Автор: Ефимов Иван Тимофеевич
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 22"
Населённый пункт: п. Билимбай, г. Первоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическое пособие для учителя ОБЖ
Тема: программа мониторинга качества образования по предмету ОБЖ
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городской округ Первоуральск
Программа
мониторинга качества образования
по предмету ОБЖ
Разработал:
И.Т. Ефимов,
учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 22
2017 – 2022 г.г.
Пояснительная записка.
Тезаурус:
Мониторинг от латинского monitop – наблюдение, оценка и прогнозирование состояния
окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Мониторинг качества образования это система сбора, обработки, хранения и распростра-
нения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и цене их
достижения.
Образовательный мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распро-
странения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерыв-
ное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или класси-
фикация чего-либо. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явле-
ния или процесса. Например, одним из критериев качества образования являются академиче-
ские достижения щкольников.
Показатель - данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь;
это количественное измерение критерия; отражает измеряемую сторону критерия. Например,
показатели академических достижений - это конкретные оценки и баллы, полученные уча-
щимися по отдельным предметам на экзамене или в результате тестирования.
Мониторинг как инструмент управления качеством образования ориентирован на: цели и за-
дачи образовательной деятельности; условия осуществления образовательной деятельности;
организация образовательного процесса; конечный результат.
Исходя из этого, данная программа мониторинга позволит определить единые подходы:
к диагностике результативности моей педагогической деятельности в межаттестационный
период;
к использованию стандартизированных форм сбора информации;
к взаимодействию педагога и руководителя образовательного учреждения.
ЦЕЛЬ: отследить результаты личных достижений обучающихся и педагога в межаттестаци-
онный период, создания условий осуществления образовательной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.
Мотивирование и стимулирование педагога к профессиональной самооценке, повышению
квалификации и непрерывному самообразованию.
2.
Изучение личных достижений обучающихся через академическую успеваемость, участие
в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
3.
Проведение диагностики, направленной на развитие универсальных учебных действий и
личностных особенностей учащихся.
4.
Разработка и реализация схем педанализа результатов деятельности.
Используемый инструментарий: стандартизированные формы школы, анкетирование, те-
стовые и традиционные контрольные работы, схемы анализа.
Прогнозируемый результат: устойчивая мотивация обучающихся на познание, положи-
тельная динамика академической успеваемости обучающихся, личностный рост педагога и
его учеников.
Педагог:
планирует собственную деятельность в межаттестационный период;
регулярно собирает, анализирует и систематизирует информацию по итогам своей
деятельности;
принимает активное участие в реализации программы развития и образовательной
программы учреждения;
отчитывается и предъявляет информацию о ходе и результатах образовательной де-
ятельности в сроки, определенные руководителем образовательного учреждения;
осуществляет самооценку полученных достижений и составляет новый проект дея-
тельности на предстоящий период
.
Содержательный аспект мониторинга
Наименование
по-
казателей
Признаки их проявления
Возможные источни-
ки информации
Уровень
обученно-
сти по итогам успе-
ваемости.
Стабильность положительного результата по
итогам успеваемости наблюдается в течение
3-5 лет, индивидуальная и групповая работа
носит технологический системный характер
Сводные таблицы ака-
демической
успевае-
мости учащихся
Уровень сформиро-
ванности
знаний,
умений, навыков
Усвоение учащимися учебной информации
на продуктивном уровне, умение применять
полученные знания в нестандартной ситуа-
ции, наличие предметных, специальных на-
выков
Результаты тестирова-
ния,
административ-
ных контрольных ра-
бот
Освоение
обучаю-
щимися
образова-
тельных стандартов
Учащиеся понимают и адекватно оценивают
язык средств массовой информации; способ-
ны проектировать, осуществлять деятель-
ность и проверять, оценивать ее результаты,
соотнося их с поставленными целями и лич-
ным жизненным опытом; могут свободно
переходить с языка на язык (словесный, сим-
волический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказатель-
ства; овладели основными видами публич-
ных выступлений (монологическое высказы-
вание, дискуссия, дебаты, полемика)
Результаты
монито-
ринговых
контроль-
ных работ
Результативность
дополнительного об-
разования школьни-
ков во всех формах.
Степень выраженности результата: участие,
призовые места, их количество, значимость
уровня: школа, город, округ, область и т.д.
Различные
протоко-
лы: олимпиад, конкур-
сов,
соревнований.
Грамоты,
дипломы,
благодарности
уча-
щихся.
Использование педа-
гогических техноло-
гий и частных мето-
дик.
Учитель знает свой предмет в совершенстве,
методическая подготовка позволяет ему лег-
ко варьировать формы проведения уроков,
занятий,
соответствие
методов
обучения
(приёмы, средства) целям, задачам и плани-
руемому результату.
Образовательная про-
дукция; рабочие про-
граммы.
Личный вклад педа-
гога
в
создание
условий, стимулиру-
ющих
учащихся
к
получению
образо-
вания.
Систематическая качественная подготовка
учащихся по предмету, подготовка к олимпи-
адам, смотрам, конкурсам, соревнованиям и
т.д., организация внеурочных мероприятий
по
собственной
инициативе,
результаты
творческой деятельности носят системный
характер в течение нескольких лет. Выступ-
ления на ШМО, педсовете.
Протоколы
педсове-
тов, заседаний ШМО
и ГМО; удостовере-
ния курсовой подго-
товки; грамоты, ди-
пломы,
благодарно-
сти педагога
Критерии оценки:
1.
Оцениваемый показатель отсутствует или не представлен полностью, нет достаточ-
ной аргументации его проявления, подтвержденной документально, показатель имеет отри-
цательную динамику. 0 – 6 баллов.
2.
Оцениваемый показатель представлен в полном объёме, обеспечивает положитель-
ный результат, имеются практически все признаки его проявления, действия и результат ста-
бильны на протяжении нескольких лет, показатель имеет положительную динамику, под-
твержден документально с достаточной аргументацией. 7 – 9 баллов.
3.
Оцениваемый показатель представлен в полном объеме, реализуется на качествен-
ном, оптимальном, инновационном уровне, обеспечивает высокий, устойчивый результат с
ярко выраженной положительной динамикой на протяжении нескольких лет, подтвержден
документально, аргументирован.10- 12 баллов.
В ФГОС ООО определяет требования к результатам обучения и освоению содержа-
ния курса, поэтому изучение ОБЖ в основной школе дает возможность обучающимся до-
стичь следующих результатов развития: в личностном, метапредметном и в предметном
направлении.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечиваю-
щих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной сре-
ды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
o
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализиро-
вать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных
ситуаций
и
их
влияние
на
безопасность
жизнедеятельности
человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасно-
му поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выби-
рать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности;
o
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генериро-
вать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в по-
вседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
o
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых ин-
формационных технологий;
o
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, по-
нимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
o
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;• формирование умений взаимодействовать с окружаю-
щими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрез-
вычайных ситуаций;
o
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности
быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении наци-
ональной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления ал-
коголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноцен-
ной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и со-
циального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, обще-
ства и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
умения оказывать первую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных ис-
точников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать об-
основанные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать мо-
дели личного безопасного поведения.
Регламент сбора отчетных данных
в ходе мониторинга эффектов реализации
общеобразовательной программы по ОБЖ
Название таблицы
Регулярность заполнения
Период
заполне-
ния
Уровень освоения общеобразовательной
программы по ОБЖ
Два раза в год
Декабрь
Май
Уровень сформированных универсаль-
ных учебных действий
Один раз в год
Май
Выявление
и
развитие
способностей
школьников к интеллектуальной деятель-
ности, участие в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях.
Два раз в год
Октябрь
Февраль
Использование педагогических техноло-
гий и частных методик.
Один раз в год
Май
Личный вклад педагога в повышение ка-
чества образования.
Один раз в год
Май