Напоминание

"Почему ребенку нужна игра?"


Автор: Елшина Ольга Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: "Почему ребенку нужна игра?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей

группе компенсирующей направленности № 4

«Почему ребенку нужна игра?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме

активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

«Игра — это огромное светлое

окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается

живительный поток

представлений, понятий об

окружающем мире. Игра — это

искра, зажигающая огонек

пытливости и

любознательности».

Сухомлинский В.А

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Цель нашей встречи -

помочь вам через игру с детьми воспитать качества необходимые для

успешной

социализации

в

обществе,

успешного

обучения

в

школе.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?

Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагаю поразмышлять на

эту тему)

Я думаю, что из множества родителей никто не скажет, что их ребенок не

любит играть. Большинство родителей к игре детей относят забавы, шалости,

досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любимые

игры

детей,

по

их

мнению,

это «школа», «детский

сад», «больница», «куклы», «войнушка»,

подвижные,

настольные,

компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры

в развитии их ребенка.

Ситуация для анализа 1: Дочка все время играет. Она постоянно

разговаривает

сама

с

собой,

сделала

кассу,

нарезала

бумажные «деньги» перекладывает их с места на место… Разве это помогает

ее развитию?

Психолог: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми

родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать

тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д

Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к

будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами

являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета, собственно

игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры,

которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра -

потребность

детского

организма,

средство

разностороннего

воспитания ребенка.

Вопрос к обдумыванию.

В чем, по вашему мнению. Заключается роль игры в развитии ребенка?

Психолог: Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые

порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.

Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется

конец света?», — он ответил: «Играть».Заметьте: не плакать, не спасаться,

а играть!

К

сожалению,

современные

дети,

те,

для

кого игра -

жизненная

необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит

психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы

перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки — летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции

от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой

культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама

суть

детской

игры:

она

стала

какой-то

невеселой,

агрессивной,

индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм - шалостей,

проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих

в озорство и даже хулиганство (забавы с огнем, взрывами, мучительством

животных, а то и людей, бессмысленное разрушение и т. п.) . А

зачем ребенку нужна игра?

Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи.

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) ;

«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев) ;

Ситуация для анализа 2.

- На участке детский гомон. Новенький мальчик пяти лет, впервые

попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющих детей:

одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный

город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - спрашивает

у ребенка воспитатель.

Тот удивленно смотрит на взрослого и равнодушно отвечает:

-Не - е - е…. Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и

целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает у ребенка

воспитатель.

- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас нападу на них! (в голосе

слышится враждебность)

- Ему бы только стрелять, убивать да в войну играть, - жалуется вечером

мать воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает

воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащие в

сумке у матери.

- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать.

Боевой растет, даже слишком.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да

и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм,

например.

- А зачем? - перебивая педагога, недоумевает мама. – Пусть играет, во что

хочет. Хоть в «Соловья-разбойника»! Какое это имеет значение!

Вопросы к обсуждению.

• Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении

личности те роли, которые берет на себя ребенок?

• Какое содержание в играх преобладает у вашего ребенка?

• В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Ситуация для анализа 3.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить

вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.

-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал

Слава и,набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я

вам принесу!

Вопросы для обсуждения:

• Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

• Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если

некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они

выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же

продуктивная деятельность, как для взрослого работа.

Но главное для Вас родителей

— прислушиваться к интересам и

потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его

еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным

родителем и прекрасным другом! Ребёнок очень рад минутам, подаренным

ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.

Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем

больше

взаимоотношения,

общих

интересов,

любви

между

ними

в

дальнейшем.



В раздел образования