Организация работы педагога-психолога с мотивированными детьми младшего школьного возраста в условиях Школы № 125.
Автор: Дунаева Наталья Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ Школа № 125 Населённый пункт: п. Новые Черкассы Наименование материала: Организация работы педагога-психолога с мотивированными детьми младшего школьного возраста в условиях Школы № 125. Тема: Организация работы педагога-психолога с мотивированными детьми младшего школьного возраста в условиях Школы № 125. Раздел: начальное образование
Организация работы педагога-психолога с мотивированными детьми
младшего школьного возраста в условиях Школы № 125.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
особого внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Проблема мотивированности в настоящее время становится все более
актуальной.В современном российском обществе возрастает потребность в
людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных
нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,
перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация
мотивированных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач
системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания
мотивированных детей, талантливых детей составляет новую задачу
совершенствования системы образования, так как обучение таких детей сегодня
– это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития
современного образования является система поддержки мотивированных детей.
Работа с обучающимися входит в число приоритетных направлений в
деятельности каждого учителя, при этом далеко не каждый учитель в полной
мере представляет, как должна быть организована данная работа, чтобы был
результат и на уровне ученика, и на уровне учителя.
Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение
ряда частных проблем: во-первых, изучение понятия «мотивированность»; во-
вторых, определение основных характеристик и критериев её
сформированности, а также методики выявления; в – третьих, как
мотивированность проявляется и формируется.
Раннее выявление, обучение и воспитание мотивированных детей
является одной из главных задач совершенствования системы образования.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих. Важнейшая задача
общества - сохранить и развивать мотивирование каждого. Поэтому нам,
педагогам-психологам, в своей повседневной практической деятельности
приходится быть очень внимательными к каждому обучающемуся, его
особенностям, способностям.
Нужно выстраивать работу так, чтобы дети могли погрузиться в
творческий процесс, воспитываю в них стремление к открытиям.
В ходе организации практической деятельности по выявлению и
сопровождению мотивированных и способных детей опираюсь на следующие
теоретические положения:
1.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми
индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык.
Исходя из этого, практически на каждом уроке так организую деятельность
учащихся, чтобы способный, мотивированный ученик развивал не только
способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие,
дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными
спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
2.
Для личностного развития мотивированного ученика использую:
увлеченность содержанием,когда деятельность выступает эффективным
средством развития способностей, стимулируется интересом;
перфекционизм – это стремление доводить результаты своей
деятельности до соответствия заданным высоким требованиям;
готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и
поступать нетрадиционно, оригинально;
лидерство, которое выражается в доминировании в межличностных
отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений;
соревновательность – т.е. склонность к конкурентным формам
взаимодействия;
3.
Для развития познавательной сферы мотивированного ученика можно
включать следующие процессы:
оригинальность мышления – это способность выдвигать новые,
неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых.
Они проявляется в мышлении и поведении ученика, в общении со
сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки,
проекты, различные творческие работы);
гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые
стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение
находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска
решения проблемы;
продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию
большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и
продуктов деятельности (проекты, рисунки, эссе);
способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность
проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть
выявлена практически в любом виде деятельности.
Анализ теоретических взглядов позволил сформулировать следующее:
мотивированный ученик обладает индивидуальными задатками и
способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к
деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного
потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического
сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или
нескольких сферах.
Система развития мотивированного ученика должна быть тщательно
выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться
на достаточно благоприятный возрастной период. Школьный возраст - период
становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в
психике ребёнка. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и
зрелость самого явления - мотивированности.
Таким образом, на мой взгляд, учитель как профессионал и как личность,
является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:
соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы
с мотивированными детьми;
умение строить обучение в соответствии с результатами
диагностирования;
доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;
эмоциональную стабильность;
умение координировать свои действия с действиями родителей.
способность к самоанализу;
Таким образом, считаю, что деятельность по выявлению и поддержке
мотивированных детей будет успешно осуществляться на уровне конкретной
школы, если будут соблюденыусловия, способствующих более глубокой работе
по данной проблеме.
Необходимо отметить, что представленный в данном проекте материал не
является исчерпывающим, он требует продолжения для более глубокого и
детального изучения отдельных аспектов по вопросам работы с
мотивированными детьми.