Автор: Аксенова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: г.Калуга, Калужская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Бинарный урок " Физика в текстах художественной литературы"
Раздел: полное образование
Интегрированный урок физики, литературы и русского языка.
Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона на литературном материале. Урок
развития речи: сочинение - рассуждение.
Цель урока:
1)
доказать необходимость изучения как естественнонаучных, так и гуманитарных
дисциплин;
2)
3)
Формирование умения видеть мир в многообразии; умение находить решение
проблемы, применять знания в различных областях;
4)
обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
5)
развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.
Предварительная подготовка: класс разбивается на 2 условных группы: «физики» и
«лирики». Способ деления: личное желание учащихся, данные опроса о будущем
профильном классе.
Ход урока:
«Наука и искусство так же тесно
связаны между собой, как легкие и сердце»
(Л.Н. Толстой)
Учитель литературы
Ребята, Лев Николаевич Толстой однажды сказал «Наука и
искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце» Сегодня на уроке мы
вместе с вами попытаемся доказать тесную связь науки и искусства. Наш сегодня урок
необычен, он совмещает в себе сразу несколько привычные школьные дисциплины: урок
физики и урок русского языка, урок литературы. Мы не только докажем близость этих
предметов, но и поможем вам сориентироваться в выборе будущего профильного десятого
класса. Кроме того, мы попытаемся уберечь вас от типичных заблуждений: если я физик,
то учу только физику; если лирик- только гуманитарные предметы. Вы убедитесь, что
знание и физики и литературы необходимо любому современному человеку. У поэта
Адама Мицкевича есть строки:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических полей?
Учитель физики Вы привели верный пример, как нельзя кстати подходящий к нашему
сегодняшнему состоянию. Ведь это так и есть – наука и искусство неотделимы. Ученые
проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а музыкантов, писателей,
художников интересуют тайны мироздания. Я приведу вам примеры того, что творчество
в науке вполне совместимо с занятиями искусством. Леонардо да Винчи, Ломоносов
внесли большой вклад как в науку, так и в искусство. Ломоносов писал оды в стихах, а
Леонардо да Винчи – занимался живописью. Физики Эйнштейн, Планк, Гейзенберг
увлекались музыкой, а Максвелл и Вавилов – поэзией.
Как видите, даже великие ученые находили время заниматься наукой и играть на скрипке
или писать стихи.
Наш сегодняшний урок пройдет в необычной форме. Мы устроим своеобразное
состязание между двумя командами: «Физиками»
и «Лириками». Итак, команды,
приготовились к старту.
1 конкурс (физическая разминка) За каждый правильный ответ команда получает по 0,5
балла. Продолжите определение:
1.
инерция – это….
2.
I закон Ньютона читается так…
3.
. масса тела – это….
4.
Что такое сила?
5.
II закон Ньютона записывается в виде….
6.
между какими величинами устанавливается связь IIзакон Ньютона?
7.
Как читается III закон Ньютона
8.
Свойства сил, связанных 3 законом Ньютона.
Учитель физики: Ребята , вы прекрасно справились с разминкой , мы повторили значения
некоторых физических основ , а как вы думаете , пригодятся вам эти термины в жизни?
Учитель литературы : Помогут найти ответ на этот вопрос наши герои….
Сценка «Журналист»
Выходят несколько учеников и рассуждают о том, как надоело им учиться, что не нужны
никакие науки. Фантазируют и хвастливо заявляют.
Первый ученик.
Надоело учиться! Зачем физика? Мне она никогда не пригодиться, и законы Ньютона мне
не нужны!
Не буду физику учить! Пусть ее учат технари!
Я от рождения - гуманитарий. Я журналистом буду, и без физики себя прославлю!
Ведущий. Прошли годы…
Выходит
ученик,
обвешанный
фотоаппаратами
с
рукописью,
обещавший
стать
журналистом. За столом сидит редактор. На столе соответствующая табличка.
Редактор. Принес репортаж?
Журналист. Принес. Подает рукопись. Редактор читает ее.
Редактор. Ты что написал?! « Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал как
вкопанный».
Журналист. А почему бы и нет?
Редактор.
А это?! «Теплоход проплывал мимо меня , и я любовался красиво
переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшийся по всему борту
теплохода».
Журналист. А разве так не бывает?
Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он
появился». Ты сколько классов кончил?
Журналист. 11 классов и факультет журналистики!
Редактор.
На уроках физики спал ,наверное? А это что? «Тонкий писк комара,
издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками. Мешал мне заснуть». Нельзя в
печать это отдавать; засмеют нас! Ты, совсем не знаешь физику, да и биологию! У нас
серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи себе работу, в какой-
нибудь дешевой газетенке!
Журналист. Хватает учебник физики и садиться за стол учить.
Учитель физики : Ребята , не повторяйте ошибок нашего горе-журналиста , учите
физику и литературу вовремя , а пока следующий конкурс…
2 конкурс «Литературно-физический» (За правильный ответ команде начисляется по 2
балла за вопрос. Обсуждение вопроса занимает полминуты.
Команда «Лирики»
Пушкин «Барышня крестьянка
Укажите автора и название произведения.
Какое физическое явление оказалось раковым для…
Гарри убедился, что клетка с Буклей прочно сидит на чемодане, и направил тележку
прямо на барьер. Он был совершенно спокоен. «Летучий порох» был куда страшнее.
Друзья шли, пригнувшись к тележке, нацелясь на барьер и с каждой секундой прибавляли
шаг. За несколько шагов до барьера бросились бежать, и…
БУМ!
Тележки врезались в барьер и отскочили назад. Чемодан Рона с грохотом упал, Гарри
сшибло с ног, клетка запрыгала по полу платформы, и Букля с негодующими воплями
вылетела наружу. Окружающие изумленно таращили глаза на непонятное происшествие.
Объясните случившееся
2 команда
Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его
рассказ: "Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на
коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь.
Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись.
Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя
за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими
ногами, как щипцами". Обоснуйте невозможность этого.
Ответ: Это противоречит 3 закону Ньютона. Никакие внутренние силы не могут сообщить
телу движение. Они могут сместить отдельные части тела, а его центр тяжести остаётся на
месте. Силы взаимодействия между телами замкнутой системы не могут изменить положения
центра масс системы.)
А. С. Пушкин
8. СКАЗКА О ПОПЕ
И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелчк
Прыгнул поп до потолка
Объясните с точки зрения физики, почему пришел в движение поп
Учитель литературы :Ребята , вы прекрасно справились с заданием , вы умеете не
только слушать текст , но и слышать его . Вы убедились , что художественные
произведения могут породить не только лирические раздумья , но и повод взглянуть
на то или иное явление с физической стороны.
Учитель физики: Да , слышать и слушать ребята действительно умеют , а удастся
ли вам справиться с решением задач ? Итак ,следующий конкурс…
Конкурс 3 «Реши задачу»
Командам предлагается по задаче. Обсудив ее решение, команда выдвигает своего
представителя для решения задачи у доски. За правильный ответ начисляется по 1
баллу.
1.
Команда:
ВОРОНЕ, МАССА КОТОРОЙ 1 КГ, БОГ ПОСЛАЛ КУСОЧЕК ВКУСНОГО СЫРА.
ВОРОНА СИДИТ НА ВЕТКЕ. ВЕТКА ДЕРЕВА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ ВОРОНЫ И
СЫРА СОГНУЛАСЬ. СИЛА УПРУГОСТИ, С КОТОРОЙ СОГНУВШАЯСЯ ВЕТКА
ДЕЙСТВУЕТ СНИЗУ НА ВОРОНУ С СЫРОМ, РАВНА 10,8 Н. СМОЖЕТ ЛИ ЛИСА,
ВЫЧИСЛИТЬ МАССУ БОЖЕСТВЕННО ВКУСНОГО СЫРА? И ЕСЛИ ДА, ТО
КАКОВА МАССА СЫРА? (КАКОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПРИ РЕШЕНИИ ЭТО ЗАДАЧИ?)
2 команда:
Учитель литературы : Ребята , вы доказали , что умеете решать
физические задачи , а справитесь ли вы с задачей не совсем физической ?
Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?
Ответ:басня И. Крылова Лебедь, рак и щука.
Учитель литературы: Это правильный ответ и герои басни сегодня у нас в гостях
Инсценировка басни И.А .Крылова «Лебедь , рак и щука»
Учитель литературы: вы знаете басни , вспомните ещё один литературный жанр .
Взгляните на экран и вставьте недостающие слова .
….
ведётся
,
как изба веником метётся
.(ПОСЛОВИЦА)
…….
не на ветер молвится
.(ПОСЛОВИЦА)
Учитель литературы: Верно ,это пословица. Но оказывается , и на уроке физики есть
место пословице.
Учитель физики : Какими пословицами можно иллюстрировать законы Ньютона?
Выписать эти пословицы. Объяснить их житейский смысл
Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвиться".
«Пеший конному не товарищ".
Плуг от работы блестит
Что совой о пень, что пнем о сову, а все больно”
Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
За один волосок человека из болота не вытащишь
Человек неученый – что топор неточеный
Как аукнется, так и откликнется
Кабы знал, где упасть, так соломки бы постелил
Домашнее задание: объяснить оставшиеся пословицы с точки зрения физики
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Домашнее задание:
П. 10-12 Р.