Напоминание

"Диагностика развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Грошева Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "КСОШ№2"
Населённый пункт: п. Куркино Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностика развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Диагностика развития нравственных чувств у детей старшего дошкольного

возраста

Данные методики используются мною для отслеживания эффективности работы по

нравственному воспитанию и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Методика 1. Беседа по прочитанному произведению Н. Носова «На горке» (по

программе «Детство»), автор Алтунина Н.Ю.

Цель диагностики:

- выявление нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности),

нравственный облик (терпения, милосердия,);

- выявление нравственной позиции (способности к различению добра и зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- выявление нравственного поведения.

Были использованы задания после прочтения рассказа Н.Носова «На горке» (см.

Приложение 1). После прочтения рассказа детям мы предлагали иллюстрацию и задавали

следующие вопросы:

1) Расскажи, о чем этот рассказ? 2) Как трудились ребята в этом рассказе? (строили

горку) 3) Что в это время делал Котька Чижов? (наблюдал за детьми из окна) 4) Как

поступил Котька, когда ушли ребята? (вышел во двор, хотел покататься на горке, но

поскользнулся и посыпал горку песком). 5) Как отреагировали ребята, когда увидели, что

горка посыпана песком? 6) Как вы думаете, хорошо поступил Котька? 7) Помог ли Котька

ребятам починить горку? 8) Понравилось ли Котьке работать? 9) Как вы думаете, что

хотел сказать нам Н. Носов в своем рассказе?

Высокий уровень. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с

книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений.

Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его

эмоциональный

подтекст.

Верно

осознает

мотивы

поступков

героев,

видит

их

переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения.

Средний уровень. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в

текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более

сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и

др.). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние

переживания.

Низкий уровень. Ребёнок положительно откликается на предложение воспитателя

послушать чтение или рассказывание, но тяготение к общению с книгой не испытывает.

Эмоциональный отклик на прочитанное

выражен слабо.

Ребёнок

пассивен

при

обсуждении книги и других видах художественной деятельности.

Методика 2.

«Найди изображение». (Коломийченко Л. В. «Дорогою добра».

Концепция

и

программа

социально-коммуникативного

развития

и

социального

воспитания дошкольников.»)

Показатели

Метод

Содержание методики

Стимульный

материал

Ребенок

различает

эмоциональные состояния

(спокойствие,

грусть,

радость,

гнев,

удовольствие,

страх,

удивление, обида) по ряду

средств

и

способов

выражения.

Игровое

задание.

Найди

изображение

(эмоциональное

состояние,

которое

ребенок

должен

отыскать на кубике).

Как ты узнал?

Кубик

с

изображением

перечисленных

эмоциональных

состояний,

на

его

сторонах

аналогичные

картинки.

Критерии оценивания:

2 балла - Ребенок различает эмоциональные состояния (спокойствие , грусть,

радость, гнев, удовольствие , страх, удивление, обида), аргументирует свой выбор.

1 балл - Ребенок различает эмоциональные состояния (спокойствие , грусть,

радость, гнев, удовольствие , страх, удивление, обида), аргументировать не может.

0 баллов - Ребенок испытывает трудности в различии эмоциональных состояний,

не аргументирует.

Методика 3. «Сюжетные картинки» Р.М. Калинина.

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным

нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных

поступков сверстников.

Инструкция. Разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на

которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие. Раскладывай и

объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Исследование проводится

индивидуально. В работе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так же его

объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке

поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое

внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные

нормы:

положительная

эмоциональная

реакция

(улыбка,

одобрение

и

т.п.)

на

нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование

и т.п.)- на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке

оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных

поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои

действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия;

эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную

норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной

жестикуляции и т. д.

Методика 4. «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы,

знаний о способах разрешения разных ситуаций.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и на-рушение

нравственных черт с учетом возраста ребенка. Проведение исследования. Исследование

проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их

закончи".

Ситуации.

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как

играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать.

Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что

ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.

Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой

куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым.

Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, сказала Люба, можно мне дорисовать картинку

твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.

Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй

или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось

поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней

играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя

упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и

попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," ответила Оля.

А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама

укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и

плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не

может заснуть." Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал

от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? Помните, что в

каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка

и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации

можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации

поступка об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально

принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний

уровень:

ребенок

домысливает

поступок,

соответствующий

общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой

совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.



В раздел образования