Автор: Назарова Лариса Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: КОГОБУ ЦДОД Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: статья Тема: Дорога, длиною в пять уроков математики Раздел: среднее образование
Назарова Л
.
М
.
Кировское общеобразовательное бюджетное учреждение
“Центр дистанционного образования детей”
ДОРОГА
,
ДЛИНОЮ В ПЯТЬ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
В статье освящен опыт работы учителя математики при изучении
темы “Движение” в пятом классе общеобразовательной школы
.
Ключевые слова
:
урок
,
математика
,
школа
,
учитель
lesson, mathematics, school, teacher
Урок №
1 .
Прозвенел звонок на урок
,
а мои пятиклассники всё не могут
успокоиться
.
Опять решают какие
-
то свои очень важные и далёкие от
урока проблемы
.
Да и после беготни на перемене им нужно время
,
чтобы настроиться на урок
.
-
Как ты считаешь
,
с какой скоростью ты бегал на перемене
?-
спросила я
самого активного «бегуна» Сырцева Михаила
.
Я вызвала у мальчишки недоумение
.
-
Сто километров в час
, -
тут же нашёлся рядом сидящий Валерий
.
Дети
засмеялись
,
привлекая к себе внимание класса
.
Наступило
трёхсекундное затишье
,
готовое разразиться бурными спорами по
данному вопросу
.
Я тут же беру ситуацию в свои руки
:
-
С такой скоростью очень хорошие машины ездят
,
да и то по
автомагистрали
.
А вы бегаете
100-110
м
\
мин
.
Мы можем ответить на вопрос
:
«Какое
расстояние пробегает пятиклассник в течение всех перемен за день в
школе
?
» Заинтересованный блеск в глазах
-
вместе решаем задачу
.
V=110
м
\
мин
=6600
м
\
ч
=6,6
км
\
ч
; T= 1
час
; S= 6,6
км за день
.
За неделю
,
т
.
е
.
за
6
дней
6,6?6=39,6(
км
).
За
34
учебные недели пятиклассники пробегают
39,6?34= 1346,4(
км
)
-
За
10
долгих школьных лет это расстояние равно приблизительно
13464
км
.
К примеру
,
радиус земного шара равен
6370
км
,
т
.
е
.
его диаметр
12740
км
.
Это значит
,
что за
10
школьных лет вы
,
в среднем
,
пересекаете
земной шар по диаметру
,
от северного полюса к южному
.
Бегать не
возбраняется
,
бегайте
,
на здоровье
,
двигайтесь
,
только помните
:
«Движение должно быть безопасным»
.
Впечатление было сильным
.
Сравнение с диаметром земного шара
поразило ребят
.
Даже Руслан
,
которому есть что сказать по любому
поводу
,
молчал
,
обдумывая полученный результат
.
-
Вас в школе полторы тысячи учеников
,-
заметила я
.
-
Ничего себе
,
движение
!-
наконец
,
изрёк Руслан
.
Остальные тоже
оживились
-
натерпится вылить наружу свои мысли
.
-
Вот
-
вот
,
продолжала я
.
Если мы с вами все на дорогу выйдем
,
а там
другие пешеходы
,
много машин – вот где о безопасности движения
следует обязательно помнить
!
-
Интересно всех людей и все машины в мире сосчитать
,-
помечтала
Лена Якимова
.
-
Уже сосчитали
,-
ответила я
.
На каждые
15
жителей планеты приходится
один автомобиль
,
а их в мире около
400
миллионов
.
-400
миллионов машин
!
Вот это да
!
А жителей планеты
,
значит
,
шесть
миллиардов
!-
это Михаил вслух и удивляется
,
и объясняет Валерию и
всему классу одновременно
.
Прав был Пифагор
,
магическая сила числа велика
.
Обычное явление
жизни
,
описанное с помощью числового выражения
,
либо теряется
вообще
,
либо приобретает великий смысл
.
-
Вот вам ещё задачка
.
На
16
километровой трассе Садового кольца в
Москве в час пик проходит
45
тысяч машин
.
Сколько машин приходится
,
в
среднем
,
на
3
метра дороги
?-
я пытаюсь использовать магию числа в
полную силу
.
Посчитали
,
получили
45000:16000?3=135\16=8
и
7\16(
м
), (
т
.
е
. 8-9
машин
)
Сообразили не сразу
,
как это может быть
,
пока тот же Михаил не
разъяснил
,
что полос движения на проезжей части может быть
несколько
,
да и машины не стоят на месте
.
-
Выскочи там на дорогу
-
мокрого места не останется
,-
глубокомысленно
произнёс Максим
.
-
А у нас
,
в Кирове
,
как
?
В нашем городе тоже очень много машин
,
и
движение не слабое
,-
вставил молчавший до этого Роман
.
Да
,
несмотря на небольшой жизненный опыт
,
мои пятиклассники могут
привести немало примеров несчастных случаев на дороге
.
Они слышали
об этом из СМИ
,
рассказывали родители
,
кто
-
то сам был свидетелем
ДТП
.
Дети даже называют причины
,
по которым происходят эти ДТП
.
-
В нашей стране каждый год регистрируется
180
тысяч ДТП
,
в которых
погибает около
40
тысяч человек
,-
я продолжаю их поражать
.
Ежедневно
под колёса машины на дороге попадают до
70
детей и подростков
.
Дорога – это жизнь
!
Какой она будет
-
зависит от нас самих
.
Тишина в классе
.
Домашнее задание я предложила следующее
: 1.
дети
должны определить среднюю скорость своего движения в школу
,
2.
выяснить возможную ширину дороги и длительность действия
разрешающего сигнала светофора
.
С урока мои «бегуны» уходили не торопясь
.
Я была спокойна за них
,
по
крайней мере
,
сегодня
.
Урок №
2 .
Информацию о выполнении домашнего задания я начала
получать на следующий день
,
задолго до начала урока
.
Дети наперебой
рассказывали
,
как они всей семьёй пытались найти ответы на
поставленные вопросы
.
Перемена незаметно закончилась
,
и урок
набрал свою законную силу
.
Оказалось
,
что дети
,
в среднем
,
идут со скоростью
1,2
м
\
с –
1,5
м
\
с
,
ширина дороги может быть от
6
м и более
,
обычная ширина полосы
движения транспорта от
3
до
3,75
м
.
Услышала я и об островке
безопасности посередине дороги и о «зелёной волне» светофора
,
и о
том
,
что разрешающий движение свет горит на разных перекрёстках
разное время
.
Старательные
,
исполнительные ученицы прочитали об
этом в книжках
,
а любители погулять
-
побегать находили ответы
непосредственно на улице
.
-
Я вчера на перекрёстке стою и думаю
,
успею
-
не успею перейти через
дорогу
.
Вдруг
,
не успею
,
пока зелёный свет горит
?!
Побежал бегом
.-
рассказывает Ромка Четвериков
.
-
А
,
если вообще светофора нет
,
тогда как
?
–робко спросила Маша
Пластинина
.
-
Тогда никуда не ходи
!-
вставил своё веское слово Михаил
.
Что
-
то долго
он сегодня молчал
.
-
На дороге надо быть внимательным
,
торопиться не надо и медлить
тоже
,-
произнёс рассудительный Максим
.
Если пешеход «дёргается» на
дороге
,
то сбивает водителя с толку
.
Он своим высказыванием настроил
детей на более весёлую волну
.
-
Представьте ситуацию
:
каждый из вас идёт через дорогу со скоростью
1,5
м
\
с
,
ширина дороги
6
м
,
светофор горит
12
сек
.
Успеете вы перейти
дорогу или нет
?-
задала я вопрос
.
-
Три раза успею
,-
это уже Руслан
.
Даже подумать другим не дал
.
Пришлось ему объяснять своё умозаключение
.
Вспомнили формулы движения
,
записали уже не первый раз их в
тетрадь
,
и я снова предлагаю решить задачу
.
-
На расстоянии
4
км от пешехода движется автомобиль со скоростью
48
км
\
ч
.
Как должен поступить пешеход
,
которому надо перейти на другую
сторону дороги
,
шириной
18
м
,
скорость его
1,5
м
\
с
?
Считали долго
.
Нужно было не просто сосчитать
,
а соотнести результат
с действительной жизненной ситуацией
.
Спустя некоторое время
,
стали
называть ответы
.
Верное решение мы записали на доске
.
1.
4:48=1\12(
ч
) = 5(
мин
)=300(
с
)-
время
,
через которое автомобиль
поравняется с пешеходом
.
2.
18:1,5=12(
с
)-
время
,
за которое пешеход перейдёт дорогу
.
3.
12<300
Вывод
:
пешеходу не стоит торопиться
,
он спокойно перейдёт дорогу
.
И тут сообразительный Руслан снова внёс разлад в спокойное течение
урока
.
-
Очень интересно
,
как этот пешеход смог увидеть автомобиль за
4
км от
него
?
Он что
,
в бинокль глядел
?
Молодец же всё
-
таки
,
подумала я и сказала об этом вслух
.
-
Измени условие задачи
,-
предложила я ему
.
За расстояние взяли
40
м
,
и задача приобрела новый смысл
.
1.40:48000=1\1200(
ч
)=3(
с
)
время
,
через которое автомобиль поравняется с
пешеходом
.
2.18:1,5=12(
с
)-
время
,
за которое пешеход перейдёт дорогу
.
3. 12>3
Вывод
:
пешеходу не стоит торопиться
,
он спокойно перейдёт дорогу
,
когда автомобиль проедет
.
Перебегать дорогу перед автомобилем
нельзя
,
не успеть
.
В ходе решения выяснили
,
что необходимо повторить действия с
обыкновенными и десятичными дробями
.,
а так же перевод одних
единиц измерения в другие
.
Пока заполняли ниже приведённую таблицу
,
урок подошёл к концу
.
м
\
с
км
\
ч
км
\
ч
м
\
с
2
5
90
6
0
45
В качестве домашнего задания
- 1.
остался невыясненный вопрос Маши
Пластининой
, 2.
придумать свою задачу на движение
.
Урок №
3.
Двери настежь
.
В кабинет с шумом врывается весёлый и
жизнерадостный «клубок» моих энергичных пятиклашек и рассыпается
по всему классу
.
-
Я про Ивана Царевича задачу составил
,
как он на ковре
-
самолёте
летал
,-
Денис
-
А я про зайчат
,
как они от волка убегали
,-
это отличница Вероника
.
-
А у меня задача про старуху Шапокляк
,-
это фантазёрка Света
.
Дети любят сказки
.
Даже взрослые их любят
.
Потому что интересно
,
потому что всё хорошо кончается
,
потому что добро обязательно
победит
.
Ну что же
,
сказки
,
так сказки
.
-
Представляете
,
иду я сегодня в школу
,
а впереди по середине дороги
,
на метле
,
баба Яга мчится
,-
у меня очень серьёзное лицо
.
Заулыбались
.
Стали усаживаться поудобнее
.
Успокоились
.
С
любопытством смотрят на меня во все глаза
.
А какое внимание
!
-
Ну
-
ну
,
рассказывайте
, -
раздался с первой парты ироничный возглас
Михаила
,
но скрыть свою заинтересованность ему не удалось
.
-
Я бы и рассказывать не стала
,
если бы не было ничего особенного
.
Вы
знаете
,
что у нас на дорогах двустороннее движение
,
а тут на метле по
середине дороги с бешеной скоростью мчится эта старушка
.
Машины к
обочине отшвыривает
,
метлой пыль поднимает
,
да ещё и ругательства
разные выкрикивает в адрес «неграмотных» водителей
.
-
А что это она по дороге бежала
,
а не по воздуху летела
? -
это Денис
,
видимо
,
хорошо дома обдумал вопрос о летательных аппаратах
.
-
Я думаю
,
тормозила перед остановкой
,-
повернулась к нему Фоминых
Настя
-
личность творческая
,
неординарная
.
Сказки
-
это её стихия
.
Моя
скромная фантазия может спокойно отойти на задний план
,
Настя
взялась за дело
.
-
Чего она сюда явилась
?-
Роман недоумённо развёл руками
.
-
В гости к Кощею прилетела
.
Он тут недалеко постовым работает
,-
Настя
,
как всегда
,
на высоте
.
Там
,
где нет пешеходного перехода
,
а
перекрёсток особо сложный
,
там постовой стоит
.
Вот Кощей и устроился
.
Как костями своими забренчит
,
все в нужном направлении идут и едут
.
Надо видеть выражение лиц этих сорванцов
!
Конечно
,
всё
,
о чём
говорит Настя – сказка и ложь
,
но разве можно Насте не верить
?!
А
,
главное
,
как хочется верить
.
Настя же дала развёрнутый ответ на вопрос
как быть
,
если нет светофора
.
-
Дорогу надо переходить по подземному или наземному пешеходному
переходу
.
Все знают «зебру» на дороге и специальный знак
«Пешеходный переход»
-
синий квадрат
,
внутри которого в белом
треугольнике нарисован чёрный силуэт человека
,
идущего по «зебре»
.
Если переходов нет
,
то улицу пересекают на перекрёстках по линии
тротуаров или обочин
.
На дорогах же вне населённых пунктов
пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к ней и в
таких местах
,
откуда дорога хорошо просматривается в обе стороны
.
Если же не успеваешь перейти
,
можно остановиться на островке
безопасности по середине дороги
.
-
Так встретится Яга с Кощеем или нет
?-
всё тот же недоумевающий
Роман
.
-
Встретились уже
,-
сказала я
.
Баба Яга пролетела мимо Кощея со
скоростью
105
км
\
ч
,
не заметив его
.
Кощей
,
находясь
,
на сей раз
,
на посту
ГАИ
,
две минуты соображал
,
что это было
.
Затем помчался вслед за
Ягой со скоростью
210
км
\
ч
,
обогнал её и не заметил тоже
.
Ему
потребовалось
10
мин
,
чтобы осознать это
.
Через
10
мин он развернулся
,
снизил скорость до
15
км
\
ч и поехал навстречу бабе Яге
.
Встреча
обязательно произошла
.
Через какое время после разворота Кощей
встретился с бабой Ягой
?
Задача для пятиклассников довольно сложная
.
Но решалась она весело
.
Дети живо представляли себе картинку с Ягой и Кощеем
,
и сказочный
сюжет превращался в реальный
.
Решение
:
первоначально
,
баба Яга была в пути
12
мин
=1\5
ч и проехала
расстояние
105?1\5=21(
км
),
Кощей со скоростью
210
км
\
ч проехал
10
мин
=1\6
ч и
210?1\6=35(
км
).
Далее
,
расстояние между ними
35-21=14(
км
)
делим на скорость их сближения
105+15=120(
км
\
ч
)=2 (
км
\
мин
),
получаем
время
14:2=7(
мин
).
Ответ
:
через
7
минут они встретились
.
-
Нет
,
мне
,
все
-
таки интересно
,
на чём же Кощей догонял бабу Ягу
? -
как
-
то робко спросил Максим
.
-
Не на чём
,
а в сапогах
-
скороходах
,
и правила обгона он соблюдал
,
и Яге
объяснил
,
что у нас правостороннее движение
, -
быстро поставила его
на место Настя
.
Основное правило движения на дороге – держитесь
правой стороны
.
-
А он всё
-
таки кто
,
постовой или инспектор ГАИ
? -
е унимался Максим
.
-
Какая разница
,
порядок на дороге наводит
,-
это тихо Маша
,
но Настя не
стала ей возражать
.
Да
,
теперь
,
кажется
,
всё встало на свои места
.
С бабой Ягой
разобрались
.
Далее решали и обсуждали задачи
,
предложенные
учениками
.
1.
Ветер сорвал со старухи Шапокляк шляпу
.
Шляпа упала в
10
м от неё и
покатилась со скоростью
3
м
\
с
.
Тут же из кармана старухи Шапокляк
выскочила крыска Лариска и побежала за шляпой
.
Она догнала её через
10
с
.
С какой скоростью бежала крыска Лариска
?
2.
Переднее колесо экипажа принцессы делает
24
оборота на том же
расстоянии
,
на котором заднее колесо делает
16
оборотов
.
На заднем
колесе сидела лягушка
.
Она смогла проехать лишь один оборот этого
колеса
.
Найдите расстояние
,
которое проехала лягушка
,
если длина
окружности переднего колеса
- 2,2
м
.
3.
Расстояние от дома Аладдина до волшебной пещеры примерно
15
км
.
От дома до пещеры Аладдин шёл пешком
,
причём большую часть пути
ему пришлось идти в гору
,
поэтому его скорость была около
3
км
\
ч
.
Обратно же он летел на ковре
-
самолёте
,
со средней скоростью около
5
км
\
ч
,
так как любовался красотами сверху
.
И всё же на обратный путь
он потратил времени меньше
.
Сколько времени примерно потратил
Аладдин на возвращение
?
Прежде чем решить задачу
,
детей интересовало всё
.
И как дул ветер
,
т
.
е
.
в каком направлении летела шляпа Шапокляк вдоль или поперёк
дороги
,
и что делала принцесса на болоте
,
и почему так медленно
летает ковёр
-
самолёт
.
Их
,
прежде всего
,
захватывал сказочный сюжет
,
и
они пытались переложить его на реальность
.
Сорока минут урока оказалось мало
.
Расходились с нежеланием
.
Детям
хотелось продолжить наше сказочное общение дальше
.
Домашнее задание
:
собираем и составляем задачи на движение
,
решить
1-2
задачи
(
по желанию
).
Мы составляем свой сборник «Задачи
на движение
-5
класс»
.
«Красивые» решения сложных задач тоже в нём
будут напечатаны
.
Урок №
4 .
Учебник «Математика
-5
»
(
А
.
Г
.
Мордкович
)
насчитывает около
50
задач на движение с разными условиями
..
Это около
5%
от общего
количества задач учебника
.
Нам этого оказалось мало
.
Мы с моими
учениками
.
решаем такие задачи с обсуждением и переносом на
реальные условия жизни
,
с опорой на эти условия
,
опыт и знания самих
учеников
.
Этот урок прошёл спокойно
,
размеренно
.
Задачи решали со знанием
дела
.
К решению подходили очень серьёзно
,
что незамедлительно
сказалось на результатах урока
.
Отличные и хорошие оценки подняли
настроение
,
уверенность в своих силах
.
Самое главное
,
на уроке ещё
раз убедились в необходимости соблюдения ПДД
,
Задача
.1 .
Прохожий заметил идущий на остановку автобус в
180
м позади
себя
.
Чтобы не опоздать
,
он побежал и через
12
с прибежал на остановку
одновременно с автобусом
.
С какой скоростью пришлось бежать
прохожему
,
если известно
,
что автобус движется со скоростью
19
м
\
с
?
Задача
2 .
Для отправления детей в пионерский лагерь было подано
8
одинаковых автобусов
.
Если бы в каждом автобусе было на
15
мест
больше
,
то в них смогли бы разместиться
360
человек
.
Сколько мест
было в каждом из поданных автобусов
?
Задача
3 .
Маша и Саша решили путешествовать автостопом
.
Однажды
они оказались в треугольнике
,
образованном тремя дорогами
.
Они
решили поехать по той дороге
,
по которой пойдёт первая машина
.
Покажите
,
где они долены стоять
,
чтобы находиться на одинаковом
расстоянии от каждой из трёх дорог
.
Ответ обоснуйте
.
Обсудили правила поведения в автобусе и опасности
,
которые могут
встретиться при путешествии автостопом
,
где должен бежать человек
,
спешащий к автобусу
.
Домашнее задание
:
на альбомных листках начертить маршруты
,
по
которым дети идут из дома в школу
,
«прикинуть» длину этих маршрутов
и расстояние от дома до школы
.
Урок №
5 .
Я обратила внимание на то
,
что в классе очень спокойная
обстановка
,
несмотря на перемену
.
Спокойно готовятся к уроку мои
ученики
.
Назвать их бегунами сегодня не могу
.
Я наблюдаю
,
как они развешивают
листы с домашним заданием на доску
,
деловито обсуждая
выполненные работы
,
прикидывая так ли это на самом деле
.
-
Конечно
,
здесь быстрее
,
но перехода нет
,-
рассказывает Максим
,
с
гордостью демонстрируя свою работу
.
Михаил
,
как всегда
,
отличился
-
представил несколько вариантов своих
маршрутов от дома до школы
.
Всё верно
:
улочки
,
переулочки
,
переходы
,
параллельность
,
перпендикулярность соблюдены
.
И в начале урока мы
повторяем именно этот
,
как оказалось нужный для жизни
,
математический материал
.
Мы поговорили так же о масштабе
,
проанализировали выполнение
домашнего задания
,
отметили
,
что длина маршрута может не совпадать
с расстоянием между пунктами
,
и вновь разговор перешёл к дороге
.
-
Я вчера на перекрёстке улиц Милицейской и Карла Маркса
исследования проводила
,-
отличница Вероника оправдывает свой
гордый статус
.
В течение
20
секунд
,
в направлении улицы К
.
Маркса
проходило
,
в среднем
,
машин
40-44.
Это значит
,
что каждую секунду
,
в
среднем
,
здесь проходит две машины
.
-
Гораздо больше
,-
это опять наш принципиальный Максим
.
-
День на день и час на час не приходится
, -
парировала Вероника
.
А
пешеходов за
12
сек проходит
5-15
человек
.
Я пронаблюдала
,
как прошли
100
человек
(
удобнее считать
).
Из них шестеро молодых людей и двое
взрослых переходили дорогу на красный свет
,
трое мальчишек и две
женщины ожидали разрешающего сигнала светофора
,
стоя на дороге за
бордюром
.
Итого
13%
пешеходов нарушили ПДД
.
Женщинам я сказала
,
что там стоять нельзя
,
а мальчишки меня не слушали
.
Зато в классе все мальчишки и девчонки слушали Веронику очень
внимательно
.
Молодец
,
Вероника
!
Хороший пример подала остальным
ребятам
.
В такие моменты наблюдать за ними очень интересно
.
В их
светлых головках зреют грандиозные планы
,
и я верю
,
что всё у них
получится
.
В качестве самостоятельной работы на уроке
,
я предложила поменяться
ученикам придуманными дома задачами на движение с соседом по
парте
.
Затем они проверяли и оценивали работы друг друга
.
Закончилась рабочая неделя
,
в течение которой мы с пятиклассниками
прошли путь длиною в пять уроков математики
.
На этом пути ученики
встретились не только с важными и сложными математическими
понятиями
,
они решали не менее сложные и более важные жизненные
задачи
.
Я учила их уважительно относиться к собственной жизни
,
беречь
её
.
Я учила их ценить жизнь вообще
.
Впереди у нас ещё долгий путь
,
и я верю
-
мы многому ещё научимся
.