

положительными

оценками

педагогов

и

взрослых,

формируется

в

устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов

(6-9 лет) выступление в концерте ассоциируется с праздничным ожиданием,

запечатленным в детстве от посещения утренников в клубе, филармонии с

удивительными, красиво одетыми артистами, которым зрители хлопают и

преподносят цветы. Вот эта праздничность и необыкновенность ещё долго

доминирует в сознании младших школьников о концерте.

Чаще

всего

младшие

школьники

выступают

с

удовольствием.

Младшего школьника привлекает в концертном выступлении атмосфера

праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы

ведущим,

выход

к

публике,

положительные

переживания

всеобщего

внимания, аплодисменты поздравления и т. д.

В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного

волнения, закрепленные в подростковом возрасте. Устойчивость психики,

4

сформировавшийся уровень притязаний и накопленный опыт концертных

выступлений складываются в определенные реакции и переживания, которые

бывает трудно переделать. Сложившаяся жизненная позиция и выбор

музыкальной профессии формируют комплекс эстрадных переживаний и

заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои эстрадные

качества. Но в этом возрасте к неясной причине волнения добавляется борьба

за достижение признания, часто неосознанное стремление к подтверждению

своих артистических возможностей. Небезынтересно, что исполнителю

небезразлично в какой - «своей» или «чужой» - аудитории он выступает. До

подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей»,

«школьной» среде, для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых.

Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Подростки,

наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке и более чувствительны к

мнению своих сверстников, педагогов и знакомых слушателей.

Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и

поведение оказывает темперамент. Наследственность и условия жизни-

основная причина различных проявлений одного и того же и разных типов

темперамента.

Так как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести

до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для

достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с

публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество педагогов. Решение,

несомненно, кроется в подготовительном этапе. Несомненно, каждому

учащемуся будет интересно узнать ценные советы по его подготовке к

концертному выступлению. На практике перед педагогом и учащимся

возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и

психологической готовности музыканта к общению с публикой.

Основная сложность концертного выступления заключается в том, что

исполнитель испытывает стресс - сценическое волнение. Существует мнение,

что волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на

5

творческие моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы

работы над ним.

2. Методика снижения негативных форм сценического

волнения.

Методика

снижения

негативных

форм

сценического

волнения

содержит:

1.

Многократные репетиции перед выступлением непосредственно

на инструменте и в месте, где оно будет происходить. При этом крайне

важно наличие хотя бы нескольких слушателей. Наиболее эффективна

частичная репетиция, а не постоянное проигрывание всех произведений от

начала до конца.

2.

Мысленное «проигрывание» частей музыкального произведения

при

любой

возможности.

Такой

способ

саморегуляции

позволяет

исполнителю тренировать свою способность эмоционально переживать

музыку, контролировать качество исполнения. В рамках разработанной

методики всем ученикам предлагается вечером накануне выступлений

мысленно проиграть все выступления от начала до конца.

3.

Просмотр выступлений других учеников с похожей программой

как вживую, присутствуя на концертах, так и на интернет-порталах позволит

более глубоко проникнуться философией выступления на публике.

Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два

неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и

апатия.

Сильное

волнение

может

проявляться

в

напряженных

и

лихорадочных

движениях,

треморе

рук

и

ног,

торопливой

речи

с

проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной

мимике и жестикуляции.

6

3.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к

зрителям, нежелание играть.

2. Волнение – паника – игра ребенка лишена творческого начала,

память подводит исполнителя.

3. Волнение

-

подъем –

юный

исполнитель

может

перевести

сценическое волнение в творческое вдохновение.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в

период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как

физического, так и эмоционального. Часто причиной синдрома сценического

волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной

методики

подготовки

к

выступлению,

и

вследствие

этого,

слабое

представление юным артистом характера деятельности, и как результат -

растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим

помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.

4.

Методы работы по снижению концертного волнения

1.

Систематические

домашние

занятия

над

произведениями

технического

характера

и

репертуаром.

Важный

элемент

в

начале

ежедневных занятий - разыгрывание. Оно необходимо не только для

разминки мышц, участвующих в игре, но и для психического аппарата

музыканта в целом.

2.

Регулярные

занятия

с

применением

метода

«мысленное

проигрывание произведения».

3. Начальный период подготовки к ответственному выступлению или

конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу

целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать,

что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной

даты концерта.

7

4.

Приобретение

опыта

публичных

выступлений:

исполнение

музыкального репертуара в концертах, классных вечерах, музыкальных

гостиных. Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5. Повышение «сценического самочувствия» (Станиславский на

лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима

дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления,

организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и

т.д.). Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней

до него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за

свой инструмент, мысленно представляет сцену, зрителей и предельно четко

исполняет свою концертную программу. Таким образом, исполнитель

вырабатывает в себе условный рефлекс, который способствует более

свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на

выступление.

6. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья,

силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему

эмоциональному

состоянию

во

время

публичного

выступления,

положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных

с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во

время

выступления.

При

хорошем

физическом

самочувствии,

когда

возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным,

гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в

себя

такие

виды

спорта,

как

бег,

плавание,

футбол.

Не

особенно

рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области

рук и плеч, так как чрезмерные напряжения мышц в таких видах спорта, как

гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в

кистях, плечах и мышцах.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что

юный исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных

качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего

8

успешный опыт публичных выступлений, или педагога и начинает играть как

бы в образе другого человека. Волшебная сила воображения, магического

«если бы» способна дать возможность человеку по-новому взглянуть на свое

эмоциональное

состояние.

Образ

талантливого

человека

может

способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на

сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование

выше

приведенных

методов

по

уменьшению

концертного волнения способствует тому, что волнение переходит на новый

уровень и перерастает в творческое вдохновение, то есть во время

исполнения к музыканту приходит легкость и свобода движений. Важно

объяснить детям, что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене

все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет

звучать. Основной его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он

должен выступить посредником между композитором и слушателем.

Увлечённость исполнительским процессом, творческими задачами,

художественными образами музыкального сочинения помогает юному

исполнителю направить своё волнение в нужное русло. И неспроста в

закулисных комнатах Малого зала Ленинградской консерватории когда-то

висел плакат «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!».

К.С. Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, подметил:

«Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься

собою как личностью и своим волнением!» А выдающийся музыкант нашего

времени, пианист С.Т. Рихтер однажды так описал ощущения, испытанные

им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя,

не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не

только зрителей, зал, но и самого себя».

9

Заключение

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

трудно

переоценить.

В

ходе

подготовки

к

ней

перед

музыкантом-

исполнителем важно определить пути решения проблем исполнительской и

эмоциональной

готовности

к

творческой

публичной

деятельности,

формирования значимых психологических качеств, выработки приемов

поведения на сцене.

В ходе образовательной деятельности педагог решает проблему

оказания помощи ребенку в проживании волнения при подготовке и в

процессе самого выступления.

Подготовка к концертному выступлению учащихся в учреждении

дополнительного образования включает различные приемы и методы,

направленные на помощь ребенку в повышении уровня исполнительских

навыков, результативности в обучении, в формировании позитивного

отношения к собственному эмоциональному реагированию в условиях

концертной деятельности.

Успешность публичного выступления ученика на

сцене зависит не только от качества и надежности выученных им

произведений, но и от его темперамента и степени саморегуляции всех

психофизических ресурсов перед выступлением.

Не всегда сценическое волнение воздействует отрицательно на

успешность публичного выступления. Страх и боязнь сцены воздействуют

крайне отрицательно и нуждаются в коррекции, а воодушевление, кураж и

предвкушение

выступления

воздействуют

положительно

и

позволяют

сделать выступление намного ярче, богаче и артистичнее.

Необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности

психики ученика, анализировать его личность для успешной коррекции

сценического волнения.

Психологическая подготовка ученика к общению со слушателем

способна помочь справиться со сценическим волнением.

10

Используемая литература

:

1.

Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра.

Музыкальное искусство и наука, М., 1970

2.

Баренбойм

Л.

Вопросы

фортепианной

педагогики

и

исполнительства. Музыка, Л., 1969

3.

Вольская Т. Специфика артикуляции на домре. Свердловск, 1990

4.

Сухарникова М. Методы работы домриста над исполнением

кантилены. Смоленск, 2011

5.

Чунин В. Развитие художественного мышление домриста. М.,

1988

11



В раздел образования