Автор: Елшина Ольга Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: "Почему ребенку нужна игра?"
Раздел: дошкольное образование
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей
группе компенсирующей направленности № 4
«Почему ребенку нужна игра?»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме
активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
«Игра — это огромное светлое
окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается
живительный поток
представлений, понятий об
окружающем мире. Игра — это
искра, зажигающая огонек
пытливости и
любознательности».
Сухомлинский В.А
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Цель нашей встречи -
помочь вам через игру с детьми воспитать качества необходимые для
успешной
социализации
в
обществе,
успешного
обучения
в
школе.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагаю поразмышлять на
эту тему)
Я думаю, что из множества родителей никто не скажет, что их ребенок не
любит играть. Большинство родителей к игре детей относят забавы, шалости,
досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любимые
игры
детей,
по
их
мнению,
это «школа», «детский
сад», «больница», «куклы», «войнушка»,
подвижные,
настольные,
компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры
в развитии их ребенка.
Ситуация для анализа 1: Дочка все время играет. Она постоянно
разговаривает
сама
с
собой,
сделала
кассу,
нарезала
бумажные «деньги» перекладывает их с места на место… Разве это помогает
ее развитию?
Психолог: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми
родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать
тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д
Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к
будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами
являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно
игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры,
которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра -
потребность
детского
организма,
средство
разностороннего
воспитания ребенка.
Вопрос к обдумыванию.
В чем, по вашему мнению. Заключается роль игры в развитии ребенка?
Психолог: Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые
порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.
Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется
конец света?», — он ответил: «Играть».Заметьте: не плакать, не спасаться,
а играть!
К
сожалению,
современные
дети,
те,
для
кого игра -
жизненная
необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит
психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы
перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать?
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции
от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой
культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама
суть
детской
игры:
она
стала
какой-то
невеселой,
агрессивной,
индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей,
проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих
в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством
животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.) . А
зачем ребенку нужна игра?
Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) ;
«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев) ;
Ситуация для анализа 2.
- На участке детский гомон. Новенький мальчик пяти лет, впервые
попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющих детей:
одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный
город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - спрашивает
у ребенка воспитатель.
Тот удивленно смотрит на взрослого и равнодушно отвечает:
-Не - е - е…. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и
целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает у ребенка
воспитатель.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас нападу на них! (в голосе
слышится враждебность)
- Ему бы только стрелять, убивать да в войну играть, - жалуется вечером
мать воспитателю.
- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает
воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащие в
сумке у матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать.
Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да
и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм,
например.
- А зачем? - перебивая педагога, недоумевает мама. – Пусть играет, во что
хочет. Хоть в «Соловья-разбойника»! Какое это имеет значение!
Вопросы к обсуждению.
• Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении
личности те роли, которые берет на себя ребенок?
• Какое содержание в играх преобладает у вашего ребенка?
• В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Ситуация для анализа 3.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить
вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.
-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал
Слава и,набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я
вам принесу!
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
• Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если
некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они
выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же
продуктивная деятельность, как для взрослого работа.
Но главное для Вас родителей
— прислушиваться к интересам и
потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его
еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным
родителем и прекрасным другом! Ребёнок очень рад минутам, подаренным
ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.
Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем
больше
взаимоотношения,
общих
интересов,
любви
между
ними
в
дальнейшем.